Глава 2. рыночная концентрация и монопольная власть

Издательство Магистр Москва 1998

УДК 380/382 ББК 65.012.1 А 19

Рецензенты:

А.В. Полетаев - доктор экономических наук, профессор

А.П. Уздемир - доктор физико-мате­матических наук, профессор

С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ.

Учебник. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 320 с.

Теория организации отраслевых рынков (Industrial Economics and Organisation) служит важным разделом современной экономической теории. Учебник рассматривает закономерности формирования рыночной структуры, зависимость стратегического поведения продавцов и результатов их деятельности от особенностей рынков. В конце каждой главы читатель найдет вопросы для повторения материала и несколько задач по теме. Каждая тема сопровождается списком литературы, рекомендуемой для дальнейшего изучения, с краткими комментариями.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата экономических вузов, знакомых с основами микроэкономической теории в объеме вводного курса.

ISBN 5-89317-082-2

© Институт «Открытое общество», 1998 © Авдашева С.Б., Розанова Н.М, 1998 © ИЧП «Издательство Магистр», 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

CОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ФИРМА В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ

1.Основные концепции фирмы

2.Классификация внутренних структур фирмы

3.Альтернативные цели фирм

Глава 2. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.Показатели концентрации продавцов на рынке

2.Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

3.Показатели монопольной власти

Глава 3. МОНОПОЛИЯ И ПОТЕРИ ОБЩЕСТВА

1.Максимизации прибыли монополии

2.Последствия монопольной власти

Глава 4. ДОМИНИРУЮЩАЯ ФИРМА

1.Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде

2.Модель "самоубийственного" поведения доминирующей фирмы

3.Статические модели ценообразования, ограничивающего вход

4.Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход

5.Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы

6.Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы

7.Квазиконкурентные рынки

Глава 5. ИНФОРМАЦИЯ

1.Модель "рынка лимонов" Акерлофа

2.Проблемы "риска недобросовестности контрагента" и "негативного отбора"

3.Решение "проблемы лимонов": сигналы о качестве

4.Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов

5.Асимметричная информация о ценах

Глава 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА

1.Модель Чемберлина дифференциации продукта

2.Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта

3.Модель "линейного города" (модель Хотеллинга)

4.Модель "кругового города" (модель Салопа)

5.Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера

6.Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта

7.Вертикальная дифференциация продукта

Глава 7. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

1.Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: общие понятия

2.Вертикальная интеграция: за и против

3.Формы вертикального контроля

4.Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами

Глава 8. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ

1.Классификация некооперативных стратегий поведения

2.Кооперативные модели поведения олигополистов

Глава 9. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

1.Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации

2.Типы ценовой дискриминации

3.Практика ценовой дискриминации

4.Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза

Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА

1.Типы отраслевой политики

2.Естественная монополия

3.Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке

4.Антимонопольная политика государства

5.Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства

Предметный указатель

Список наиболее часто встречающихся обозначений

Ответы к задачам

ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФИРМА В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ

Основные концепции фирмы

Технологическая концепция фирмы Контрактная концепция фирмы Стратегическая концепция фирмы

Классификация внутренних структур фирмы Виды фирм по размеру Виды фирм по формам собственности Виды фирм по организационно-правовой форме Виды фирм по типам внутренней структуры управления

Альтернативные цели фирм,

Цели индивидуального собственника Цели управляющих

Максимизация прибыли в условиях неопределенности Динамическая модель максимизации выручки

Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия, Проблема конфликта интересов собственника и управляющего

Глава 2. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Показатели концентрации продавцов на рынке Определение рынка

Определение показателя размера фирмы Показатели концентрации. Индекс концентрации (concentrationratio Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

Индекс энтропииДисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей Индекс Джини Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

Нестратегические барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск Вертикальная интеграция Диверсификация деятельности фирмы

Дифференциация продукта Эластичность и темпы роста спроса Иностранная конкуренция

Институциональные барьеры входа нарынок и выхода с рынка Показатели монопольной власти

Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли Коэффициент Лернера Коэффициент Тобина (q Тобина Коэффициент Папандреу

Наши рекомендации