Логистические парадигмы
Эволюция логистики сопровождалась сменой парадигм[1]:
1) функциональной;
2) ресурсной;
3) инновационной.
Функциональная парадигма была связана с тем, что в течение определенного времени (1960-1985 гг.) за логистикой закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов. Основная задача организаций при выполнении логистических функций сводилась к снижению разного рода издержек на транспортировку, хранение, погрузо-разгрузочные работы. Для этого формировались логистические подразделения (службы, отделы) в самой компании или привлекались контрагенты – логистические посредники, которые акцентировали внимание на поиске оптимизационных решений, позволяющие снизить затраты на перемещение и хранение материальных потоков. Для этого использовались оптимизационные модели и методы, такие как оптимальная маршрутизация перевозок, оптимизация выбора вида транспортных средств под вид перевозимого груза, оптимизация зонирования складских помещений, выбор технологий хранения и грузопереработки. Однако локализация решения логистических задач зачастую приводила к снижению затрат при выполнении одной логистической функции и росту другой, например, при снижении затрат на складирование зачастую наблюдался рост на транспортировку. Желая уменьшить затраты на логистику, компании прибегали к дешевым перевозчикам или экспедиторам, что в большей степени снижало не затраты, а качество обслуживания, в свою очередь, это приводило к снижению конкурентных преимуществ.
Понимание компромиссов по затратам и необходимости координации логистической деятельности в цепи поставок привело к появлению в бизнесе принципа «общих затрат» и ресурсной парадигме логистики.
Период ресурсной парадигмы логистики (1980-2000 гг.) продолжается и по настоящее время. Основная концепция сводится к «общим затратам». Согласно данной концепции, затраты на логистику необходимо суммировать в логистической системе в формате «цепи», полученная сумма будет отражать эффективность использования ресурсов.
Укрупненно состав общих затрат включает:
1) операционные затраты на логистику;
2) административно-управленческие (транзакционные) затраты;
3) затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;
4) потерянную прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные затраты»;
Операционные затраты – расходы на погрузо-разгрузочные работы, перевозку, контроль, хранение, грузопереработку и пр.
Административно-управленческие затраты включают заработную плату административно-управленческого персонала службы логистики, поиск контрагентов и прочие.
Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.
Потерянная прибыль (упущенные продажи) – «фиктивные затраты» характеризуют эффективность принятия тех или иных логистических решений, которые в бухгалтерском смысле являются фиктивными затратами и отражают потенциальную потерю прибыли от недостаточного уровня качества логистических услуг.
Сумма вышеперечисленных групп затрат характеризует эффективность использования ресурсов компании, вложенных в логистику, которые одновременно являются комплексным измерителем сравнительной эффективности принимаемых логистических решений.
Ресурсная парадигма акцентирует внимание на логистическом аутсорсинге и межфункциональной логистической координации.
Как правило, в формате аутсорсинга передается посреднику выполнение следующих видов деятельности: складирование, грузопереработка, перевозка, экспедирование, таможенное оформление, страхование, информационно-компьютерная поддержка и пр. В настоящее время многие предприятия прибегают к аутсорсингу на конкурсной основе, посредством тендерных торгов. Основным критерием для выбора контрагента является цена и качество (своевременность, сохранность) услуги.
Межфункциональная логистическая координация рассматривается в ключе согласования деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или по перекрестным логистическим функциям/операциям, возникающим в производственной деятельности.
Таким образом, ресурсная парадигма логистики связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией – от операций к координации.
Инновационная парадигма логистики стала дальнейшим логическим продолжением ее эволюции в разрезе SCM – Supply Chain Management (управление цепями поставок).
Управление цепями поставок– это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по оптимальным затратам.
По мере эволюции непрерывно повышается уровень интеграции, в том числе и логистической деятельности, при этом интеграция[2] развивается постепенно: от инфраструктурной через организационную к информационной.
Инфраструктурная интеграция связана с идеей объединения управления транспортными и складскими подразделениями в транспортно-складской комплекс, что позволяло синхронизировать транспортные и складские операции и более рациональное использование материально-технической базы. В дальнейшем эта интеграция затронула и информационную часть инфраструктуры логистики – информационные системы.
Организационная интеграция связана с эволюцией организационной структуры – от линейно-функциональной структуры управления к матричной и процессно-ориентированной. Эти процессы характеризуются переходом от управления отдельными операциями к управлению их совокупностью – бизнес-процессами, с целью оптимизации ресурсов компании и удовлетворения требований конечных потребителей.
Информационная интеграция была вызвана необходимостью построения единого информационного пространства с целью работы в режиме online. Основные цели информационной интеграции:
– информационная доступность и открытость;
– оперативное прогнозирование спроса, планирование загрузки мощностей и уровня запасов;
– мониторинг логистических бизнес-процессов, проведение контроллинга.
Для построения целостного информационного пространства управления цепями поставок в состав интегрированной информационной поддержки включен тип информационных систем Advanced Planning Systems (APS) – система расширенного планирования: Customer Relationship Management (СRM) – управление взаимоотношениями с потребителями, Supplier Relationship Management (SRM) – управление взаимоотношениями с поставщиками.
Предпосылками инновационной парадигмы логистики являются:
1) понимание интегрированной логистики и цепи поставок в целом;
2) усиление между контрагентами интеграции, сотрудничества, кооперации;
3) расширение технологических возможностей управления бизнес-процессами в цепях поставок.
Сущность инновационной парадигмы логистики заключается в рассмотрении единого процесса в цепи поставок для более эффективного достижения целей.
Программные SCM-приложения присутствуют сегодня в составе наиболее продвинутых интегрированных корпоративных систем управления, гарантируя доставку необходимого товара и услуг в нужное место точно в срок и с оптимальными логистическими издержками.
Стратегическими элементами SCM являются:
– интеграция и стратегическое партнерство;
– выбор конфигурации логистической сети;
– интегрированное управление запасами;
– разработка стратегии распределения;
– применение аутсорсинга;
– проектирование продукта;
– подбор информационных технологий.
В настоящее время в России создается система логистической поддержки инфраструктуры товарных рынков и международных транспортных коридоров, однако рынок логистического сервиса в России уступает даже восточноевропейским странам как по качеству, так и по набору предлагаемых услуг. По состоянию на 2008 год на логистическом рынке России были представлены в основном компании-грузоперевозчики (85% доли рынка), транспортно-экспедиторские компании (9,5%), складские операторы и дистрибьюторы (4,5%) и логистические компании (1%). Одновременно активно развивается рынок 3 PL-провайдеров комплексных логистических услуг. К представителям данного направления относятся следующие субъекты: «АЛТ холдинг», «Национальная логистическая компания», «ЮниТранс», «ЕвроСиб», «STS Logistik» и др.