Методические рекомендации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

5-е издание, переработанное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ,

Заведующего кафедрой гражданского процесса

Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,

Доктора юридических наук, профессора

М.К. ТРЕУШНИКОВА

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по юридическому образованию высших учебных заведений

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению "Юриспруденция"

и специальности "Юриспруденция"

Коллектив авторов:

Аргунов В.В., канд. юрид. наук, доц. - гл. 29;

Борисова Е.А., докт. юрид. наук, проф. - гл. 26, 30, 36, 38;

Бочарова Н.С., канд. юрид. наук, доц. - гл. 12, 13;

Воронов А.Ф., заслуженный юрист РФ, докт. юрид. наук, проф. - гл. 27, 28;

Иванова С.А., канд. юрид. наук, проф. - гл. 7, 8, 10, 16;

Кудрявцева Е.В., докт. юрид. наук, проф. - гл. 23, 24, 35, 39;

Малешин Д.Я., докт. юрид. наук, проф. - гл. 18;

Моисеев С.В., канд. юрид. наук, доц. - гл. 37;

Молчанов В.В., докт. юрид. наук, проф. - гл. 2, 3, 14, 15;

Пискарев И.К., заслуженный юрист РФ, канд. юрид. наук, доц. - гл. 9, 22, 25;

Салогубова Е.В., канд. юрид. наук, доц. - гл. 11, 20;

Треушников М.К., заслуженный деятель науки РФ, докт. юрид. наук, проф. - Методические рекомендации по изучению курса "Гражданский процесс", Программа учебной дисциплины "Гражданский процесс", гл. 1, 5, 6, 19;

Шерстюк В.М., докт. юрид. наук, проф. - гл. 4, 17, 21, 31 - 34.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС"

Изучение гражданского процессуального права (гражданского процесса) как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании следует начинать с анализа и восприятия программы учебной дисциплины "Гражданский процесс".

Программа курса в качестве документа помещена непосредственно за предлагаемыми методическими рекомендациями. Она рассчитана на получение знаний с учетом объема учебного времени, предусмотренного на изучение гражданского процесса в высших юридических учебных заведениях России. Программа обучения является необходимым компонентом, определяющим лекционную, практическую (семинарскую) и самостоятельную формы работы преподавателей и студентов. Кроме тематики непосредственно по гражданскому процессу в программе предусмотрено изучение арбитражной, нотариальной и третейской форм защиты права.

Наука гражданского процессуального права, или гражданского процесса, относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее значение определяется объективной ролью гражданского процессуального права в регулировании общественных отношений при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Прежде чем изучать курс гражданского процессуального права детально, необходимо иметь верное представление об исходных понятиях, таких как "гражданское процессуальное право", "гражданский процесс", "наука гражданского процессуального права", "объект гражданского процессуального права", учебная дисциплина "Гражданский процесс", система гражданского процессуального права, система науки гражданского процесса.

В настоящее время в Российской Федерации существуют три ветви судебной власти.

В пределах закрепленных в Конституции РФ полномочий судебную власть осуществляют Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ), суды общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) и арбитражные суды (ст. 127 Конституции РФ).

Судебная система Российской Федерации в целом устанавливается Конституцией РФ (п. 3 ст. 118). При этом суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют собственное устройство, т.е. их можно рассматривать как подсистемы единой судебной системы России.

Согласно ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Законом о судебной системе, не допускается.

--------------------------------

<1> Принят Государственной Думой РФ 23 октября 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г.

В России действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи и конституционные (уставные) суды), составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ, апелляционные окружные суды, федеральные арбитражные суды округов (суды кассационной инстанции), арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суды каждой из трех ветвей судебной власти организационно независимы друг от друга и руководствуются при осуществлении правосудия самостоятельными источниками процессуального права.

Порядок деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>. Функционирование Конституционного Суда РФ изучается в науке конституционного права России.

--------------------------------

<1> Принят Государственной Думой РФ 24 июня 1994 г.

Арбитражные суды России рассматривают и разрешают экономические споры между организациями или с участием граждан-предпринимателей и руководствуются Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ <1>.

--------------------------------

<1> Принят Государственной Думой РФ 21 июня 2002 г.

Судебная власть в судах общей юрисдикции в настоящее время осуществляется посредством трех форм судопроизводства - гражданского, уголовного и административного.

В порядке гражданского судопроизводства в России в современный период ежегодно рассматриваются и разрешаются свыше 12 млн. гражданских дел: о защите и охране закрепленных в Конституции РФ и других законах основных прав и свобод граждан и организаций - политических, трудовых, гражданских, семейных, жилищных, земельных и иных прав. Они называются "гражданскими" традиционно и независимо от того, что имеют в основании разнообразные правоотношения.

Гражданское процессуальное право - отрасль права, включающая совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками гражданского процесса и судом общей юрисдикции всех инстанций (в дальнейшем - судом) при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) - урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения отнесенных к ведению судов гражданских дел.

Гражданский процесс универсален как принудительная форма защиты субъективных прав, возникающих не только и не столько из гражданских, сколько из семейных, трудовых, социальных, жилищных, земельных, экологических и даже публичных правоотношений.

По словам известного российского ученого XIX в. Ю.С. Гамбарова, "гражданский процесс есть порядок принудительного осуществления гражданского права и сводится к совокупности норм, определяющих образ действия как существующих органов защиты права, так и лиц, пользующихся этой защитой или так или иначе привлекаемых к ней" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданский процесс: Курс лекций, читанных проф. Ю.С. Гамбаровым в 1894 - 1895 акад. г. // Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2005. С. 93. Подробно о сущности гражданского процесса см.: Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. С. 91 - 146.

Наука гражданского процессуального права (гражданского процесса) изучает общественные отношения, складывающиеся в деятельности судов по рассмотрению гражданских дел и выполнению задач, возложенных на суд как орган правосудия. Она исследует процессуальные нормы в неразрывной связи с их применением на практике и анализирует причины возникновения гражданско-правовых споров и дел в судах, обобщает судебную практику, дает рекомендации по совершенствованию норм процессуального права.

Объектом науки гражданского процессуального права являются гражданское процессуальное право как отрасль права и общественные отношения, складывающиеся в процессе отправления правосудия в судах общей юрисдикции, взятые в их развитии. Наука гражданского процессуального права имеет своим предметом вопросы теории и истории гражданского процессуального права.

В процессе изучения теории и судебной практики обнаруживаются недостатки или пробелы в действующем законодательстве. В связи с этим наука гражданского процессуального права имеет цель - разработать обоснованные прогнозы по совершенствованию законодательства, предупреждению правовых споров, формированию правосознания граждан, включая юристов.

Гражданское процессуальное право не регулирует деятельность арбитражных судов, нотариата, третейских судов, органов, исполняющих судебные акты и акты иных органов, но наука гражданского процесса исследует эти правовые явления.

В содержание и систему учебной дисциплины гражданского процесса кроме тематики гражданского судопроизводства входят темы, связанные с деятельностью арбитражных судов, нотариата, третейских судов, органов исполнения судебных актов.

Изучение процессуальных аспектов деятельности органов государства, осуществляющих защиту права, является объектом науки и учебной дисциплины гражданского процесса, поскольку их функция, как и суда, связана с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Дисциплина "Гражданский процесс" изучается в течение двух семестров, т.е. учебного года.

В расписании на изучение гражданского процесса практически отводится четыре часа в неделю, и они распределяются равномерно на две формы занятий: два часа в неделю - лекция и два часа - практическое занятие (семинар). Семинарские занятия по тематике следуют за соответствующими по теме лекциями и имеют целью закрепление полученных на лекции знаний.

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) подлежит изучению только на основе ранее полученных правовых знаний в области теории, истории права, конституционного, административного и гражданского права.

Процесс есть форма жизни закона, и нормы регулятивного (материального) права имеют непосредственное значение для познания многих институтов гражданского процессуального права, особенно таких, как подведомственность, подсудность, стороны, иск, доказательства.

Учебник содержит 39 глав, точно соответствующих темам учебной программы.

Они неравнозначны по теоретической насыщенности и объему нормативного материала. По таким темам, как принципы, подведомственность, лица, участвующие в деле, доказательства, иск, должны читаться две-три лекции на каждую из обозначенных тем. Некоторые же темы, например, судебные расходы, процессуальные сроки и другие, могут изучаться студентами на семинарских (практических) занятиях или самостоятельно.

Эффективным методом познания правовых явлений выступает сравнение <1>.

--------------------------------

<1> Известный российский ученый, представитель науки гражданского процесса К.И. Малышев по этому поводу высказал прекрасные мысли: "Как плод общечеловеческой культуры, теория процесса должна основываться на материалах всемирной истории и сравнительного правоведения и держаться постоянно на уровне современного сознания образованных народов. Но как наука по преимуществу практическая, она должна раскрывать нам проявление этого развивающегося в общечеловеческом сознании разума в действующем законодательстве страны и в русской судебной практике, подобно тому как естествоиспытатель изучает местные явления природы при свете общих начал естествознания" (Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. СПб., 1876. Т. I. С. 2).

Преподавателю и студенту следует творчески с учетом метода сравнения подходить к использованию учебной литературы по гражданскому процессу различных научных коллективов. Учебники нельзя оценивать с точки зрения конкуренции, противопоставления одного другому. Наоборот, к учебникам, написанным разными авторскими коллективами, нужно обращаться как к дополняющим друг друга книгам.

Учебники и пособия выпускаются в определенной последовательности, поэтому в каждом из них, естественно, содержатся новеллы, относящиеся к фактической основе учебного материала, т.е. постоянно обновляющемуся законодательству, регулирующему деятельность судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата. В различных изданиях находят отражение исторически сложившиеся научные концепции и взгляды.

Учебники не служат комментариями действующего законодательства, хотя в них неизбежно содержатся разъяснения действующих гражданских процессуальных норм, практики их применения. Фактологическая сторона всех учебников схожа, аналогична. Однако они различаются в тонкостях, в деталях, в трактовке научных категорий, понятийного аппарата гражданского процессуального права, т.е. в степени научности.

При изучении отдельных проблем науки гражданского процессуального права, особенно теоретического характера, таких как принципы гражданского процесса, процессуальные правоотношения, подведомственность, лица, участвующие в деле, иск, доказательства и других, желательно проводить сравнение учебного материала, изложенного в одноименных главах различных учебников и монографиях <1>.

--------------------------------

<1> Взгляды ученых России XIX - XX веков по этим проблемам подробно представлены, см.: Гражданский процесс: Хрестоматия / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2005.

Традиционно на кафедрах ведущих университетов России сложились свои научные направления. Как следствие существования различных научных направлений кафедр в учебной литературе, дается неоднозначная трактовка основополагающих категорий и понятий гражданского процессуального права: системы принципов, раскрытия их содержания, сущности гражданских процессуальных правоотношений, видов подведомственности, природы иска, доказательств и др.

Существует вечный методико-педагогический вопрос: чему отдать предпочтение (приоритет) в обучении - изложению позитивного информационного материала о законодательстве (процессуальных нормах) <1> или изложению концептуальных проблем?

--------------------------------

<1> В настоящем учебнике информационный материал о гражданском процессуальном законодательстве приводится на 15 мая 2013 г.

Правильный ответ состоит в том, чтобы гармонично сочетать как в учебниках, так и во всем учебном процессе по гражданскому процессуальному праву информационный и доктринально-дискуссионный аспекты обучения.

Простой пересказ существующего процессуального законодательства - это не наука, поскольку законодательство изменчиво. Выучить процессуальные правовые нормы один раз и навсегда невозможно.

Цель преподавания состоит в том, чтобы сформировать у будущего юриста правовое мировоззрение, верное представление об основных процессуальных явлениях: сущности гражданской процессуальной отрасли права, процесса как деятельности суда; специфике процессуальных отношений; правах и обязанностях суда и лиц, участвующих в деле; стадиях процесса, т.е. о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперируют гражданское процессуальное право и судебная практика.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС"

для студентов юридических вузов и факультетов,

обучающихся по программе бакалавриата

(144 часа)

Составитель - проф. М.К. Треушников

Специальность 02.11.00, направление 52.14.00

Утверждена на заседании кафедры гражданского процесса

юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

14 февраля 2013 г.

Рекомендована Учебно-методическим объединением

по юридическому образованию высших учебных заведений

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению "Юриспруденция"

и специальности "Юриспруденция" по программе бакалавриата

(Содержательная часть)

Наши рекомендации