Общественный контроль состояния охраны труда на предприятии
I ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОХРАНЫ ТРУДА
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственный надзор за охраной труда
Система государственного надзора (ГНОТ) определена статьями 38, 39 Закона Украины «Об охране труда» (от 21 ноября 2002 г. № 229-IV).
Государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляют:
- центральный орган исполнительной власти, реализующий политику в сфере охраны труда;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий политику в сфере ядерной и радиационной безопасности;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности;
- центральный орган исполнительной власти, реализующий политику в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения.
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране труда осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры (КЗоТ, гл. XVIII, ст. 259).
Ранее надзор за соблюдением законов об охране труда осуществляли профсоюзы или технические инспекции.
Основные полномочия и права должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда
Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то ни было хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны и действуют в соответствии с положениями, утвержденными Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.
Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется данным Законом, Законами Украины «Про використання ядерної енергії і радіаційну безпеку», «Про пожежну безпеку», «Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення»
Лица, осуществляющие госнадзор, имеют право:
1) беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия, предприятия физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя проверку соблюдения законодательства об охране труда;
2) направлять работодателям, руководителям, которые используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
3) приостанавливать эксплуатацию предприятий, цехов, участков, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, использование новых опасных веществ, реализацию продукции и др. до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;
4) привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
5) направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законом.
В новой редакции Закона в статье 40 проработаны вопросы социальной защиты должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Общественный контроль состояния охраны труда на предприятии
Согласно статье 41 ЗУОТ общественный контроль осуществляют:
- профсоюзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей;
- уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.
В Законе сказано, что профсоюзы осуществляют общественный контроль за следующим: 1) соблюдением законодательства об охране труда, 2) созданием безопасных и безвредных условий труда, 3) созданием соответствующих производственных и санитарно-бытовых условий, 4) обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Профсоюзы имеют право:
- проводить независимую экспертизу условий труда, а также проектируемых, строящихся или эксплуатируемых объектов производственного назначения на соответствие их нормативно-правовым актам по охране труда;
- принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и представлять свои выводы о них;
- вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
В случае отсутствия профсоюза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.
Права и обязанности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда рассмотрены в статье 42 ЗУОТ.
Уполномоченные избираются на общем собрании работников большинством голосов (открыто) там, где коллектив считает, что ему нужен уполномоченный (в цехе, бригаде). Уполномоченным не может быть лицо, в должностные обязанности которого входит контроль за организацией безопасных и безвредных условий труда. В течение месяца после избрания уполномоченный проходит обучение по вопросам ОТ за счет работодателя. Работодатель освобождает уполномоченных от работы на предусмотренный трудовым договором срок с сохранением за ними среднего заработка, или свои обязанности уполномоченный выполняет без отрыва от производства, непосредственно на своем участке, в своем цехе, смене, бригаде, звене и т.п. Один раз в год уполномоченный отчитывается о своей деятельности.
Уполномоченные имеют право:
- беспрепятственно проверять на предприятии выполнение требований по охране труда;
- вносить обязательные для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений по безопасности и гигиене труда (все замечания заносятся в журнал).
В обязанности уполномоченных входит осуществление контроля за следующим:
1) обеспечением нормальных и безопасных условий труда;
2) соответствием законодательству действующего режима труда и отдыха;
3) соответствием законодательству использования труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов;
4) обеспечением специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;
5) льготами и компенсациями за работу в тяжелых и вредных условиях труда (лечебно-профилактическое питание и т.п.);
6) возмещением собственником ущерба работнику в случае повреждения здоровья на производстве;
7) проведением обучения, инструктажей по охране труда;
8) прохождением работниками предварительного и периодических профилактических медосмотров.
К обязанностям уполномоченных также относится участие в работе следующих комиссий:
- по рассмотрению конфликтной ситуации, связанной с отказом от работы или увольнением по мотивам несоответствия законодательству охраны труда на рабочем месте;
- по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
- по решению вопроса о снижении единовременного пособия потерпевшему от несчастного случая, произошедшего по вине потерпевшего.
Уполномоченный не имеет права налагать санкции (не может
оштрафовать). Свои замечания, предложения высказывает должностным лицам и записывает в специальный журнал. Если предписание уполномоченного как технического эксперта не выполнено, то ответственность несет пострадавший.
Уполномоченные действуют в соответствии с типовым положение, утвержденным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики.
Гарантии прав для уполномоченных по устранению от труда или по привлечению их к административной, дисциплинарной ответственности предусматриваются в коллективном договоре. Уполномоченный по вопросам охраны труда может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий только по решению общего собрания трудового коллектива.
1.3 Ведомственный контроль состояния охраны труда на
предприятиях отрасли. Служба охраны труда предприятия
Ведомственный контроль за состояние охраны труда на предприятиях отрасли осуществляют министерства и другие центральные органы исполнительной власти (ст. 33 ЗУОТ).
Для координации, совершенствования и контроля работы по охране труда создается служба охраны труда (СОТ) министерства, государственного комитета, концерна, корпорации и другого объединения предприятий, образованных по отраслевому принципу. СОТ министерства осуществляет ведомственный контроль на предприятиях:
а) за функционированием системы управления охраной труда;
б) за состоянием охраны труда, реализацией комплексных мер, отраслевых соглашений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды.