Требования к качеству и эффективности
Введение
В настоящее время выбор технологий, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения финансирует инвестор. В этих условиях не существует методов управления, обязательных для всех. Чем выше обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество управленческого решения, тем меньше финансовый риск инвестора.
Если при разработке управленческого решения не достаточно точно спрогнозировали стратегию фирм, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения компонентов внешней и внутренней среды, то завтра ей грозит банкротство. Будущее формируется сегодня. Поэтому экономя здесь принесет неизбежно огромные потери в будущем из-за тиражирования допущенной ошибки на последующих этапах жизненного цикла объекта.
Соотношение из американской практики менеджмента – 1:10:100:1000, где:
1 – экономия, полученная на стадии стратегического маркетинга и научно-исследовательских работ (НИР) за счет не использования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений;
10 – потери на стадии опытно-конструкторских и технологических работ (ОКТР);
100 – потери на стадии производства объекта (модернизации);
1000 – потери в сфере потребления объектов.
По конкурентоспособности Россия занимает 70 место из 102 (оценки 2004г). В то же время, Россия имеет конкурентные преимущества: богатство недр (на первом месте, опережая США в 4 раза); научно-технический потенциал; трудовые ресурсы. Однако, последние два ежегодно теряются.
Основными причинами слабости российской экономики являются: совершенно недостаточные государственные вложения в развитие образования, науки, здравоохранения; слабое государственное регулирование экономики; неразвитость систем управления (менеджмента) на всех уровнях управленческой иерархии, неустойчивость банковской системы и т.д., усугубляемые беспринцендентной коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства.
Почти за 20 лет рыночных преобразований не приняты действенные программы повышения конкурентоспособности страны, хотя работы в этом направлении ведутся. Низкое качество подготовки и переподготовки специалистов объясняется ориентацией ВУЗов на переводные учебные пособия по экономике, маркетингу, менеджменту. В результате у нас эффективность использования ресурсов почти в 3 раза ниже в сравнении с развитыми странами Запада. Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке не достигает 1%, а жизненный уровень населения почти в 10 раз ниже, чем в тех же странах Запада. И здесь не последняя роль принадлежит конкурентоспособности управленческих решений. Зачастую в методической литературе факторами (стратегия, методы) обеспечения конкурентоспособности считается только качество и цена товара. Отсюда ценовая и неценовая стратегии. Не учитывается качество сервиса товара на конкретном рынке, эксплуатационные затраты на его использование, которые по сложной технике в 10 раз и более выше цены, факторы времени службы товара. Ряд авторов считает, что нельзя смешивать показатели качества продукции, связанные с удовлетворением наших потребностей, и показатели ее ресурсозатрат, которые мы вынуждены нести. Другими словами, нельзя ставить знак равенства между понятиями «качество» и «конкурентоспособность». Безусловно, качество – важнейший фактор конкурентоспособности, но его доля в последней занимает по оценке Фатхутдинова Р.А., всего около 40%. Остальные 60% приходится на: цену (30%), качество сервиса товара на конкретном рынке (20%), и эксплуатационные затраты (10%). Думается, что эти пропорции для различных товаров имеют различные значения, но в среднем это так.
В политической экономии закон экономии времени трактуется как закон неуклонного снижения затрат прошлого (овеществленного) и живого труда на единицу продукции. В этой формулировке две неточности:
1. кроме прошлого и живого труда в сфере производства для получения полезного эффекта от товара необходимо затратить и будущий труд в сфере потребления и утилизации;
2. единица продукции в штуках, тоннах, деньгах не учитывает ее предназначения.
Продукция производится для удовлетворения потребностей, измеряемых в единицах потребительской стоимости, полезного эффекта, отдачи, выполняемых функций. Закон экономии времени – это объективный закон снижения суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта, получаемого от его использования за тот же период.
При анализе условий повышения качества и эффективности управленческих решений в литературе не всегда отражаются законы организации в статике и динамике: законы композиции, пропорциональности, онтогенеза, синергии, упорядоченности, единства анализа и синтеза, самосохранения. Перечисленные законы оказывают существенное влияние на степень обоснованности целей и структур, выполнение требований к обеспечению организованности процессов и т.д. на конкурентоспособность управленческих решений оказывают влияние широта и глубина применения научных подходов и принципов управления. В совокупности, экономические законы, закон организации, научные подходы, новые информационные технологии являются инструментами современной новой экономики.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ЭФФЕКТИВНОСТИ