Предмет и методы макроэкономики

Любая наука имеет предмет и методы исследования.
Предметом изучения макроэкономики является функционирование национальной экономики, система ее внутренних связей, рассматриваемых как единое целое.
Объекты исследования в макроэкономической теории:

  • макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, НД и пр.);
  • экономическое поведение (экономический рост, цикличность экономики, темпы инфляции, уровень безработицы);
  • экономическая политика (бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, внешнеэкономическая политика государства и ее влияние на инвестиционные процессы и экономический рост);
  • экономические факторы (ставка процента, цены, доходы и расходы государственного бюджета).

Цели макроэкономической политики:

  • стабильный рост национального производства — основа повышения уровня благосостояния граждан;
  • стабильный уровень цен, снижение инфляции;
  • высокая занятость;
  • создание благоприятных внешнеэкономических условий для развития национальной экономики.

Научные методы, т.е. приемы и способы научных исследований, обычно подразделяют не общие, используемые многими науками, и специфические, присущие данной науке.
К общенаучным методам, применяемым в макроэкономических исследованиях, можно отнести:

  • метод абстрагирования (отвлечения от несущественного) — исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании макроэкономических явлений, при помощи этого метода формируются экономические категории и выявляются закономерности;
  • гипотетико-дедуктивный метод, основанный на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений;
  • статико-временной анализ, представляющий собой изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;
  • математический метод, описывающий изучаемые экономические явления при помощи математических формул.

К специфическим методам макроэкономики относят:

  • метод макроэкономического моделирования — представление в обобщенном, формализованном (логически, графически или алгебраически) виде макроэкономических явлений, объектов и их взаимосвязей;
  • метод агрегирования — создание совокупных укрупненных экономических единиц, так называемых агрегатов (сектор фирм, сектор домохозяйств, государственный и частный секторы, ВВП, НД и др.).

· Фискальная политика

· Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом[3].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Содержание

[убрать]

  • 1 Субъекты проведения социальной политики
  • 2 Государственная социальная политика
  • 3 Формы реализации социальной политики
  • 4 Стратегия и приоритеты социальной политики
  • 5 Правовое обеспечение социальной политики России
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Субъекты проведения социальной политики[править | править вики-текст]

Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Государственная социальная политика[править | править вики-текст]

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Предмет и методы макроэкономики - student2.ru В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 октября 2011.  

Формы реализации социальной политики[править | править вики-текст]

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице[4], основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики[править | править вики-текст]

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости,
  • социальной ответственности,
  • социального партнерства,
  • социальных гарантий,
  • преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Предмет и методы макроэкономики - student2.ru В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 октября 2011.  

Правовое обеспечение социальной политики России[править | править вики-текст]

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Семейный кодекс Российской Федерации,
  • Гражданский кодекс Российской Федерации,
  • ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195,
  • ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178,
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

Денежная система — это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения в стране.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

§ Национальная денежная единица — мера денег принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (рубль, доллар, франк и др.);

§ Формы денег — овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и выступает законным платежным средством в наличном обороте;

§ Валютный паритет — соотношение с другими валютами;

§ Институты денежной системы -государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа денежных систем:

§ система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);

§ система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги не могут быть обменены на золото.

Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств.

История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных систем как биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов — золота и серебра (XVI — XIX вв.), и монометаллизм, использующий в обращении лишь один металл, — золото.

В свою очередь монометаллизм существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлению суммы, соответствующей цене стандартного слитка); золотодевизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную валюту — девизы, разменную — на золото).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег, которая характеризуется следующим:

§ демонетизация золота;

§ отмена золотого содержания банкнот;

§ значительное расширение безналичного оборота;

§ господствующее положение кредитных денег;

§ усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;

§ государственное регулирование денежного обращения.

Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может быть увеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляции), так как не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы.

Наши рекомендации