Возникновение и основные этапы развития экономической теории

РАЗДЕЛ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЕСКУЮ ТЕОРИЮ»

ЛЕКЦИЯ 1.

Предмет и функции экономической теории.

Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. Предмет экономической теории чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна экономическая деятельность человека.

Определение Лайнера Роббинса ( англ): ”Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядится редкими ресурсами, составляет единственный предмет экономической науки… Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление”.[1]

Как и другие науки, экономическая теория, изучает объективные законы. Экономические законы отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи, определяют направления развития различных сфер экономики. Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей, хотя и не существуют помимо их хозяйственной деятельности. Чем глубже люди познают характер экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

Экономические законы имеют исторический характер и делятся на три основные группы:

-всеобщие экономические законы - действуют во всех социально-экономических системах, например, закон возрастания потребностей, закон разделения общественного труда и т. д.;

- общие экономические законы - действуют в нескольких социально-экономических системах, например, закон денежного обращения и закон стоимости действует в условия товарного производства;

- специфические экономические законы - действуют в рамках одной социально-экономической системы, например, закон распределения при феодализме.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые характеризуют ее научную общественную значимость:

1. Познавательная функция. Дает научное представление о процессах, происходящих в экономической жизни общества.

2. Методологическая функция. Выполняет роль общетеоретической основы отраслевых, функциональных и других экономических наук.

3. Практическая функция. Связана с разработкой национальной модели экономики, принципов и методов хозяйствования, механизмов регулирования, обоснованием экономической политики государства. Экономическая теория не только объясняет, но и изменяет экономику.

4. Прогностическая функция. Заключается в выработке научных прогнозов, перспектив экономического развития.

5. Мировоззренческая (идеологическая) функция. Проявляется в формировании системы научных взглядов на экономическую жизнь общества, экономического сознания, ценностных ориентации и установок.

Методология и методы экономической теории.

Учение о научных методах или совокупность применяемых методов называется методологией.

В экономической теории находит применение

· диалектико-материалистический метод. С помощью него рассматриваются процессы и явления экономической жизни в развитии, их всеобщей связи и взаимозависимости.

· Метод научной абстракции позволяет проникать в сущность изучаемых процессов, отвлекаясь от его второстепенных сторон, например, это такие научные абстракции как товар, деньги, стоимость и т.д.

· Используются также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономико-математического моделирования.

При исследовании экономических отношений используется системный подход. В учебниках эти методы рассматриваются с различной степенью полноты. Поэтому целесообразно познакомиться с разными учебниками и пособиями.

Экономическая теория охватывает весь спектр экономических проблем и включает сложную многоуровневую систему исследования:

- на микроуровне анализируется деятельность отдельных экономических субъектов фирм, организаций;

- на макроуровне изучаются основные проблемы национальной экономики

- на мегауровне представлен анализ мировой экономики.

Возникновение и основные этапы развития экономической теории.

Экономическая теория постоянно развивается потому, что изменяется ее объект и предмет, постепенно накапливаются знания, позволяющие переходить к научной системе более высокого уровня.

Сложность предмета экономической теории обусловила существование различных подходов к его определению. Впервые термин “экономика ” был введен в оборот древнегреческим философом Аристотелем в 322-384 гг. до н.э. Этот термин состоял из двух греческих слов: “ойкос”- дом, “номос”- учение. В античный период экономические взгляды еще не выделились в самостоятельное учение и существовали и развивались в рамках философии и других наук. Только в XVI-XVII веках зародилась собственно экономическая наука. Этот период ознаменовался становлением капитализма, углублением общественного разделения труда, развитием мануфактуры, расширением как внутренних, так и внешних рынков и как следствие, мощным развитием товарно-денежных отношений. Предметом экономической науки этого периода считалось богатство, которое отождествлялось с деньгами, а источником богатства считалась сфера обращения. Появилась первая экономическая школа – меркантилизм. Особую известность среди меркантилистов получили Т.Мен, и А. Монкрентьен.

В начале XVII века сформировались научные взгляды по вопросам хозяйственного развития. Экономическая наука выделилась в самостоятельное направление. В 1615 г. француз А. Монкрентьен опубликовал "Трактат политической экономии", в котором определил экономическую науку (политическую экономию) как науку о законах, управляющих общественным хозяйством. В дальнейшем экономическая наука обогатилась новыми положениями и теориями.

В соответствии с различными исследовательскими подходами трактовка предмета экономической теории от­личается в разных экономических школах. Так, в XVII-ХVIII вв. физиократы перенесли исследование из сферы торговли в сферу производства, но при этом они считали, что главной задачей экономики является развитие сельского хозяйства, промышленность же – бесплодная сфера.

В XVIII- XIX вв. представители классической политэкономии А. Смит и Д.Рикардо исследовали условия произ­водства накопления и распределения нацио­нального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включали промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др. Они заложили основы трудовой теории стоимости, рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему, отрицали необходимость вмешательства государства в экономику.

В XIX -XX вв. ознаменовался появлением марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс выделили в качестве основополагающих социально-экономические отношения как общественную форму развития производительных сил. С позиции классового подхода разработанная ими политическая экономия стала изучать производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

В конце XIX в. возник маржинализм. Основоположниками этого направления стали экономисты австрийской школы - К. Менгер, Ф. Визер, Е. фон Бем-Баверк. Они исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. На первый план выдвигалась проблема полезности благ. Разработали теорию предельной полезности.

В 1890 г. А. Маршалл, основатель Кембриджской школы, в книге «Принципы экономикс» впервые употребил термин «экономикс». Предметом исследования экономикс является анали­з поведения “экономического человека” в процессе взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения.

В 30-е гг. XX в. появилось радикально новое направление кейнсианство, названное по имени его основателя Дж. М. Кейнса. В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа и обоснования необходимости государственного регулирования экономики.

После Второй Мировой войны появились новые теории и направ­ления, например, неоклассическая школа, провозгласившая док­трину монетаризма: Основателем ее является американский эко­номист М.Фридмен. Он выступал против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Главным регулирующим фактором экономики считал деньги.

Теория неоклассического синтеза, автором которой является американский экономист П. Самуэльсон, представляет собой соче­тание идей неоклассической школы, придающей решающее значе­ние денежному обращению, и кейнсианских рекомендаций государ­ственного регулирования экономики. П.Самуэльсон среди мно­жества определений предмета экономической теории (экономикс) указы­вал, что это наука о повседневной деловой жизни и деятельно­сти людей, о путях использования ограниченных производственных ре­сурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей.

Вопросы для самоконтроля

Наши рекомендации