Особенности функционирования и регулирования международного рынка автотранспортных услуг
Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до двери» без дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором — способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку в пункты назначения.
Любая перевозка начинается с необходимости у двух субъектов хозяйствования переместить какие-либо товары или сырье из одного места в другое. Потребность в перевозках существует всегда, это связано с простейшими экономическими процессами, происходящими в обществе. Однако перевозка грузов является дорогостоящим мероприятием, в особенности, если речь идет о доставке грузов на большие расстояния и перевозке по территории иностранных государств. Средства, затрачиваемые на содержание гаражного хозяйства и осуществления перевозки, очень значительны и в денежном выражении находятся в непосредственной близости от эконо-мической выгоды от перемещения груза. Это доказывает, что эффективно в финансовом плане смогут работать только специализированные автотранспортные предприятия, непосредственно и регулярно занимающиеся перевозками; а также неэффективность содержания другими субъектами хозяйствования большого числа транспортных средств, в особенности специализированных и большегрузных. Мелкими товаропроизводителями перевозки крупных партий груза осуществляются нерегулярно, и только особо крупные производственные концерны содержат свои АТП. Но это возможно при значительных объемах производства и определенной политике концерна. Большое количество субъектов хозяйствования различных размеров и форм собственности обеспечивают постоянный спрос на транспортные услуги. Это обуславливает возможность создания специализированных автотранспортных предприятий, зани-мающихся непосредственно перевозками, содержащих подвиж-ной состав различного назначения, работающих с различными клиентами.
Большинство европейских товаропроизводителей – будущих клиентов автотранспортных предприятий – являются небольшими независимыми фирмами, действующими в условиях рынка и производящими различные товары. Схема производственной работы в Европе не включает складирования результатов производства. Все товары сразу же поступают потребителям. В случае, если клиенты данной фирмы находятся в другом государстве, появляется необходимость в доставке груза в международном сообщении. Изредка возить небольшие партии грузов на расстояния в тысячи километров, как было сказано выше, является экономически неэффективным. Поэтому в странах западной Европы в данном случае применяется система транспортно-экспедиционного обслуживания.
Организация автомобильных перевозок грузов – процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания, точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и государственных законов. Сложность управления международными перевозками заключается в том, что требуется управление объектом (грузом), находящимся на расстоянии тысяч километров от управляющего, который должен принимать оперативные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки. Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в большей степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и от различного ряда посредников. Такими посредниками в международных транспортных операциях являются специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его грузополучателю.
Посредничество в области международных перевозок все больше охватывает необходимый комплекс услуг и операций, называемый транспортно-экспедиционным обслуживанием. При этой системе на рынке действуют ряд фирм занимающихся предоставлением этих услуг. Данные предприятия подразделяются на транспортные, экспедиционные и смешан-ные.
Организация международного автомобильного движения и перевозок грузов автомобильным транспортом регламентируется нормативными документами, разработанными различными правительственными и неправительственными организациями и их органами в каждой из стран мира. Все действующие документы можно свести к следующим основным группам:
1) требования к транспортным средствам, допускаемым к международным автомобильным перевозкам;
2) правила, организация и безопасность движения транс-портных средств по автомобильным дорогам;
3) требования к водителям транспортных средств, выполняющих международные перевозки, организация их труда;
4) условия выполнения международных автомобильных перевозок;
5) права, обязанности и ответственность сторон, участвующих в перевозочном процессе;
6) правила пограничного и таможенного контроля;
7) налогообложение международных автомобильных перевозок и участвующих в них транспортных средств.
Вопросами развития международных перевозок, совершенствования транспортных средств, устранения препятствий в движении грузов занимаются не только национальные, но и международные организации. В свою очередь они делятся на правительственные и неправительственные организации. К правительственным относятся: Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ОНН и Комиссия по транспорту Европейского экономического сообщества. К неправительственным относятся: Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA), а также национальные ассоциации и союзы. В Беларуси к таким относится: Бело-русская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП, член IRU), Белорусская ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ, член FIATA), а также Белорусский союз транспортников (БСТ).
В своей деятельности в нашей стране транспортные и экспедиционные фирмы руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь: законом о деятельности предприятии и совместных предприятий на территории Беларуси, постановлениями Совета Министров, распоряжениями Национального банка, Государственного Налогового Комитета, Государственного Таможенного Комитет, а так же другими нормативными документами, затрагивающими их существование и деятельность. Так как данные фирмы занимаются перевозками грузов в международном сообщении, то в своей деятельности они так же подчиняются дорожному, налоговому и таможенному законодательству стран транзита и назначения, международным конвенциям в области транспорта: « ... о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ)», «Конвенция МДП» (CARNET-TIR ), « ... о согласовании условий проведения контроля грузов на границе », « ... о труде и отдыхе экипажей » и т. д.