Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен
В развитых странах с рыночной экономикой выработаны общие принципы и методы формирования цен. Государственные органы берут на себя функции установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной
экономики решающее значение, а также регулирования цен и осуществления контроля за ними доля контролируемых цен на продукцию и услуги в разных странах колеблется от 10 до 30%.
Государственное регулирование цен осуществляется для того, чтобы не допустить монополизма производителей, резкого роста цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, товары первой необходимости, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, способствующей научно-техническому прогрессу.
Меры воздействия на производителей со стороны государства применяются как прямые (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенные (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплату труда, налогообложение и др.).
Во многих развитых странах создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и их индексации.
Ни одна страна не обходится без государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, а следовательно, и розничных цен на основные продукты питания. Правительственное регулирование цен проводится в виде поддержки фермерских цен на таком уровне, который должен обеспечить доходы и накопления в сельском хозяйстве для обеспечения процесса расширенного воспроизводства.
Уровень поддержки, выраженный в виде процентного превышения национальных цен над мировыми, является высоким.
Например, в целом по Европейскому союзу он составляет 23—28 %, в Швейцарии — 50, в Швеции — 30—35, в США — 10, в Японии —40 %.
Многие страны проводят политику защиты внутренней экономики от влияния внешнего рынка, в частности путем наблюдения за соответствием уровней и соотношением внешних и внутренних цен и регулирования количества поступающих на внутренний рынок товаров.
Под контролем государства находятся цены в отраслях, имеющих особую социальную значимость. Речь идет о ценах в топливно-энергетическом комплексе, на медикаменты, основные продовольственные товары, железнодорожных, почтово-телеграфных и других тарифах. Свободное колебание цен на
продукты питания допускается только в пределах “коридора” между верхним и нижним пределами.
На методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные особенности, наличие сырьевых ресурсов, политические факторы, место страны в мировом разделении труда.
В СIIIА в начале 70-х годов с целью подавления инфляции применялись методы прямого регулирования цен, осуществлялся централизованный контроль над ними. Однако замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную и негативно влияло на деловую активность, сдерживало рост доходов. Поэтому с середины 70-х годов прямой контроль над ценами был отменен. Регулировались в основном цены на энергоносители (нефть, газ). В начале 80-х годов был отменен контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.
В настоящее время в США упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. Прямое государственное регулирование цен применяется лишь в высокомонополизированных отраслях.
Заслуживает внимания регулирование цен на продукцию аграрного комплекса. Осуществляется поддержка фермерских хозяйств, занимающихся выращиванием зерновых культур. Министерство сельского хозяйства предоставляет им займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая прибыль.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет “справедливый” уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство. Они используются на бесплатные завтраки для школьников, помощь беднякам, продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продаются другим государствам.
Государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продуты и товары, приобретаемые фермерами.
Всего в США государством регулируется около 10 % цен. При их формировании американские экономисты широко применяют статистическую теорию игр, методы экспертных оценок, балансовые методы и математическое программирование.
Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где с 1947 по 1986 г. существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен.
В настоящее время действует принцип свободного установления цен. В то же время государство применяет методы их прямого регулирования на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо осуществляет контроль за ними в условиях конкуренции.
Во Франции примерно 20 % цен регулируется государством, а остальные 80 % находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
В Швеции наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции. Оно обеспечивает системную информацию по анализу и прогнозированию индексов цен, разработку мер по их сдерживанию.
Государство регулирует цены на продукцию предприятий-монополистов (винно-водочные и другие изделия), почтовые услуги, закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и др.) с учетом интересов фермеров. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары.
В Швеции с учетом роста цен один раз в год проводится индексация доходов населения. При этом учитывается индекс цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзинку. Сведения о причинах и факторах изменений цен доводятся до населения и предпринимателей.
Наибольшее распространение при прогнозировании цен получили методы экспертных оценок.
В Германии производителя поддерживает государство. Цены ориентированы на уровень возмещения издержек. При принятии решений по ценам широко применяется статистическая теория игр. Наиболее эффективным методом прогнозирования цен является комбинирование статистической теории игр с методами экспертных оценок.
В Японии вопросами ценообразования занимается департамент цен Управления экономического планирования. В его
функции входят: изучение тенденций спроса и предложения, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне путем проведения соответствующей финансовой политики.
Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо-молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. Доля регулируемых потребительских цен составляет 20 %.
В Испании регулирование и контроль за ценами осуществляет Высший Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, учрежденный в 1977 г. Регулируются цены на товары первой необходимости и товары, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации.
Высший Совет рассматривает ходатайства государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг, вырабатывает рекомендации и представляет в Правительственную Комиссию по экономическим вопросам обоснованные предложения по изменению цен.
Различают следующие виды регулируемых цен.
Разрешительные цены. К разряду разрешительных цен относятся цены на товары и услуги, повышение которых производится после получения разрешения от Правительственной Комиссии в связи с ходатайством государственной или частной компании, предусматривающей повышение цен на конкретный товар или услугу. Разрешительные цены устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, дизтопливо, нефть, фармацевтические товары, тарифы на грузовые и пассажирские перевозки и другие виды товаров и услуг.
Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения производится после уведомления Высшего Совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления.
Местные цены. Увеличение цен на такие услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам.
В настоящее время удельный вес регулируемых государством потребительских цен составляет около 10 %.
Следует отметить закономерность: цены внутри страны незначительно отличаются от мировых на аналогичные виды продукции.
Экономика Финляндии опирается в основном на частную собственность и свободное предпринимательство. Вместе с тем государство воздействует на экономику и формирует политику цен. Министерство торговли осуществляет планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители, продукцию винно-водочной промышленности. Государство поддерживает предпринимательство, ориентированное на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки и под щадящий процент.
Система ценообразования в Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен на товары и услуги. Например, в кафе, ресторане цена порции выше по сравнению с розничной торговлей всего лишь на 25—ЗО %. Тем самым создается заинтересованность в потреблении.
Цены на гостиничные услуги зависят от срока проживания. Например, в первый день они обычно на 50—60 % выше.
Значительно дифференцированы цены в магазинах по категориям покупателей: почти в 2 раза снижаются цены на товары, приобретаемые членами акционерного общества — учредителя магазина.
В социально ориентированной рыночной экономике Финляндии посредством цен обеспечивается проведение мероприятий, направленных на повышение уровня жизни народа. Например, в этой северной стране круглый год осуществляется торговля овощами, фруктами и цитрусовыми. Государство поощряет торговлю витаминизированными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну, а в ряде северных районов имеются льготы по их реализации.
Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики Финляндии базируются на планово-расчетном ценообразовании, так как рыночное ценообразование эффективно реагирует лишь на текущие потребности общества. С помощью цен государство стимулирует развитие прогрессивной структуры промышленности.
Таким образом, в цивилизованных странах государство регулирует цены разнообразными методами с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.
Глава 9