Учетная система «директ-костинг»
Одной из систем управленческого учета, широко используемой на Западе, является система «директ-костинг». Основоположником системы принято считать американского специалиста в области производственного учета Д. Харриса, который в 1936 г. при разработке методики калькулирования производственных затрат ввел термин «директ-кост-план». Название, происходящее от английского выражения direct costing – букв. калькулирование по прямым затратам, не совсем точно отражает суть системы, так как лишь классическая ее модификация предполагает исчисление только прямых основных затрат, все из которых – переменные (затраты на основные материалы и на оплату труда производственных рабочих). При этом в основу организации учета заложена классификация затрат по их отношению к объему производства: на переменные и постоянные Главными особенностями системы являются следующие:
– себестоимость проданной продукции учитывается и планируется только в части прямых переменных затрат;
– по прямым переменным затратам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода и незавершенное производство;
– постоянные расходы собираются на отдельном счете и периодически списываются на счет формирования финансового результата (счет продаж).
Между тем наряду с классической моделью используются ее разновидности, основанные на учете переменных затрат – основных затрат и переменной части накладных расходов, а также всех переменных затрат и части постоянных общепроизводственных расходов, зависящих от коэффициента использования производственной мощности. Однако общим для всех модификаций системы «директ-костинг» является исчисление не полной, а частичной себестоимости. Информация, предоставляемая этой системой, позволяет вести раз-
1 дельно учет маржинального дохода либо прибыли в центрах прибыли или центрах дохода. Маржинальный доход в системе «директ-костинг» – это разность между выручкой центра ответственности от продажи продукции и величиной переменных затрат.
При системе «директ-костинг» отчеты о доходах стоятся по многоступенчатому принципу. Такие отчеты имеют не менее двух разделов: первый отражает маржинальный доход, второй – прибыль от продаж. Величина маржинального дохода должна быть достаточной для покрытия постоянных расходов и получения прибыли (табл. 15).
Особенности организации учета затрат в системе «директ-костинг» определяют информационные возможности этой системы в процессе выработки и приятия управленческих решений. Установление связей и пропорций между величиной затрат и объемом производства позволяет на основе методов корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графических методов определить формы зависимости затрат от загрузки производственных мощностей и решить стратегические задачи по управлению предприятием.
Таблица 15 Отчет о доходах в системе «директ-костинг»
Показатель | Обозначение | Значение, ден.ед. |
1. Выручка от продаж | В | 1000 000 |
2. Переменные расходы (затраты) | Пер Р | 600 000 |
3. Маржинальный доход (валовая прибыль) | М | 400 000 |
4. Постоянные расходы | Пост Р | 200 000 |
5. Прибыль (убыток) | П | 200 000 |
Во-первых, концентрация внимания на величине маржинального дохода по различным центрам ответственности позволяет выявлять изделия
1 Маржа – фр. marge – разность между двумя определенными показателями или англ. margin – разница между ценой продажи и себестоимостью.
с большей рентабельностью и переходить на их выпуск. Это обусловлено тем, что разность между ценой продажи и суммой переменных расходов не затушевывается в результате распределения постоянных расходов между различными изделиями. В условиях изменения рыночного спроса система «директ-костинг» предоставляет полезную информацию, позволяющую оперативно переориентировать производство.
Во-вторых, в отчете о доходах, составляемом в системе «директкостинг», четко прослеживается изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен продажи и структуры выпущенной продукции. Такая информация позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема производимой продукции.
В-третьих, в условиях рыночной экономики система «директкостинг» дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинговых цен – продажи товаров по заведомо заниженным ценам. Это возможно в связи с установлением нижнего предела цены, равной себестоимости, сформированной только переменными затратами. Такая ценовая политика используется в периоды временного сокращения спроса на продукцию или для завоевания новых рынков сбыта.
В-четвертых, ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить их стандартизацию в ходе нормирования, а также планирование, учет и контроль затрат вследствие значительного сокращения их статей.
В-пятых, в системе «директ-костинг» становится возможным обоснованность планирования и нормирования величины постоянных расходов, так как их сумма за отчетный период отражается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно показывает их влияние на величину прибыли. При использовании стандартных затрат и гибких бюджетов система «директ-костинг» позволяет осуществлять оперативный контроль за величиной постоянных расходов. При использовании данной системы в сочетании с учетной системой «стандарт-костс» разрабатываются стандарты для постоянных расходов, а гибкие бюджеты основаны на установлении соответствующих ставок постоянных расходов для различных уровней загрузки производственных мощностей.
Таким образом, информация, полученная в системе «директкостинг», позволяет принимать ряд управленческих решений:
– по оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода;
– по вопросам ценообразования на новую продукцию, которую по определенной цене уже продает конкурент;
– по выбору или замене оборудования;
– о собственном производстве или закупке на стороне полуфабрикатов;
– о целесообразности принятия дополнительных заказов и др.
Из выше изложенного можно заключить, что система «директкостинг» представляет собой систему управленческого учета, объединяющую раздельный учет переменных и постоянных расходов, калькулирование себестоимости, анализ затрат и финансовых результатов и принятие управленческих решений.
Следует помнить, что организация учета производственных затрат в системе «директ-костинг» связана с решением ряда задач, которые вытекают из недостатков этой системы. Так, практические исследования в области системы «директ-костинг» показывают, что деление затрат на переменные и постоянные весьма условно. Это связано с тем, что чисто постоянных или чисто переменных затрат очень мало. В основном затраты носят либо условно-переменный либо условно-постоянный характер, а кроме того в различных условиях одни и те же затраты могут вести себя поразному. В этой связи необходимо учитывать принятые на каждом предприятии допущения в классификации затрат при определении результатов производственной деятельности. Кроме того, при необходимости определения полной себестоимости продукции определенного вида требуются дополнительные расчеты по распределению постоянных расходов.