Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
Хозяйственная деятельность сегодня характеризуется такими понятиями, как предпринимательство, бизнес, распорядительство, коммерция, менеджмент, маркетинг.
Предпринимательство - это хозяйственная деятельность с использованием новаторства, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.
Долгое время у нас этот термин игнорировался и вместо него использовался термин "хозяйственная деятельность". Возвращение в наш экономический язык термина "предпринимательство" означает признание необходимыми таких условий, как:
- действительная, а не формальная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйствующих субъектов;
- свобода выбора хозяйственниками вида хозяйственной деятельности и агентов экономических отношений;
- признание права существования различных форм собственности, в том числе частной.
Предпринимательство характеризуется следующими чертами:
1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное - новаторство;
2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Деятельность, не связанная с ответственностью, это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;
3) ориентация на достижение экономического и морального успеха.
Предпринимательство выполняет особые функции обеспечения развития и совершенствования экономики, ее постоянного обновления, создания инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу новому.
Наиболее распространены сегодня такие формы предпринимательства, как:
- индивидуальное;
- совместное (совместные предприятия - СП);
- рисковое (венчурное), т.е. инновационные фирмы - проводники и разведчики НТП.
Предпринимательство - одна из форм бизнеса, который чаще всего характеризуется как:
- дело (работа);
- любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера - это тоже бизнес);
- система ведения дел или система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.
Таким образом,
Бизнес - это система, охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. |
Суть системы бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.
Об устойчивости и жизнеспособности системы бизнеса свидетельствует следующее:
- тенденция к развитию в целях укрепления и упрочения ее целостности;
- постоянное разрешение возникающих в системе противоречий между: предпринимателями и наемными работниками, потребителями и производителями товаров, частным предпринимательством и профсоюзами, частным предпринимательством и государственными властными структурами;
- высокий динамизм системы, создание новых моделей современного рыночного хозяйства, в том числе и модели "социально ориентируемой рыночной экономики".
Классификация форм бизнеса осуществляется на основе самых разнообразных критериев. Выделяют потребительский (домашнее хозяйство) и трудовой (сделки наемного труда и т.д.) бизнес. С учетом размеров различают мелкий, мельчайший, средний и крупный бизнес. По нормам собственности можно выделить частный, государственный, коллективный бизнес. С учетом сферы приложения капитала можно говорить о бизнесе в промышленности, торговле, образовании, аграрном хозяйстве и т.д. По степени интернационализации капитала можно выделить национальный и международный бизнес (транснациональные корпорации) и др. На основе развития организационных форм бизнеса выделяются простая кооперация, мануфактура, фабрика, акционерное общество, монополии, международные фирмы, полное товарищество, коммандитное или товарищество по вере, кооперативы, смешанное общество и т.д.
Коммерция - это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В узком смысле это часть предпринимательской деятельности в сфере обращения по непосредственной реализации продукции и получению прибыли. В широком смысле это заключение торговых сделок как составная часть любого бизнеса.
Основная цель современной коммерции - всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.
К новейшим формам общественной деятельности можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализацию продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).
Менеджмент - это деятельность по управлению производством. Его можно охарактеризовать и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в развитых странах с целью повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли.
Менеджмент является также наукой об управлении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязях потребителей и производителей. Здесь исследуются способы и методы воздействия как на сам процесс производства, так и на людей, участвующих в нем, с целью достижения наилучших результатов. Отсюда менеджер - это профессиональный управляющий, генеральный директор, президент, руководитель, знающий психологию, социологию, организацию производства и т.д.
Эволюция менеджмента характеризуется двумя направлениями:
- административное управление;
- теория частного предпринимательства.
Первые попытки изучения проблем управления производством в условиях конкуренции относятся к XIX в. (английский математик У.Бэббидж). Начиная с 60-х годов текущего столетия, менеджмент развивается уже как синтез этих направлений.
Эволюция менеджмента - это развитие принципов Управления, важнейшими из которых являются:
1) управление на основе контроля за использованием в настоящем факторов производства;
2) управление на основе экстраполяции прошлого в будущее;
3) управление на основе предвидения изменений;
4) управление на основе гибких экстренных решений, когда изменения предусмотреть невозможно.
По мнению ученых, последний принцип сегодня преобладает и сохранится вплоть до XXI века.
Маркетинг - целостная система организации деятельности предприятий (фирм), когда в основе хозяйственных решений лежат требования рынка, реальные запросы покупателя, а также производственно-сбытовые возможности отдельных предприятий (фирм).
Термин "маркетинг" впервые появился в США в самом начале текущего столетия. Он происходит от английского слова market (рынок), на русском языке означает деятельность на рынке. Таким образом, под маркетингом понимают такую комплексную систему организации производства и сбыта продукции, которая построена на основе исследования рынка, предварительном изучении и формировании потребительского спроса.
Появление маркетинга свидетельствует о существенных сдвигах в предпринимательской философии - смене главных акцентов в хозяйственной деятельности с производства, качества продукции, отвечающей стандартам, на принципы ориентации на рынок, платежеспособный спрос. Поэтому сегодня маркетинг рассматривают как философию рынка: как сложную динамичную систему, обеспечивающую рыночную ориентацию управления деятельностью предприятия, фирмы, организации; как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством рынка. К середине 60-х годов уже около 80% крупнейших американских корпораций сделали ориентацию на рынок стержнем своей хозяйственной деятельности.
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
Издержки производства - одна из важнейших категорий теоретической экономики.
Издержки производства в условиях современной конкуренции оказывают определяющее воздействие не только на размер прибыли предприятия и возможности расширения производства, но и на решение вопроса о том, останется ли фирма вообще на данном рынке или вынуждена будет покинуть его.
Издержки производства изучались многими экономистами, в том числе и К.Марксом.
Марксистская теория издержек производства основывается на двух принципиальных категориях: издержки производства и издержки обращения.
Под издержками производства понимаются затраты на заработную плату, сырье, материалы, амортизацию средств труда и др., иными словами - это расходы (затраты) на производство, которые несут предприятия (фирмы) с целью создания товаров и последующего получения прибыли. |
К.Маркс различал издержки производства общества, куда входят затраты всего труда: овеществленного (с) и живого (v+m), необходимого (v ) и прибавочного (m), т.е. вся стоимость товара (c+v+m), а также издержки производства предприятия, которые составляют часть стоимости (c+v). Такое деление было связано с необходимостью всесторонне рассмотреть особенности эксплуатации наемного труда. В результате К.Маркс делает важный теоретический вывод: тот факт, что прибыль (p), а точнее - прибавочная стоимость (m), создается всем авансированным капиталом, постоянным и переменным, т.е. c+v - только видимость; в действительности прибыль создается только рабочей силой - переменным капиталом (v).
В результате исследования издержек производства К.Маркс выходит на другую проблему - анализ образования средней нормы прибыли на равновеликий капитал и цену производства (k+p), которая является ценой равновесия на рынке ( где k - авансированный капитал, p - прибыль).
Издержки обращения - это затраты, связанные с реализацией (куплей-продажей) товаров. |
Маркс различал чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки - затраты на куплю-продажу, заработную плату продавцов и кассиров, маркетинг, содержание торговых предприятий, консультацию, рекламу, кассовые операции и др. Дополнительные издержки дополняют чистые издержки, ибо без них нельзя обеспечить куплю-продажу (это затраты на хранение, транспортировку, подсортировку, расфасовку и т.д.). Дополнительные издержки увеличивают (дополняют) стоимость товара.
Рассматривая издержки производства, К.Маркс абстрагировался: во-первых, от проблем колебания цен вокруг стоимости; во-вторых, от проблем изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.
Современные концепции западных экономистов учитывают эти два фактора. Издержки производства в их интерпретации представляют собой оплату приобретенных факторов производства. Издержки производства рассматриваются здесь под углом зрения хозяйственника, предпринимателя, стремящегося обосновать оптимальную стратегию фирмы и достичь цели получения равного дохода на каждый доллар, затраченный на покупку факторов производства (т.е. на авансированный капитал, по Марксу).
Таким образом, здесь имеет место решение одной задачи разными способами.
В центре классификации издержек производства современных западных концепций - взаимосвязь между объемом производства и издержками. Издержки делятся на зависящие и не зависящие от объема произведенной продукции.
Постоянные издержки производства не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства (стоимость оборудования, аренда, процент, займы, налоги, амортизационные отчисления, расходы по охране, зарплата управленческого аппарата). Графически эта зависимость может быть представлена следующим образом:
Рис. 25. Постоянные издержки производства
Переменные издержки производства зависят от количества производимой продукции и складываются из затрат на сырье, материалы, топливо, заработной платы рабочих и т.д.
Рис.26. Переменные издержки производства
Валовые издержки производства - это сумма денежных расходов на производство определенного объема продукции, совокупность постоянных и переменных издержек.
Изменение количества издержек на производственную единицу характеризуют:
- средние издержки, равные частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции;
- средние постоянные издержки, равные частному от деления постоянных издержек на количество произведенной продукции;
Рис. 27. Валовые издержки производства
- средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.
Средние издержки постоянно сравнивают с рыночной ценой. Если средние издержки ниже рыночной цены, то фирма может работать рентабельно в границах объема производства Q1 - Q2 (рис. 28).
Рис. 28. Валовые издержки производства
Заштрихованная часть рисунка показывает массу прибыли фирмы. Если средние издержки превышают рыночную цену единицы продукции, то производство данного товара для фирмы будет нерентабельно, и за такое производство браться не стоит (рис. 29).
Рис. 29. Средние издержки производства
График средних издержек имеет V-образную форму связи с тем, что вначале наблюдается большая часть постоянных издержек, которая уменьшается до точки М. Это происходит потому, что достигается эффект массового производства (когда постоянные издержки распределяются на больший объем производства). Затем, при движении вправо от точки М, растут транспортные расходы, затраты на хранение, управление и т.д. Переменные издержки растут, возрастают и средние издержки.
Предельные издержки - это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они равны приросту переменных издержек, если предполагается, что постоянные издержки неизменны. Рассмотрим рис. 30.
Рис. 30. Равновесие фирмы на рынке
Кривая АС (средние издержки) находится выше кривой МС (предельные издержки), так как включает, кроме переменных, еще и постоянные издержки, предельные же издержки, как было сказано выше, - это прирост переменных издержек. Кривая АС находится правее кривой МС, так как в АС включается весь объем переменных издержек, а в МС - только прирост переменных издержек (величина меньше всего объема переменных издержек).
Точка М - это точка равновесия фирмы на рынке, она отражает пределы расширения производства. Увеличение производства больше чем на 10 единиц ведет к уменьшению прибыли, либо на каждую единицу товара добавочные расходы (точка E) растут быстрее средних (точка F).
В условиях совершенной конкуренции точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек. Рассмотрим эту ситуацию на графике (рис. 31).
Если предельный доход МR выше предельных издержек выше точки E при объеме производства 6 единиц, производство можно расширять. Если предельный доход меньше предельных издержек (ниже точки E ), производство невыгодно, следует его сократить. В точке E предельный доход и предельные издержки совпадают, фирма производство не увеличивает, выпуск товаров становится стабильным, отсюда и название "равновесие фирмы".
Рис.31. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Хозяйствующий субъект, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Так возникают альтернативные издержки - затраты ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Предприниматель, принимая решение об использовании ресурсов, отказывается от производства других товаров и услуг, т.е. жертвует ценностью альтернативных возможностей.
Например, если увеличение армии вызывает затраты военного бюджета, альтернативные издержки равны затратам на производство количества продукции для гражданского населения, которое не получено в результате отвлечения средств на увеличение армии.
В России в конкретной хозяйственной практике используется категория себестоимости - денежного выражения части стоимости. Суммарные затраты на производство продукции составляют фабрично-заводскую себестоимость, а затраты на производство и реализацию продукции - полную себестоимость.
В себестоимость включаются прямые и косвенные затраты. Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара (например, хлопок). Косвенные затраты - это затраты, необходимые для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции фирмы (освещение, управление). В западных странах прямые и часть косвенных относятся к переменным затратам, а остальная часть косвенных затрат - к постоянным затратам.
Показатель себестоимости и издержек производства характеризует эффективность производства предприятия (фирмы).