Глава 2. рыночный спрос и его эластичность
РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОГО СПРОСА
В рыночной экономике спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить. При этом следует различатьиндивидуальныйирыночный спрос.
Как уже отмечалось,функция индивидуального спроса какого-либо потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного товара притом, что его доход и цены других товаров не меняются.
Очевидно, что у разных потребителей вид линии спроса будет различным в зависимости от воздействующих на спрос факторов (доход данного потребителя, его предпочтения, вкусы и т. д.).
Для практических целей важное значение имеет определениерыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей при каждой возможной цене. В этом случае:
где m – число потребителей;
Qi – объем рыночного спроса на i-й товар;
qij – функция спроса на i-й товар j-го потребителя.
Суммирование может быть произведенографическим способом, посредством таблиц или аналитических выражений.
Рассмотрим указанные методы по порядку.
Графический способ
Предположим, на рынке некоторого товара имеются только два потребителя. Линии их спроса изображены на рис. 2.1, а и б. Тогда рыночный спрос может быть охарактеризован линией на рис. 2.1,в.
Рис. 2.1. Линии индивидуального и рыночного спроса двух потребителей
Как видно, при цене, равной 25 ден. ед., спрос первого потребителя составит 50 единиц товара, спрос же второго потребителя равен нулю. Следовательно, точка К линии рыночного спроса с координатами, соответствующими цене и объему спроса первого потребителя, является точкой «перелома». Таким образом, осуществляетсягоризонтальное суммирование линий индивидуального спроса.
Следует отметить, что реально на рынке присутствуют не два потребителя, а сотни и тысячи. Это приводит к тому, что объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В этом случае точка перелома линии рыночного спроса отсутствует, и графически линия спроса изображается в виде кривой.
Заметим также, что кривая рыночного спроса обычно имеет меньший наклон, чем линии индивидуального спроса. Таким образом, при снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей мере, чем объем спроса отдельного потребителя. Причина этого заключается в том, что при значительном снижении цены начинают предъявлять спрос на товар и те категории потребителей, которые до этого не имели средств для его приобретения.
Табличный способ
Предположим, на данном рынке действуют три потребителя, данные об индивидуальном и рыночном спросе которых представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Цена, денежных единиц за единицу товара | Индивидуальный спрос потребителей, единиц | Рыночный спрос, единиц | ||
III | ||||
1,00 | 18,0 | 16,0 | 1,0 | 35,0 |
1,20 | 12,0 | 14,0 | 1,2 | 27,2 |
1,40 | 10,0 | 13,0 | 1,4 | 24,4 |
1,60 | 7,0 | 12,0 | 1,6 | 20,6 |
1,80 | 5,0 | 11,0 | 1,8 | 17,8 |
2,00 | 2,0 | 10,0 | 2,0 | 14,0 |
Из таблицы видно, что все три потребителя имеют разные функции спроса, причем для третьего потребителя данный товар является товаром Гиффена, поскольку при повышении цены спрос на него увеличивается.
Аналитический метод
Предположим, на рынке действуют два потребителя. Их функции спроса могут быть выражены как:
где – объем спроса в тыс. шт.;
Р – цена в ден. ед.
Функция рыночного спроса в этом случае примет вид:
отсюда
QD = 14 – 4P
В случае применения этого метода надо иметь в виду, что для каждого потребителя существует своя область допустимых значений цены. Как известно, объем спроса всегда больше или равен нулю. Из этого следует, что существование рыночного спроса возможно только при 0 £ Р £8. Причем, когда 0 £ Р £ 2, на рынке присутствуют оба покупателя, а в интервале 2 £ Р £8 – только один первый покупатель.