Тема 3.1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Нематериальные активы – это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.
Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:
1) отсутствие материально-вещественной формы;
2) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
4) использование их в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
5) наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
6) отсутствие у организации намерения их перепродать в течение 12 месяцев;
7) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием отнесения того или иного объекта к данной категории имущества является также его отчуждаемость. Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.
Нематериальными активами не могут быть признаны интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам.
Тема 3.2. СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ К нематериальным активам относятся результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, деловая репутация организации (гудвилл), К результатам интеллектуальной деятельности относят объекты патентного права произведения науки, литературы и искусства; изобретение; полезные модели; селекционные достижения; программы для ЭВМ; секреты производства (ноу-хау). Средства индивидуализации - товарные знаки и знаки обслуживания. Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи. Программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Секреты производства (ноу-хау) в соответствиис ГК РФ представляют собой сведения любого характера (производственные, экономические, организационные), которые имеют коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. Товарные знаки, знаки обслуживания – это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами. Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров. По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %. Наименование места происхождения товара или услуги - это всегда географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт или услуга. Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (гудвилл). появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств. Нематериальные активы неоднородны по своему составу,· по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков. По признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применение, которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем. По степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты. В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами), другая – к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами). |
Тестовый контроль
1. Можно ли включить литературное произведение в состав нематериальных активов?
нет, объект не используется в процессе производства;
да, объект относится к результатам интеллектуальной деятельности;
нет, объект не приносит пользу, выгоду
2. Товарные знаки включаются в состав
средств индивидуализации;
результатов интеллектуальной деятельности;
деловой репутации предприятия;
3. Ценность нематериальных активов для предприятия заключается в том, что их использование
позволяет увеличить объем производимой продукции;
снизить затраты на производство;
повысить конкурентоспособность продукции;