Цены на международном рынке машин и оборудования

Одним из наиболее сложных рынков конечной промышленной продукции явля­ется мировой рынок машин и оборудования. Он характеризуется сложной структурой, т.к. в свою очередь состоит из достаточно большого количества рынков различных ти­пов машин и оборудования со своими специфическими особенностями.

Машиностроение является материальной основой производительных сил общест­ва и развивается опережающими темпами. Экспортные поставки машин и оборудования составляют 1/4 мирового внешнеторгового оборота и неуклонно возрастают.

Функционирование рынка машин и оборудования характеризуется рядом отличи­тельных черт, которые определяют особенности формирования цен на эту продукцию. Особое воздействие на этот рынок оказывают достижения НТП, тенденции ресурсосбе­режения, которые воплощаются в создании новых, более производительных видов, обеспечивающих снижение затрат топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.

Характерной чертой этого рынка также является широта товарной номенклатуры, которая выражается в создании техники для различных отраслей деятельности - сель­ского хозяйства, транспорта, науки, торговли, бытового обслуживания и самого маши­ностроения. Производство машин и оборудования носит, как правило, массовый харак­тер, характеризуется высокой ценовой конкуренцией и относительно низкими темпами роста цен.

Мировая торговля машинами и оборудованием тесно связана с инвестиционными процессами, происходящими в странах-импортерах, что отражается на функционирова­нии этого рынка и процессах ценообразования. Инвестиционная активность стимулиру­ет использование специальных экспортных сделок на покупку продукции за счет пре­доставления кредитов, лизинговых операций, межгосударственных соглашений и др.

В ценах учитываются различные фазы жизненного цикла, которые проходит производство той или иной машины:

1. Фаза внедрения - когда эластичность спроса по цене невелика, как правило, устанавливается высокий уровень цен;

2. Фаза роста - по мере усиления ценовой конкуренции больше распространены относительно низкие цены;

3. Фаза зрелости - цены имеют тенденцию к повышению, в результате чего рас­тут затраты и обостряется неценовая конкуренция.

Существенное влияние на цены мировой торговли машинами и оборудованием оказывает фактор времени. Продажа машин и оборудования со склада или с короткими сроками контрактов (электродвигатели, с/х машины, автомобили, стандартное оборудо­вание) обычно осуществляется по твердым согласованным ценам (используется твердая фиксированная цена). В торговле сложным специальным оборудованием с длительными сроками изготовления по долгосрочным контрактам (прокатные станы, турбогенерато­ры, суда, самолеты) нередко применяются подвижные (скользящие цены).

Отличительной чертой ценообразования на машины и оборудования является относительная стабильность цен в сочетании с их высокой гибкостью. Гибкость дости­гается путем применения системы различных доплат и скидок. Расчет изменения цены (доплаты или скидки) с учетом условий платежа (Иn) в процентах можно сделать по следующей формуле:

Цены на международном рынке машин и оборудования - student2.ru ,

где Бn - средний банковский процент при кредитовании внешнеторговых операций;

П - размер соответствующего платежа;

t - срок между внесением аванса и получением заказа (или между получением заказа и временем уплаты взноса по рассрочке);

i – число частей аванса или взносов по рассрочке платежа.

Важной особенностью рынка машин и оборудования является сложность, их мно­гообразие и динамичность технических параметров продукции, подверженность машин и оборудования быстрому моральному старению. Параметром, определяющим цену этой продукции, является ее производительность. Для оборудования, работающего в одина­ковых условиях, такая зависимость:

Цены на международном рынке машин и оборудования - student2.ru )n ,

где P1 и P2 - цены сравниваемых машин, оборудования;

N1 и N2 - значения главного тех­нического параметра этого типа сравниваемых машин, оборудования (мощность, производи­тельность);

n - коэффициент торможения, учитывающий зависимость изменения цены от глав­ного технического параметра.

Из данной формулы выводим формулу определения цены конкретного вида ма­шин, оборудования в процессе сравнения с его аналогичным вариантом:

Цены на международном рынке машин и оборудования - student2.ru )n ,

Коэффициенты торможения изменяются в диапазоне от 0,1 до 1,0 и зависят от типа оборудования. Их определяют на основе данных о ценах и параметрах однотипной продукции, содержащихся в прейскурантах, каталогах, контрактах и другой интересной информации. При этом используется следующий расчет:

Цены на международном рынке машин и оборудования - student2.ru .

В контрактах на поставку машин и оборудования характерно также использова­ние поправок по гарантийным срокам. При этом ориентируются на то, что обычно за каждый дополнительный год гарантий предоставляется надбавка, приблизительно соот­ветствующая среднегодовой банковской процентной ставке за кредит.

Для укрупненных расчетов или быстрой прикидке цены на тот или иной вид ма­шин, оборудования часто используют удельные цены, которые определяются по груп­пам однотипных машин в расчете на единицу главного технического параметра продук­ции (мощности, производительности, массы). Их согласовывают в контрактах, а затем используют для расчета цены конкретно поставляемого оборудования.

Для выхода на внешние рынки экспортеры машин, оборудования, приборов не­редко обязаны проводить тестирование своей продукции на предмет ее соответствия требованиям того или иного рынка. Например, сложная электронная техника обычно продается через специализированных посредников, которые обслуживают различные сегменты рынка.

При формировании цен для различных групп машиностроительной продукции могут применяться свои формулы, учитывающие специфику в технико-экономических параметрах продукции. Например, основным технико-эксплуатационным параметром грузовых автомобилей на мировом рынке является полезная грузоподъемность, которая и определяет уровень цены. Кроме того, учитывается также мощность двигателя (прихо­дящаяся на общую допустимую массу автомобиля). Цена устанавливается в ходе срав­нения цен и технических характеристик экспортного автомобиля с аналогичной продук­цией конкурентов, схожей по типу, назначению, колесной формуле.

Наши рекомендации