Судебный контроль над досудебным производством. Следственный судья

Судебный контроль является важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве и способствует полному всестороннему раскрытию преступлений наряду с соблюдением конституционных прав и свобод личности. Поэтому суд как никакой другой орган заинтересован в устранении нарушений, допущенных на досудебном производстве, так как фундаментом судебной деятельности по уголовному делу являются законность и обоснованность. Итак, залогом реальной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина выступает судебный контроль органов уголовного преследования без посягательства на процессуальную самостоятельность данных органов.

Таким образом, контрольная деятельность судов на досудебных стадиях позволяет определить ее цель, которой является всемерная защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, их безусловное соблюдение. По общему определению, данная цель предопределяет конкретные задачи, заключающиеся в содействии всестороннему, полному и объективному осуществлению предварительного расследования уголовных дел, создании соответствующих условий и предпосылок для успешного отправления правосудия, обеспечении доступа к правосудию.

От того, насколько эффективно будет осуществлен судебный контроль при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании, зависит законное справедливое решение суда при рассмотрении и разрешении уголовных дел. На данной стадии судьями контролируется законность деятельности должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, и эта функция разительно отличается от функции правосудия.

В содержание функции правосудия не включаются такие свойственные для судебного контроля полномочия суда, как отмена и изменение незаконных и необоснованных решений должностных лиц. Значительную роль в направлении обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина должно сыграть развитие системы судебного контроля за досудебным производством по уголовным делам. Решение проблемы судебного контроля приводит к необходимости решения ряда организационных и процессуальных задач. В организационном плане, на наш взгляд, требуется трансформация судебной системы, предполагающая выделение специальной структуры (Комитета) с передачей ей функции судебного контроля на досудебных стадиях процесса. Что касается законодательного закрепления функции судебного контроля, то ему должно предшествовать изучение возможности и целесообразности санкционирования мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также проведения процессуальных действий, ограничивающих наиболее существенные конституционные права и свободы граждан. Именно Конституцией было предусмотрено внедрение судебного контроля как одного из эффективных и целесообразных мер по защите прав и свобод граждан во всех сферах общественной жизни. Уголовно-процессуальный закон предусматривает отдельную главу (13) по реализации такого судебного контроля.

Процессуальная форма является одной из юридических гарантий обеспечения прав и свобод личности, она способствует повышению эффективности деятельности государственных органов, повышению ответственности должностных лиц, облегчает контроль за их действиями, исключает произвол, обеспечивает соблюдение законности. Так, подчеркивая преимущество судебного санкционирования ареста, известный казахстанский ученый-юрист М.Ч. Когамов пишет, что «реально заработал принцип обеспечения состязательности и равноправия сторон в досудебном уголовном процессе». Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве, являясь многоаспектным понятием, фокусирует в себе целое сплетение различных общественно-социальных проблем и свидетельствует об их важности, сложности и вместе с тем о необходимости дальнейшего формирования новых идей, взглядов, подходов к реализации судебной власти в уголовной юстиции и ее перспективах в современном обществе.

Следственный судья избирается в судах первой инстанции, т.е. в судах, управомоченных на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему решения или приговора. Избрание проводят служители Фемиды соответствующего суда из своего состава. Однако, если, скажем, в районном суде количество судей не превышает 5 человек и нет необходимого кворума для избрания, то следственный судья назначается председателем этого суда.

Такая мера процессуального характера, как отвод судьи от рассмотрения конкретного дела и т.п., предусмотрена и для следственных судьей. В этом случае следственный судья может быть переизбран или переназначен. Численность следственных судей определяется количеством дел, необходимых к рассмотрению.

В рамках своей компетенции судья рассматривает вопросы единолично, без проведения судебного заседания. Однако если необходимо дополнительно исследовать какие-либо важные обстоятельства, он выносит постановление о проведении судебного заседания, времени и месте его проведения, с извещением об этом участвующих сторон, прокурора. По усмотрению судьи заседание может проводиться в режиме видеосвязи. Ход судебного заседания протоколируется.

Согласно ст. 55 УПК РК, следственный судья уполномочен в ходе досудебного производства рассматривать вопросы санкционирования содержания под стражей, домашнего и экстрадиционного ареста, продления сроков содержания, применения залога, наложения ареста на имущество, принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической, судебно-медицинской экспертиз. Он рассматривает вопросы применения мер безопасности к лицам, совершившим правонарушения и страдающих психическими заболеваниями, помещения несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого в специальное детское учреждение.

Если установлен факт психического заболевания лица, находящегося под стражей по подозрению в совершении преступления, следственный судья принимает решение о переводе арестованного в соответствующую специальную медицинскую организацию. В компетенцию следственного суда входит санкционирование эксгумации трупа, объявления международного розыска подозреваемых или обвиняемых.

В случаях, предусмотренных настоящим кодексом, следственный судья рассматривает жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора либо на их бездействие. Рассматривает до вынесения приговора ходатайство прокурора о конфискации имущества, полученного незаконным путем, налагает денежное взыскание на лиц, не выполняющих процессуальные обязанности в досудебном производстве.

По представлению прокурора рассматривает вопрос о взыскании процессуальных издержек по уголовному делу. По мотивированному ходатайству адвоката – представителя защиты, рассматривает вопрос об истребовании любых сведений, документов, и пр., необходимых для оказания надлежащей юридической помощи и защиты интересов подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Рассматривает вопрос о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного свидетеля, явка которого затруднительна.
Утверждает процессуальное соглашение.

При заявлении подозреваемого о применении к нему пыток и других незаконных действий, тем более при наличии на теле подозреваемого следов применения насилия, следственный судья обязан поручить надзирающему прокурору осуществить немедленную проверку указанных фактов.

Постановление следственного судьи может быть обжаловано, опротестовано в порядке части второй статьи 107 настоящего кодекса.

Наши рекомендации