Ния соответствия, контроля и надзора и т. д.) не должны быть пре-
Пятствием для развития бизнеса.
С введением ФЗ ≪О техническом регулировании≫ государствен-
Ный контроль (надзор) за соблюдением требований технических
Регламентов применительно к продукции перемещается из сферы
Производства исключительно в сферу обращения.
Значимость Федерального закона ≪О техническом регулирова-
нии≫ необходимо рассматривать в 3 аспектах- международном, об-
Щероссийском (федеральном) и региональном.
В международном аспекте важно влияние закона на возмож-
Ность вступления России во Всемирную торговую организацию
(ВТО) и преодоление технических барьеров при экспортировании
Продукции российскими организациями в зарубежные страны.
В общероссийском (федеральном) аспекте необходима оценка
Влияния закона на устранение необоснованных технических и ад-
Министративных препятствий, на возможность снижения издержек
Производства и реализации, повышения конкурентоспособности
Продукции.
Сертификация —деятельность по подтверждению соответ-
Ствия продукции установленным требованиям.
Система сертификации —совокупность участников сертифи-
Кации, осуществляющих сертификацию по всем правилам, установ-
Ленным в этой системе.
Сертификат • . документ, удостоверяющий, что на предприя-
Тии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям
Стандарта.
Кроме обязательной сертификации может быть и добровольная,
Но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или
Услуги не сертификат соответствия, как при обязательной сертифи-
Кации, а знак соответствия.
Сертификация направлена на достижение следующих целей.
•создание условий для деятельности предприятий, учрежде-
Ний, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке
России, а также для участия в международном экономическом, на-
учно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
•содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
•содействие экспорту и повышение конкурентоспособности
продукции;
•защита потребителя от недобросовестности изготовителя
(продавца, исполнителя);
•контроль безопасности продукции для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества;
•подтверждение показателей качества продукции, заявленных
Изготовителями.
Основная задача сертификации —добиваться, чтобы сертифи-
Каты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными
Партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной про-
Дукции путь на внешний рынок.
Законом предусмотрены две формы обязательного подтвержде-
ния соответствия продукции • . обязательная сертификация и дек-
Ларирование соответствия.
Закон содержит несколько принципиальных положений, свя-
Занных с процедурами обязательного подтверждения соответствия.
Так, например, объектом обязательного подтверждения соот-
Ветствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение
На территории РФ; ограничивается круг заявителей при деклариро-
Вании соответствия; вводится единый знак обращения на рынке,
Обязательный для маркирования продукции, соответствующей тре-
Бованиям технического регламента; регистрация декларации о со-
Ответствии требованиям регламента осуществляется уведомитель-
Ным образом федеральным органом исполнительной власти по тех-
Ническому регулированию.
Важное значение в обеспечении конкурентоспособности про-
Дукции и услуг закон придает добровольной сертификации, благо-
Даря которой достигается конкурентное преимущество на рынке
Однотипных товаров и услуг, повышается их качество за счет уста-
Новления требований, диктуемых бизнес-сообществом.
Согласно ст. 23 ФЗ ≪О техническом соответствии≫ знак соот-
Ветствия российскому национальному стандарту предприятие при-
Меняет добровольно и любым удобным для него способом. Задача
Госстандарта России —установить изображение данного знака и
Правила, которые призваны защитить потребителя от действий из-
Готовителей продукции, вводящих в заблуждение относительно со-
Ответствия продукции стандартам.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют мно-
Гие факторы, и все их необходимо учитывать при решении пробле-
Мы повышения качества продукции на предприятии, т. е. решение
Этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые такой под-
Ход был осуществлен в 60-е гг. на предприятиях г. Саратова, где
Была внедрена так называемая система БИП —система бездефект-
Ного изготовления продукции. Основной упор в этой системе де-
Лался на непосредственных изготовителей. Был разработан и при-
Менен критерий оценки качества труда —это процент сдачи про-
Дукции с первого предъявления.
Однако саратовская система при всех ее достоинствах, а они
Проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков.
В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем
Разработок и проектирования изделий, не охватывала другие ста-
Дии их жизненного цикла —реализацию и эксплуатацию Относи-