Классификация инфляции

1. В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

а) Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условиями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

б) Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

в) Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Сверхвысокий рост цен до 1000% в год. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма.

2. В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

а) Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

б) Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами. возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.

3. В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

· а) Инфляцию спроса -равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

б)Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Стагфляция- инфляция, сопровождаемая стагнацией (лат. stagnum - стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией)

4. Прочие виды инфляции:

Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обычно рассчитывается государственными органами статистики.

Неожидаемая

Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Типы инфляции

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Причины инфляции

милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;

дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);

кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов);

импортируемая инфляция;

инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);

Наши рекомендации