Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13
МИКРОЭКОНОМИКА
Методические указания для выполнения контрольных работ
для студентов безотрывной формы обучения
направления 080100 «Экономика»
Ухта 2012
УДК 336.74 (075.8)
К19
Юрченко, О. В.
Микроэкономика [Текст] : Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов безотрывной формы обучения направления 080100 «Экономика» / О. В. Юрченко. – Ухта: УГТУ, 2012. – 34 с.
Методические указания предназначены для помощи студентам специальности «Экономика» в выполнении контрольных работ по дисциплине «Микроэкономика». Методические указания содержат задания, а также рекомендации, при соблюдении которых студент достигнет качества необходимого для данной работы.
Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры экономики от 12.10.2012 г. пр. № 3.
Рецензент: к.э.н., доцент Соколовская Е.Н.
Редактор: Лебедева С.С.
В методических указаниях учтены предложения рецензента и редактора.
План 2012 г. Позиция 183.
Подписано в печать 30.11.12 г. Компьютерный набор
Объем 34 с. Тираж 100 экз. Заказ № 269.
© Ухтинский государственный технический университет, 2012
Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.
Типография УГТУ.
169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………........... | |
Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………. | |
Место дисциплины в структуре ООП……………………………………………… | |
Требования к результатам освоения дисциплины………………………………… | |
Общие указания к выполнению контрольной работы………………………….… | |
Контрольные задания по вариантам……………………………………………….. | |
1. Темы эссе………………………………………………………………………….. | |
2. Задания в тестовой форме………………………………………………………... | |
3. Задачи…………………………………………………………………………….. | |
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»…………... | |
Рекомендуемая литература…………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Составной частью учебного процесса УГТУ является выполнение контрольных работ по дисциплине. Данные методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов безотрывной формы обучения направления «Экономика». Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика».
Целями выполнения контрольной работы являются: закрепление и систематизация теоретических знаний и развитие практических навыков у студентов по основам финансовой, кредитной систем страны, денежного обращения.
В ходе выполнения контрольной работы выполняются следующие задачи:
- приобретение студентом необходимых знаний понимания основных понятий, анализа современной макроэкономической политики государства;
- приобретение навыков для решения задач по отдельным темам курса;
- приобретение навыков для связи данной дисциплины со смежными и усвоения материала, как единого, взаимосвязанного комплекса знаний;
- приобретение навыков грамотного изложения своей точки зрения, по поставленному вопросу пользуясь полученными теоретическими знаниями.
В контрольной работе рассмотрены следующие темы (в зависимости от варианта):
1. Основные закономерности экономической организации общества.
2. Общая характеристика основ экономики.
3. Основные элементы рыночного механизма.
4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
5. Рациональность и потребительское поведение.
6. Кардиналистская и ординалистская теории полезности.
7. Оптимизм (равновесие) потребителя.
8. Производство и производственная функция.
9. Общий, средний и предельный продукты переменных затрат.
10. Издержки и цели производства.
11. Фирмы на конкурентных рынках.
12. Монополия и олигополия.
13. Монополистическая конкуренция.
14. Общая характеристика рынков, факторов производства.
15. Рынок труда и заработная плата.
16. Рынок капитала и процентная ставка.
17. Рынок земли и рента.
18. Общее экономическое равновесие и благосостояние.
19. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.
20. Общественные блага. Общественный выбор.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в области теории спроса, предложения, потребительского поведения, рыночных отношений и производства, экономических рисков и конкуренции, собственности и хозяйствования.
Задачи дисциплины:
1. усвоение современных теоретических представлений об экономической политике на микроуровне;
2. овладение методическими основами анализа, выявления и решения важнейших проблем на микроэкономическом уровне;
3. приобретение базовых навыков практической работы в области анализа основных процессов и тенденций на микроэкономическом уровне.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к базовой части Профессионального цикла учебного плана. Изучение данной дисциплины опирается на знания по обществознания, иностранного языка (преимущественно английского), математического анализа, линейной алгебры, истории, в рамках школьного курса. В свою очередь, изучение дисциплины «Микроэкономика» является необходимой основой для овладения знаниями по таким дисциплинам как макроэкономика, мировая экономика и международные отношения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Микроэкономика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
- ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
- ОК-2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- ОК-3 Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
- ОК-4 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
- ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
- ПК - 2 способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов,
- ПК-6 способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
- ПК-8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
- ПК-9 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать не-обходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
- ПК-14 способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях раз-личного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы
В результате изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен:
- знать закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
- уметь анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведения экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
- владеть методологией экономического исследования, современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы в срок является условием допуска студента к экзамену.
Контрольная работа состоит из 17 заданий для каждого варианта: 1 теоретический вопрос, 14 вопросов в тестовой форме и 2-х задач. Теоритический вопрос представлен в виде эссе.
Для того чтобы работа была зачтена, она должна быть выполнена качественно. Для написания эссе необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.
Эссе по микроэкономике должно:
- соответствовать экономической науки, к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
- содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении макроэкономики;
- включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней;
- содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;
- характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, небольшим объемом (не более 3 листов формата А4), продуманной структурой.
Правила по написанию эссе:
1. Внимательно прочитайте высказывание.
2. Определите, с какими разделами курса макроэкономики связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).
3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.
4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.
5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.
6. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».
7. В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной мысли.
8. В основной части эссе развернуто изложите Ваше собственное мнение в отношении поставленной проблемы. Каждый утверждение необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
9. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. Допустимо перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.
10. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.
11. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
К достоинствам эссе можно отнести:
- наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.);
- включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
- описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
- наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
- присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Задания в тестовой форме выполняются поочерёдно с необходимой аргументацией ответов.
Выполнение задач является правильным при обязательном присутствии не только ответа, но и решения.
Для качественного выполнения предложенных заданий студентами должны быть выполнены следующие условия:
1) Используемая в работе литература должна быть из достоверных источников: законодательных актов, официальных сайтов сети Интернет, учебников и учебных пособий, правовых систем и т.д.;
2) Литературные источники должны быть не старше трех лет к моменту выполнения контрольной работы;
3) Не допускается использование готовых рефератов, курсовых работ и т.д.
Каждый вариант формируется исходя из последней цифры зачётки. Один теоритический вопрос (эссе) из предложенного списка. Тестовые задания (14 вопросов, по одному с каждой таблицы). Две задачи из предложенных в списке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Темы эссе
1. Считаете ли вы марксизм или современные западные экономические теории «вульгарными» и «ненаучными»?
2. Кризис экономической теории или новый виток ее развития?
3. Математические методы в экономическом анализе: область применения и границы.
4. Может ли современное общество жить по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду»?
5. Недостатки рыночной экономики и преимущества плановой экономики.
6. Кривая производственных возможностей студента в ночь перед экзаменом: выучить вопросы и / или написать шпаргалки.
7. Виртуальная экономика: этап развития рыночного хозяйства или его альтернатива?
8. Каковы особенности первоначального накопления капитала в постперестроечной России?
9. Почему и в каком виде сохранилось натуральное хозяйство в России?
10. Рыночная экономика: цель российских реформ или средство достижения целей?
11. Участвует ли природа в создании стоимости и потребительной стоимости?
12. Кредитные и «электронные» деньги: преимущества и недостатки.
13. Право на интеллектуальную собственность: элемент рынка или форма монополизма?
14. Российская приватизация: оправданы ли ожидания?
15. Конкуренция и монополия: за кем победа?
16. Может ли бизнес быть государственным?
17. Есть ли побочные (негативные) эффекты у маркетинговой деятельности?
18. Существует ли товар Гиффена в российской экономике?
19. Может ли эластичный спрос стать неэластичным и наоборот?
20. Краткосрочные и долгосрочные тенденции изменения цен на мировом рынке нефти: анализ с помощью модели спроса и предложения.
21. Применение концепции эластичности спроса и предложения для анализа последствий изменения косвенных налогов (на примерах из российской практики).
22. Можно ли использовать теории потребительского поведения для конкретных маркетинговых исследования? Каким образом?
23. Проиллюстрируйте закон убывающей предельной производительности на примере подготовки студента к экзамену.
24. Способы оптимизации структуры и минимизации величины издержек производства в современной России.
25. Действительно ли альтернативны альтернативные теории фирмы?
26. Особенности концентрации производства в современной российской экономике.
27. Предпринимательские риски в российской экономике (на конкретных примерах).
28. Методы страхования предпринимательских рисков в российской экономике.
29. Как и для чего рассчитывают экономическую прибыль
30. Честные и нечестные методы конкуренции в российской предпринимательской практике.
31. Существует ли в реальной экономике совершенная конкуренция?
32. Почему современная компания не стремится стать монополистом.
33. Побочные эффекты дифференциации продукции и рекламы в российской экономике.
34. Особенности поведения российских олигополий.
35. Всегда ли спрос на факторы производства носит производный характер?
36. Влияние российских профсоюзов на предложение труда и гибкость заработной платы.
37. Возможно ли равновесие на рынке труда?
38. Спрос, предложение и цена (ставка процента) заемных средств в российской экономике: тенденции и проблемы.
39. Позитивные и негативные последствия изъятия части земельной ренты в России.
40. Факторы, воздействующие на цену земли и земельную ренту в Москве.
41. Что важнее для современной российской экономики: экономическая эффективность или социальная справедливость?
42. Найдите и опишите положительные и отрицательные внешние эффекты в Вашем потреблении товаров и услуг. Кто и как должен решать проблему внешних эффектов в Вашем потреблении?
43. Образование как квазиобщественное благо: плюсы и минусы платного (негосударственного) образования.
44. Нужно ли сглаживать неравенство в распределении доходов в рыночной экономике?
45. Оптимальные масштабы участия государства в современной рыночной экономике России.