Разрешите ситуацию по существу, аргументируя ответ (со ссылкой на конкретный нормативно-правовой акт)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

«Основы делопроизводства»

Методические указания по выполнению контрольных работ

Выполнение контрольной работы способствует усвоению дисциплины, развитию навыков принятия самостоятельных решений. Одновременно это одна из форм контроля за самостоятельной работой студента, которая позволяет установить своевременность выполнения учебного плана, глубину усвоения материала, умение анализировать и применять правовые нормы при составлении и оформлении соответствующего вида документа. Контрольная работа включает в себя реферат (тему студент выбирает с учетом сферы своих интересов), написанный по одному из предложенных направлений и практические задания, которые должны быть выполнены с учетом требований нормативных и нормативно-методических материалов, а также данных специальной литературы.

Объем реферата 12-15 машинописных страниц.

При выполнении практических заданий необходимо предварительно изучить соответствующую нормативную базу, мнения авторов в литературе по данному вопросу, сформировавшиеся в практике примерные формы тех или иных документов.

В конце работы ставиться дата и подпись.

Примерный перечень тем рефератов по дисциплине

1. Организационные кадровые документы: состав, содержание, порядок подготовки и оформления

2. Документирование процесса увольнения сотрудников

3. Документирование процесса откомандирования персонала

4. Документирование процесса предоставления отпусков

5. Документирование процесса оформления трудовых отношений

6. Трудовой договор и трудовое соглашение: понятие, форма, процедура оформления и заключения

7. Систематизация и оперативное хранение документов по личному составу

8. Унифицированные документы по личному составу: понятие, виды, содержание, порядок заполнения

9. Документы по учету кадров: понятие, формы, порядок заполнения и ведения

10. Трудовая книжка: оформление и ведение

11. Документирование процесса ротации персонала

12. Информационно-справочные документы по кадрам: понятие, виды, порядок подготовки и оформления

Практические задания

1. Ответьте, верно утверждение или нет. Свой ответ аргументируйте и приведите ссылку на нормативный документ, подтверждающий ваше мнение.

1. Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, принимающих на работу домашних работников) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.

2. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка. При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывается серия и номер вкладыша.

4. Вести трудовые книжки работников может любой сотрудник организации – секретарь, бухгалтер, кадровик, – на которого руководитель организации соответствующим образом возложит такую обязанность.

5. В трудовую книжку по месту работы вносится запись о времени военных сборов в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

6. Если работник умер, необходимо внести в трудовую книжку запись о прекращении трудового договора в связи со смертью и передать книжку в архив организации на постоянное хранение.

7. Дубликат трудовой книжки имеет такую же юридическую силу, как и оригинал. Он выдается, если сотрудник или работодатель потерял трудовую книжку, если в нее внесена ошибочная запись об увольнении или переводе, если трудовая книжка пришла в негодность от частого использования.

8. Сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее вносятся в приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. При этом указываются серия и номера каждого бланка.

9. Работодатель заранее закупает трудовые книжки в соответствии количеством имеющихся и планируемых вакансий.

10. Если работник впервые устраивается на работу, работодатель обязан оформить ему трудовую книжку за свой счет не позднее недельного срока со дня приема на работу.

11. Если у работника нет документа об окончании учебного заведения, на титульном листе трудовой книжки строка «Образование» оставляется пустой.

12. Все записи в трудовых книжках работников ведутся только на русском языке.

13. Если работник впервые поступает на работу, при оформлении трудовой книжки запись о том, что ранее он не имел трудового стажа или являлся студентом, не делается.

14. Запись о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, прохождению обучающих краткосрочных программ вносится в трудовую книжку по желанию работника.

15. Кадровик обязан ежеквартально предоставлять в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша в нее подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта.

16. Если меняется организационно-правовая форма компании, в трудовых книжках работников необходимо сделать запись о переводе из одного юридического лица в другое.

17. Если сотрудник, уволившийся из организации 10 лет назад, просит выдать ему дубликат трудовой книжки, вы обязаны ему отказать, так как прошло более года с момента увольнения.

18. В раздел «Сведения о награждении» трудовой книжки вносятся только записи о награждении (поощрении) за трудовые заслуги. Никакие записи о дисциплинарных взысканиях сюда не вносятся.

19. Если работнику необходимо предоставить трудовую книжку в Пенсионный фонд, можно выдать работнику трудовую книжку на руки под расписку с указанием даты ее возращения.

20. Для того, чтобы безупречно вести работу с трудовыми книжками, необходимо руководствоваться двумя основными документами – Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей и Инструкцией по заполнению трудовых книжек.

2. Ответьте на предложенные ниже вопросы. Свой ответ аргументируйте и приведите ссылку на нормативный документ, подтверждающий ваше мнение.

Вопрос 1.Бухгалтер организации уходит в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Но в этот период времени компании могут понадобиться услуги именно этого сотрудника. Возможно ли отозвать сотрудницу из отпуска по уходу за ребенком, а если нет, то как правильно оформить ее работу в период нахождения в указанном отпуске?

Вопрос 2.У сотрудника меняется наименование должности, все остальное – должностные обязанности, зарплата, название отдела – остаются без изменений. Как выйти из такой ситуации? Нужно ли вносить изменения в трудовую книжку работника? Как оформить кадровые документы?

Вопрос 3.При ликвидации структурного подразделения изменения в штатном расписании вступают в силу:

а) по окончании двух месяцев после принятия руководством решения о ликвидации структурного подразделения;

б) после уведомления работников о предстоящей ликвидации подразделения.

Разрешите ситуацию по существу, аргументируя ответ (со ссылкой на конкретный нормативно-правовой акт).

1. Инспектор отдела кадров мебельного комбината «Ладья» Наталья Т. принимала на работу (на должность секретаря директора) гражданку Белоруссии. Наталья слышала, что оформление работников, которые имеют гражданство этой республики, ничем не отличается от оформления российских граждан. Поэтому она потребовала от будущей сотрудницы обычные документы, необходимые для трудоустройства. В том числе и ее трудовую книжку (документ был выдан в Белоруссии в 2003 году). И внесла в нее

соответствующую запись о приеме на работу. Затем Наталья все же решила подстраховаться. Она попросила будущую сотрудницу принести справку о постановке на миграционный учет по месту нахождения в России. Какие ошибки допустила инспектор отдела кадров?

2. В компании «Р...» освободилась должность инженера-электрика. Занять вакансию предложили Василию Т., который работал в этой же организации технологом на условиях внутреннего совместительства. После того, как работник дал согласие занять новую должность, кадровик подготовил изменения в его трудовой договор и проект приказа о переводе. Все ли правильно сделал кадровый специалист?

3. В ОАО «Т...» начата процедура сокращения штата. 2 февраля 2009 года слесарь-сборщик Николай Г. получил уведомление, о том, что его должность с 20 апреля 2009 года ликвидируется. Но 10 марта он появился на работе в состоянии сильного алкогольного опьянения. При этом хулиганил и не давал сотрудникам нормально работать. 11 марта его вызвал к себе директор, сказал, что поскольку это уже не первая подобная выходка с его стороны, то дебошир должен написать заявление об увольнении по собственному желанию. Правильное ли основание для увольнения выбрал руководитель?

4. Виктор Ч. проходил амбулаторное лечение в районной поликлинике. По окончании курса он представил в отдел кадров организации-работодателя больничный листок. Документ содержал множественные исправления, в том числе в наименовании организации и в фамилии работника. Однако под всеми исправлениями стояла надпись «исправленному верить». К тому же они были заверены печатью организации и подписью лечащего врача. Кадровик задумался: можно ли принять такой больничный лист?

5. 3 апреля (пятница) 2009 года Светлана Я. обратилась в бухгалтерию организации-работодателя с просьбой выдать ей справку о заработной плате за прошедший год. Женщина очень спешила: документ требовался для получения туристической визы и сроки поджимали. Бухгалтер пообещала сделать такую бумагу и сказала, чтобы сотрудница пришла за ней 7 апреля (вторник). Светлана возмутилась. Она стала доказывать, что это очень поздно, и что по закону она имеет право получить от работодателя любую справку в течение трех дней. Кто прав?

Наши рекомендации