Мотивация как управленческая функция и главная задача психологии труда. Удовлетворенность трудом и ее связь с мотивацией

В настоящее время наиболее живо обсуждается и развивается такая функция управления, как мотивация. Всем известно, что на сегодняшний день существует несколько теорий мотивации. И они сгруппированы в содержательные и процессуальные теории мотивации.

Однако начнем с определения мотивации. По мнению Мескон и др., мотивация – это «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации».

Методы и формы мотивации имеют свою историю развития, на которой мы не будем останавливаться. И перейдем к краткому обзору самих теорий.

К содержательным теориям мотивации относятся теории следующих авторов: А. Маслоу, К. Альфердера, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга, а к процессуальным – теория Д. Аткинсона, теория «ожидания» В. Врума, теория «справедливости» С. Адамса, теория Э. Лока и модель Л. Портера и Э. Лоулера. Содержательные теории основываются на идентификации потребностей людей, которые заставляют их действовать определенным образом. В то время как процессуальные теории основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания и являются более современными теориями мотивации.

Основополагающими понятиями в теориях мотивации являются понятия потребности и вознаграждения.

Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Что касается вознаграждения, то Мескон и др. определяют его как «все, что человек считает ценным для себя». Однако понятие ценности специфично, а значит, различны оценка и значимость вознаграждения.

Эти исследователи выделяют два типа вознаграждения: внешнее и внутреннее. Внутреннее вознаграждение, по их мнению, дает сама работа. То есть, можно сказать, что внутреннее вознаграждение – это результат удовлетворенности работой. Внешнее вознаграждение – это то, что дается сотруднику не работой, а самой организацией. К ним относятся: зарплата, карьерный рост, символы служебного положения и социального статуса, признание, дополнительные бонусы и т.д.

Нас интересует, в большей степени, удовлетворенность трудом как важная психологическая составляющая мотивации в целом.

Отечественные специалисты В.А. Ядов, В.Я. Ельмеев говорят об отношении к труду без подробного рассмотрения такой характеристики как удовлетворенность работой. Отношение к труду, по мнению В.А. Ядова, - это установка личности относительно понимания общественной значимости труда, степени удовлетворенности своей работой и специальностью. В.Я. Ельмеев также определяет отношение к труду как ориентацию работника на функциональную содержательность трудового процесса или данной профессии. Рассмотрим, как характеризует В.А. Ядов субъективную сторону отношения к труду. Он считает, что она определяется:

· актуальными, естественными и социальными потребностями личности;

· структурой мотивов трудовой деятельности;

· общественной системой стимулирования труда.

Таким образом, в работах наиболее авторитетных отечественных исследователей определения удовлетворенности работой мы не встречаем.

Ю.Б. Гиппенрейтер, идя вслед за классиками деятельностного подхода и опираясь на их определение эмоций, которые они понимают как отражение результата деятельности к ее мотиву, предполагает следующее: в зависимости от знака эмоций (положительный или отрицательный) с каким человек описывает свою работу, он может быть удовлетворен или неудовлетворен ею. Однако такого определения удовлетворенности работой (удовлетворенности трудом) явно недостаточно.

Проведя анализ российских и зарубежных психологических источников, затрагивающих проблему удовлетворенности работой, мы не нашли ее общепринятого понятия. Удовлетворенность работой зарубежными авторами определяется с сугубо прикладной стороны, но понятие это используется в исследованиях и научных статьях, причем гораздо чаще, чем российскими специалистами.

Например, удовлетворенность работой понимается как чувства работника, которые связаны с рабочими переживаниями по поводу прошлого опыта, настоящих ожиданий или имеющихся возможностей (Balzer et al, 1997). Или удовлетворенность работой – это чувства людей по отношению к работе в целом и к различным ее аспектам – степень, в которой они любят свою работу

Исследованием удовлетворенности трудом занималась и К. Замфир, которая предложила систему, позволяющую оценить удовлетворенность труда в соответствии с его содержанием по пяти основным показателям, каждый из которых оценивается по 5-балльной шкале:

Ø Общие условия: удобный график работы; наличие транспорта до места работы; социальные льготы; возможности продвижения по работе.

Ø Физические условия труда: безопасность рабочего места; шум, вибрация, температура и т.д.; эстетический вид рабочего места.

Ø Содержание труда: необходимая квалификация, уровень сложности выполняемой работы; соответствие индивидуальным способностям; наличие элементов руководства и ответственности; необходимость решения новых проблем.

Ø Отношения между людьми в труде: отношения с непосредственными руководителями; отношения с коллективом.

Ø Организационные рамки труда: уровень организации на предприятии; социально-психологический климат; состояние общественного мнения.

Не менее известной является модель Карасека (Karasek, 1979), согласно которой удовлетворенность работой зависит от сочетания рабочих требований и возможности управлять процессом. Сторонники данной теории считают, что самая низкая степень удовлетворенности будет в случае, когда работа предъявляет к исполнителю высокие требования, при этом его контроль над процессом незначителен. Однако при проведении лонгитюдных исследований для проверки этой теории были получены достаточно спорные результаты.

Интересные данные были получены в США. Оказалось, что удовлетворенность работой у работников, занятых на временных работах, намного слабее, чем у занятых постоянно и у выполняющих временную работу добровольно.

М. Аргайл также занимался исследованием удовлетворенности трудом. Он выделил несколько источников удовлетворенности работой и основные проявления неудовлетворенности работой.

1. Заработная плата. В целом, как отмечает М. Аргайл, корреляция между оплатой труда и удовлетворенностью работой низка (как правило, от 0,15 до 0,17), следовательно, первая не может быть принципиальной причиной второй. Мужчины часто оказываются менее удовлетворены, чем женщины.

2. Характер работы. Тот факт, что различные занятия заметно отличаются по тому удовольствию, которое они доставляют людям, их выполняющим, не вызывает сомнений. Какие же особенности делают занятия любимыми или наоборот – нелюбимыми? Во-первых, это статус той или иной профессии, который подразумевает оплату, условия труда, возможность раскрытия своих способностей и применения навыков. В целом статус имеет среднюю корреляцию с удовлетворенностью работой. Ноор также установил, что рабочие перегрузки усиливают стресс лишь у секретарей; у женщин-профессионалов статус работы смягчает воздействие этого источника стресса.

3. Социальные аспекты работы, которые включают в себя: отношения с сотрудниками; отношения с руководством; возможности продвижения по работе.

Удовлетворенность работой выше, когда люди принадлежат к сплоченным группам, которые формируются, например, с помощью специальных техник и технологий. Зарубежные исследователи выявили целый список дел, которыми занимаются коллеги по работе во внерабочее время и которые повышают их удовлетворенность работой. К ним относятся: помощь друг другу по работе, обсуждение рабочих вопросов, дискутирование или споры, непринужденная болтовня время от времени, добродушное подшучивание друг над другом, обсуждение личной жизни и т.д.

4. Другие факторы удовлетворенности: удовлетворенность условиями работы; удовлетворенность компанией, удовлетворенность от совпадения личных целей с целями организации.

М. Аргайл отмечает, что удовлетворенность работой с возрастом увеличивается, а самая низкая удовлетворенность отмечается у людей в возрасте 36 лет.

Данные американских и британских исследователей о связи удовлетворенности работой с гендером расходятся. Американцы показали, что в удовлетворенности работой среди мужчин и женщин различий нет. А британские исследователи выявили, что женщины получают от работы больше удовлетворения, чем мужчины. Скорее всего, этот факт можно объяснить различиями в ожиданиях мужчин и женщин: у мужчин ожидания выше, следовательно, удовлетворенность, ниже, у женщин можно предположить, что наоборот.

По мнению иностранных исследователей, степень удовлетворенности работой позволяет прогнозировать увольнение по собственному желанию или намерение сделать это через год.

Наши рекомендации