Тема 15 Современные условия формирования качества товаров

Важнейшей народнохозяйственной задачей современного этапа развития нашей страны является ускорение темпов технического прогресса. В арсенале используемых средств особая роль принадлежит стандартизации, которая призвана ускорять развитие новой техники, обеспечивать высокое качество продукции, создавать условия для массового высокопроизводительного производства и повышения производительности общественного труда.

Государственный стандарт для покупателя является надежным гарантом высокого качества товаров народного потребления. Качественные показатели того или иного товара с введением стандарта устанавливаются в законодательном порядке. Одной из наиболее характерных особенностей современной системы стандартизации является принцип ее комплексности, так как высокий уровень качества продукции может быть обеспечен только в том случае, если сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия соответствуют требованиям стандартов.

Стандарты в СССР подразделялись на четыре категории: Государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); республиканские стандарты (РСТ); стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты утверждаются Государственным комитетом СССР по стандартам. Государственные стандарты обязательны для применения на всех предприятиях, в организациях и учреждениях союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик.

Государственные стандарты устанавливаются преимущественно на продукцию массового или серийного производства, имеющую межотраслевое применение, в том числе на продукцию, прошедшую государственную аттестацию, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты.

Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством) и обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для заказчиков этой продукции. Они устанавливаются на те виды продукции, которые не являются объектами государственной стандартизации,- на сырье, полуфабрикаты, используемые в данной отрасли, а также на отдельные виды товаров народного потребления.

Республиканские стандарты устанавливаются на отдельные виды продукции, изготовляемой предприятиями министерств и ведомств союзных республик. Они утверждаются Советами Министров союзных республик или по их поручению Госпланами республик.

Стандарты предприятий устанавливаются на нормы, правила, требования, методы и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии, и утверждаются руководством предприятий. Готовая продукция не может служить объектом стандартизации на предприятии.

Государственная система стандартизации устанавливает в зависимости от содержания и назначения стандартов следующие их виды: стандарты технических условий, стандарты технических требований, стандарты параметров и размеров, стандарты правил приемки, стандарты методов контроля, стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения и др.

На продукцию, выпускаемую мелкими партиями, временного производства или вновь освоенную, для которой не утверждены стандарты, разрабатываются технические условия (ТУ). Они утверждаются на местах и действуют в течение 5 лет.

Государственная система управления качеством продукции требует проведения систематического контроля качества и периодической оценки его уровня.

Под контролем качества продукции понимают проверку соответствия показателей ее качества установленным требованиям.

Под уровнем качества продукции принято понимать отношение достигнутого качества данного товара к качеству образцового товара. При оценке качества товаров народного потребления пользуются понятиями абсолютного, относительного и перспективного технического уровня.

Оценка уровня качества пищевых продуктов - большой и сложный вопрос, на который нельзя ответить на основании какого-либо одного или нескольких показателей качества. Продукт может удовлетворять потребителя по одному признаку и в то же время быть непригодным по другому или по нескольким признакам. Например, хороший внешний вид хлеба не может компенсировать отсутствие запаха и вкуса, сыропеклость мякиша.

Система оценки уровня качества продукции включает как единовременный анализ качества, так и контроль качества продукции на стадиях проектирования, опытного производства и серийного выпуска товаров народного потребления.

В настоящее время в стране действуют такие формы контроля качества продукции, как государственная приемка, контроль ведомственный, инспекционный, входной, операционный, приемочный, с разбраковкой, выборочный, по количественному, качественному и альтернативному признакам и др.

Государственная аттестация качества продукции является одной из форм государственного управления качеством, которая призвана обеспечить государству расширение экспорта товаров, устойчивый сбыт на внутреннем рынке и уверенность потребителя в высоком качестве реализуемых товаров.

Аттестация качества продукции - это комплекс организационно-технических и экономических мероприятий, предусматривающих систематическое проведение на государственном уровне объективной оценки технико-экономических показателей качества продукции.

С 1 июля 1984 г. введен новый порядок аттестации промышленной продукции по категориям качества. Единый перечень продукции, подлежащей аттестации, утверждается Госстандартом СССР. Аттестация продукции проводится по двум категориям - высшей и первой. К высшей категории относится продукция, по технико-экономическим показателям соответствующая (или превосходящая) высшим достижениям отечественной или зарубежной науки и техники. Продукция первой категории полностью удовлетворяет требованиям стандарта, однако технический уровень этих изделий может быть значительно повышен.

Продукция, не отвечающая требованиям высшей и первой категорий, к реализации не допускается.

Главная идея методологии обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции — следствие качественного выполнения всех видов работ.

Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг — разработка — производство — потребление утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех любой сферы деятельности существенно зависит от умных и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного партнера. Такие руководители четко понимают три золотые истины: первая — невежество стоит денег и очень дорого обходится; вторая — качество приносит деньги (т. к. связано с резким снижением издержек) и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет; третья — главное достояние — это люди как внутри предприятия, так и за его пределами. Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.

Разработка и внедрение системы управления качеством — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество — это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.

Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность — способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

— полезностью (качество, эффект от использования и т. п.);

— определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т. п.);

— конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т. д.).

Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1.2) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические(технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т. д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, то есть цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Литература

Основная

1. Коник Н.В., Товароведение, экспертиза и сертификация молока и молочных продуктов: Учеб. пособие / Н.В. Коник; Е.А. Павлова, И.С. Киселева.- М.: Альфа-М; Инфра-М, 2009.- 236с.: ил.

2. Родина Т. Г. Справочник по товароведению продовольственных товаров М.: КолосС, 2003.- 608с.:ил.

3. Дмитриченко М. и др., Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. - Санкт-Петербург: Питер, 2004.

4.ЭУМКД ст.преп. Белогривцева Л.В., доц.Ахметова Н.К. Электронный учебник

Дополнительная

1. В.А.Донцов, Н.Е.Конненко, Н.З.Бескровная.

Товароведение пищевых продуктов.- М.: Экономика, 1964г.

2. Л.А.Боровикова, А.И.Гримм, А.Л.Дорофеев и др.

Исследование продовольственных товаров. -М. Экономика,1980г.

3. М.А.Габрязльянц.А.П.Козлов Товароведение мясных и рыбных товаров. -М.: Экономика,1981г.

4. А.Ф.Джафаров, Товароведение плодов и овощей. -М.: Экономика, 1985г.

5. Э.Ф.Бухтарева, Т.П.Иленко-Покровская, Г.В.Твердохлеб Товароведение пищевых жиров, молока, молочных продуктов. -М.: Экономика, 1985г.

6. А.А.Колесник, Д.Г.Елизарова Введение в товароведение продовольственных товаров. -М.: Эко­номика,1960г.

7. З.В.Коробкина Товароведение вкусовых товаров. –М.: Экономика, 1981г.

8. И.П.Салун, Н.А.Смирнова, Е.А.Воробьева и др. 1981г.

9. Справочник товароведа продовольственных товаров: Т-1,2. -М.: Экономика, Т.-1 - 1980г., Т.-2 - 1981г.

10. Действующие ГОСТы, ОСТы, РСГ, ТУ и другие нормативные доку­ментына основою пищевые продукты.

ГЛОССАРИЙ

1. Производственный ассортимент .

2. Торговый ассортимент

3. Сульфитация

4. Сублимация

5. Естественная убыль

6. Автолиз .

7. Брак

8. Клейковина

9. Провесная рыба

10. Осадка фарша .

7. Практические занятия не предусмотреные ГОСО.

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины

8.1 Обзор рекомендованной литературы
При изучении дисциплины: «Товароведение продовольственных товаров» необходимо усвоить роль продовольственных товаров и получить основные понятия о каждой группе. Необходимо ознакомление с номенклатурой классификационных признаков ассортимента. Подробно этот вопрос рассмотрен в учебниках: 1. Коник Н.В., Товароведение, экспертиза и сертификация молока и молочных продуктов: Учеб. пособие / Н.В. Коник; Е.А. Павлова, И.С. Киселева.- М.: Альфа-М; Инфра-М, 2009.- 236с.: ил. 2. 2. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д. – Изд-во «МарТ», 2000. – 445 с. Так же в этих учебниках приведены свойства продовольственных товаров, рассмотрено основное сырьё для производства, основные технологические процессы обработки различных групп. При изучении идентификации и фальсификации продовольственных товаров особое внимание уделяется практическим навыкам по идентификация подлинности и обнаружению фальсификации отдельных групп товаров. Эти вопросы подробно раскрыты в учебниках: 1. Л.А.Боровикова, А.И.Гримм, А.Л.Дорофеев и др. Исследование продовольственных товаров. -М. Экономика,1980г. 2. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. – М.: Экономика, 1996. Характеристика свойств товаров, классификация, ассортимент, основы требования к качеству продовольственных товаров, порядок проведения экспертизы качества, наиболее часто встречающегося болезни и дефекты отдельных групп товаров в учебнике: Справочник товароведа продовольственных товаров. Т. 1, 2. – М.: Экономика, 1987. – 320 с.  
8.2 Методические указания по самостоятельному выполнению практических заданий
 
Самостоятельная работа студентов предполагает работу с литературой, нормативно-технической документацией. При изучении тем, заданных на самостоятельное изучение, студент пишет конспект, отмечая труднодоступные моменты и отвечает на контрольные вопросы для самостоятельной оценки.
8.3 Форма отчетности о результатах самостоятельной работы по дисциплине
Конспект тем, выделенных на самостоятельное изучение. Рефераты предоставляются в печатной форме на листах формата А4.

9. Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ

Наши рекомендации