Образование грузовых и пассажирских потоков
В соответствии со сложившимся размещением производительных сил территория страны делится на экономические районы. В Украине имеются Донецко-Приднепровский, Юго-Западный и Южный экономические районы.
Поскольку в каждом экономическом районе не существует сложившийся комплекс производств ведущих отраслей промышленности, он получает ту или иную специализацию. Например: Донецко-Приднепровский район в основном характеризуется развитым угольно-металлургическим производством.
По мере развития производительных сил страны схема специализации в целом и профиль каждого экономического района со временем могут дополняться и изменяться. Однако, основным признаком специализации остается та продукция, которая производится в массовом количестве, значительно превышающем собственные потребности данного района.
Поэтому специализация экономических районов позволяет за счет действующих производств, а при необходимости, и наращивания мощностей предприятий производить в этих районах определенные виды высококачественной и дешевой продукции в больших масштабах и удовлетворять ею не только свои потребности, но и нужды других экономических районов страны.
Таким образом, возникает необходимость межрайонного обмена различными видами сырья, топлива, полуфабрикатами и готовыми изделиями.
Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции (уголь, руда, металл, лес, нефть и др.) составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам страны. Первым этапом этой работы является составление таблицы транспортно-экономического баланса (табл. 6.1). Для примера рассмотрим таблицу ТЭБ для Украины по трем видам продукции: уголь, металл и изделия машиностроения (данные приведены условно).
Таблица 6.1. Транспортно-экономический баланс
Вид продук ции | Экономичес кие районы | Объем продукции, млн.т. | |||||
Произ водство | Потре бление | Баланс | Экспорт | Импорт | |||
+ | – | ||||||
Уголь | Дон.-Придн. | 35,0 | 16,0 | – | – | – | |
Юго-Запад. | – | 13,0 | – | – | – | ||
Южный | – | 6,0 | – | – | – | ||
Итого | 35,0 | 35,0 | – | – | |||
Металл | Дон.-Придн. | 24,0 | 4,0 | – | 10,0 | – | |
Юго-Запад. | – | 8,0 | – | – | – | ||
Южный | – | 2,0 | – | – | – | ||
Итого | 24,0 | 14,0 | 10,0 | – | |||
Маши ностроительная | Дон.-Придн. | 6,0 | 9,0 | – | – | 1,0 | |
Юго-Запад. | 12,0 | 9,0 | – | – | – | ||
Южный | 4,0 | 6,0 | – | – | 1,0 | ||
Итого | 22,0 | 24,0 | – |
Из данных таблицы видно, что в Донецко-Приднепровском экономическом районе производство металла и угля полностью покрывает свои потребности (соответственно 16,0 и 4,0 млн.т), а избыток этой продукции представляется возможным вывезти в Юго-Западный и Южный экономические районы. В то же время избыток продукции машиностроения в Юго-Западном районе может быть направлен в Донецко-Приднепровский и Южные районы и т.д.
На втором этапе на основе таблиц ТЭБ по направлениям грузопотоков важнейших видов продукции формируется схема межрайонного грузообмена или межрайонных транспортно-экономических связей. Эти связи характеризуются большой дальностью перевозок и концентрацией грузопотоков на основных транспортных магистралях (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Схема межрайонного грузообмена
Аналогичные транспортно-экономические балансы составляются и внутри каждого экономического района.
Они обеспечивают обмен продукцией между различными частями района, областями, административными районами, связывая их воедино и обеспечивая комплексное развитие хозяйства.
На завершающем этапе на основе таблицы транспортно-экономических балансов и схем межрайонного грузообмена по каждому виду продукции производится прикрепление поставщиков к потребителям. При государственном планировании народного хозяйства это выполнялось планирующими органами совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами и крупными предприятиями. С переходом к рыночным отношениям установление производственно-транспортных связей во все возрастающей степени становятся функцией самих предприятий, их подразделений маркетинга и транспорта.
Таким образом, в общем виде транспортно-экономический баланс состоит из трех взаимоувязанных частей:
а) объемов производства и отправления грузов;
б) объемов потребления и приема грузов;
в) схемы транспортно-экономических связей, то есть схемы прикрепления поставщиков к потребителям, которая включает: сводный баланс по видам продукций, географию и адрес перевозок, а также предложения по рациональному распределению перевозок по видам транспорта.
2. Общие сведения о планировании перевозок
Система планирования грузовых перевозок основывается на следующих принципах:
а) соответствие планов грузовых перевозок установленным объемам производства промышленности и сельского хозяйства, строительства, внутреннего товарооборота и международной торговли;
б) оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них с учетом реальной провозной способности транспортных коммуникаций;
в) эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы.
Основным документом, определяющим задание по объему и географии перевозок грузов, является план перевозок. Одновременно план перевозок определяет потребность необходимых технических средств, трудовых ресурсов и порядок эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.
Планы перевозок формируются предприятиями и организациями промышленности, агропромышленного комплекса и строительства, а принимаются и утверждаются предприятиями и объединениями транспорта (управлениями железных дорог, пароходствами и др.)
С переходом к рыночным условиям хозяйствования основной формой планирования перевозок стал годовой план, который детализируется при квартальном и месячном планировании. Годовой план указывает грузопотоки по видам груза, объемам отправления каждого груза (в тоннах), пункты отправления и назначения, направление отправителя и получателя.
При таком планировании становится необходимой постоянная координация работы по составлению, контролю выполнения и корректировке плана поставок производственниками и плана перевозок транспортниками.
В совокупности планы производства по каждому предприятию, административному району, области и экономическому району, а также транспортно-экономические балансы и схемы прикрепления поставщиков к потребителям дают возможность получить план перевозок в виде матрицы грузопотоков между грузообразующими и грузопотребляющими районами и пунктами (рис.6.2).
Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.
Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.
Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.
Матрица грузопотоков(грузы в миллионах тонн)
В пункт из пункта | А | Б | В | Г | Итого |
А | 10,0 | 5,0 | 3,0 | 18,0 | |
Б | 12,0 | дд | 8,0 | 5,0 | 25,0 |
В | 6,0 | 4,0 | 7,0 | 17,0 | |
Г | 10,0 | 20,0 | 10,0 | 40, | |
Итого | 28,0 | 34,0 | 23,0 | 15,0 | 100,0 |
Рис. 6.2. Схема направления перевозок
Для планирования пассажирских перевозок на всех видах транспорта не составляют матриц, а определяют мощность пассажирских потоков по линиям и участкам. Для этого используют отчетные данные об исполненных перевозках, а также сведения периодических обследований и хронометражи пассажиропотоков.
Для целей организации движения, а также для анализа и учета, периодически составляют плановые и отчетные схемы грузовых и пассажирских потоков, которые дают наглядное представление о зарождении, путях следования и погашения отдельных струй и в целом всего потока. Они позволяют также выявить нерациональные перевозки, которые возникают как следствие недостатков планирования перевозок или несовершенства размещения производительных сил.