Как экономическая категория
К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин
Перестройка хозяйственного механизма, усиление прямых хозяйственных связей между предприятиями, повышение конкурентности обуславливают возрастание роли качества продукции. В этих условиях усиливается влияние потреби геля на оценку и выбор продукции с определенными потребительскими свойствами — конкретным качеством продукции.
Качество продукции определяет ее полезность, пригодность к использованию. Конкурентоспособность определяется рядом факторов: качество, потребительная стоимость, реклама, удобство сервиса, доверие потребителя к поставщику и т. д. Однако превалирующими факторами являются два: качество и потребительная стоимость. Производителю, изготавливая продукцию, необходимо на самой ранней стадии оценить возможности ее продажи, ясно представить требования к этой продукции, потребительский спрос и затраты на производство.
Категории "качество" и "потребительная стоимость" продукции имеют единое экономическое содержание, обладают единством качественной и количественной сторон.
Качественная сторона категории "потребительная стоимость" — это способность продукта удовлетворять определенную потребность. Эта способность имеет место и реализуется благодаря тому, что продукт обладает совокупностью определенных полезных свойств. Количественная сторона "потребительной стоимости" — это степень (мера) удовлетворения определенной потребности продуктом.
Качественная сторона экономической категории "качество продукции" — это способность единицы продукта удовлетворять определенную потребность. Количественная сторона категории "качество продукта" — это степень (мера) удовлетворения определенной потребности единицей продукта.
Общая экономическая основа "потребительной стоимости" и "качества" продукции состоит в том, что эти категории связаны с удовлетворением определенной потребности. Потребительная стоимость имеет отношение к удовлетворению заданной потребности через массу продуктов, тогда как качество продукции относится к удовлетворению потребности через единицу продукта.
Деятельность предприятия, направленная на повышение качества продукции, неразрывно связана с изменением затрат на производство и его результатов. При переходе предприятий на самофинансирование и при выходе на международный рынок, качество продукции и затраты, связанные с обеспечением качества, становятся факторам успешности предприятия.
Влияние качества продукции на прибыль предприятия проявляется двояко:
с одной стороны, прибыль может увеличиваться (уменьшаться) за счет расширения (сужения) потребительского рынка и объема реализации при улучшении (ухудшении) качества продукции;
с другой стороны, прибыль может увеличиваться при снижении себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции.
Первое направление влияния качества продукции на прибыль предприятия — это экстенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия. В данном случае затраты на качество рассматриваются в широком смысле и к ним относятся все дополнительные расходы, связанные с повышением технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции при производстве и в процессе реализации, улучшением и расширением услуг, связанных с созданием более удобных условий использования продукции. Сюда же относятся затраты, связанные с рекламой продукции, представлением потребителю доказательств эффективности системы менеджмента качества, сертификационными испытаниями продукции.
Учет выше отмеченных затрат и сопоставление их с приростом прибыли дают возможность оценивать результативность экстенсивного изменения системы менеджмента качества.
Другое направление влияния качества продукции на прибыль предприятия целесообразно рассматривать как интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия. В соответствии сданным направлением рассматривают три группы затрат:
— затраты, связанные с появлением дефектов продукции (неисправимый брак; расходы на переработку и исправление дефектной продукции; расходы на повторные контроль и испытания продукции; расходы на возмещение прямого ущерба потребителю; расходы, связанные с санкциями за некачественную продукцию; потери от скидок с цены за продукцию более низкого сорта, потери на ремонт и представление запасных частей; потери, связанные с исками о юридической ответственности за низкое качество и т. д.);
— затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин (с организацией технического контроля, испытаниями продукции, учетом и накоплением информации о качестве, анализом дефектов и их причин, корректирующими действиями по устранению дефектов и их причин, метрологическим обеспечением);
— затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов (расходы на планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание оборудования, вероятные издержки по недоиспользованию ресурса технологической оснастки и инструмента при принудительной их, расходы на повышение квалификации кадров и их обучение при изменении условий производства, расходы на своевременное внесение изменений в техническую документацию и др.).
Перечисленные группы затрат на качество взаимосвязаны между собой. Увеличивая (уменьшая) одну группу затрат, можно соответственно уменьшить (увеличить) другую группу затрат. Интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия реализуется через снижение себестоимости продукции за счет уменьшения затрат по всем трем группам.
Таким образом, взаимосвязь качества продукции с пригодностью ее к использованию, а следовательно с потребительной
ю
II
стоимостью и конкурентоспособностью, затратами предприятия, его прибылью имеет экономическое содержание и отображает экономические отношений перечисленных категорий. Реализация указанных экономических закономерностей обеспечивает повышение качества продукции, снижение совокупных затрат труда на единицу потребительной стоимости и на единицу ее полезного эффекта.
Знание и использование объективных закономерностей повышения качества продукции составляют основу механизма управления качеством продукции.