Цены на международном рынке машин и оборудования
Одним из наиболее сложных рынков конечной промышленной продукции является мировой рынок машин и оборудования. Он характеризуется сложной структурой, т.к. в свою очередь состоит из достаточно большого количества рынков различных типов машин и оборудования со своими специфическими особенностями.
Машиностроение является материальной основой производительных сил общества и развивается опережающими темпами. Экспортные поставки машин и оборудования составляют 1/4 мирового внешнеторгового оборота и неуклонно возрастают.
Функционирование рынка машин и оборудования характеризуется рядом отличительных черт, которые определяют особенности формирования цен на эту продукцию. Особое воздействие на этот рынок оказывают достижения НТП, тенденции ресурсосбережения, которые воплощаются в создании новых, более производительных видов, обеспечивающих снижение затрат топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.
Характерной чертой этого рынка также является широта товарной номенклатуры, которая выражается в создании техники для различных отраслей деятельности - сельского хозяйства, транспорта, науки, торговли, бытового обслуживания и самого машиностроения. Производство машин и оборудования носит, как правило, массовый характер, характеризуется высокой ценовой конкуренцией и относительно низкими темпами роста цен.
Мировая торговля машинами и оборудованием тесно связана с инвестиционными процессами, происходящими в странах-импортерах, что отражается на функционировании этого рынка и процессах ценообразования. Инвестиционная активность стимулирует использование специальных экспортных сделок на покупку продукции за счет предоставления кредитов, лизинговых операций, межгосударственных соглашений и др.
В ценах учитываются различные фазы жизненного цикла, которые проходит производство той или иной машины:
1. Фаза внедрения - когда эластичность спроса по цене невелика, как правило, устанавливается высокий уровень цен;
2. Фаза роста - по мере усиления ценовой конкуренции больше распространены относительно низкие цены;
3. Фаза зрелости - цены имеют тенденцию к повышению, в результате чего растут затраты и обостряется неценовая конкуренция.
Существенное влияние на цены мировой торговли машинами и оборудованием оказывает фактор времени. Продажа машин и оборудования со склада или с короткими сроками контрактов (электродвигатели, с/х машины, автомобили, стандартное оборудование) обычно осуществляется по твердым согласованным ценам (используется твердая фиксированная цена). В торговле сложным специальным оборудованием с длительными сроками изготовления по долгосрочным контрактам (прокатные станы, турбогенераторы, суда, самолеты) нередко применяются подвижные (скользящие цены).
Отличительной чертой ценообразования на машины и оборудования является относительная стабильность цен в сочетании с их высокой гибкостью. Гибкость достигается путем применения системы различных доплат и скидок. Расчет изменения цены (доплаты или скидки) с учетом условий платежа (Иn) в процентах можно сделать по следующей формуле:
,
где Бn - средний банковский процент при кредитовании внешнеторговых операций;
П - размер соответствующего платежа;
t - срок между внесением аванса и получением заказа (или между получением заказа и временем уплаты взноса по рассрочке);
i – число частей аванса или взносов по рассрочке платежа.
Важной особенностью рынка машин и оборудования является сложность, их многообразие и динамичность технических параметров продукции, подверженность машин и оборудования быстрому моральному старению. Параметром, определяющим цену этой продукции, является ее производительность. Для оборудования, работающего в одинаковых условиях, такая зависимость:
)n ,
где P1 и P2 - цены сравниваемых машин, оборудования;
N1 и N2 - значения главного технического параметра этого типа сравниваемых машин, оборудования (мощность, производительность);
n - коэффициент торможения, учитывающий зависимость изменения цены от главного технического параметра.
Из данной формулы выводим формулу определения цены конкретного вида машин, оборудования в процессе сравнения с его аналогичным вариантом:
)n ,
Коэффициенты торможения изменяются в диапазоне от 0,1 до 1,0 и зависят от типа оборудования. Их определяют на основе данных о ценах и параметрах однотипной продукции, содержащихся в прейскурантах, каталогах, контрактах и другой интересной информации. При этом используется следующий расчет:
.
В контрактах на поставку машин и оборудования характерно также использование поправок по гарантийным срокам. При этом ориентируются на то, что обычно за каждый дополнительный год гарантий предоставляется надбавка, приблизительно соответствующая среднегодовой банковской процентной ставке за кредит.
Для укрупненных расчетов или быстрой прикидке цены на тот или иной вид машин, оборудования часто используют удельные цены, которые определяются по группам однотипных машин в расчете на единицу главного технического параметра продукции (мощности, производительности, массы). Их согласовывают в контрактах, а затем используют для расчета цены конкретно поставляемого оборудования.
Для выхода на внешние рынки экспортеры машин, оборудования, приборов нередко обязаны проводить тестирование своей продукции на предмет ее соответствия требованиям того или иного рынка. Например, сложная электронная техника обычно продается через специализированных посредников, которые обслуживают различные сегменты рынка.
При формировании цен для различных групп машиностроительной продукции могут применяться свои формулы, учитывающие специфику в технико-экономических параметрах продукции. Например, основным технико-эксплуатационным параметром грузовых автомобилей на мировом рынке является полезная грузоподъемность, которая и определяет уровень цены. Кроме того, учитывается также мощность двигателя (приходящаяся на общую допустимую массу автомобиля). Цена устанавливается в ходе сравнения цен и технических характеристик экспортного автомобиля с аналогичной продукцией конкурентов, схожей по типу, назначению, колесной формуле.