Полиструктурность воспроизводственного потенциала региона
При анализе воспроизводственного потенциала региона учитывается несколько аспектов, касающихся его структуры и отличающих потенциал региона от потенциала национальной экономики. Выделен следующий ряд особенностей воспроизводственного потенциала региона (рисунок 2.1).
Так же, как и экономика региона в целом функционирует ради удовлетворения собственных потребностей и потребностей национальной экономики, так и воспроизводственный потенциал имеет два назначения: достижение общенациональных и региональных социально-экономических целей. В периоды усиления вертикали власти происходит соподчиненность региональных целей общенациональным, соответственно воспроизводственный потенциал больше удовлетворяет потребности страны, а в периоды усиления горизонтали власти региональные цели могут превалировать.
В этой связи следует отметить, что ряд регионов (например, Республика Бурятия [264, с. 52]) с высоким экономическим потенциалом долгое время создавали свою специализацию, выраженную крупными производствами, которые работали на удовлетворение потребностей многих областей и республик бывшего СССР, а не на удовлетворение внутрирегиональных потребностей. Такое же положение отмечалось и по Казахстану, который в советское время развивался как основной поставщик природных ресурсов для предприятий обрабатывающей промышленности. Основная же доля обрабатывающей промышленности была сконцентрирована на западной территории СССР (Прибалтика, Украина, РСФСР, Белоруссия) [16, с. 134].
Переход на рыночные условия хозяйствования болезненно повлиял на экономику подобных субъектов, так как из-за несбалансированности производственного потенциала и регионального бюджета, потери налогооблагаемой базы их положение существенно ухудшилось. А. Пилясов [183, с. 71] воспроизводственный потенциал многих регионов в условиях рыночного реформирования сравнивает с «разорванной тканью». Разрывы этой ткани связаны с анклавностью советских предприятий, слабо увязываемых с одной территорией, наличием оборонных предприятий, чрезмерной концентрацией федеральных предприятий в одном регионе.
Кроме того, отметим, что воспроизводственный потенциал региона не является в полном смысле региональным, так как, к примеру, расположенные на территории региона федеральные предприятия будут являться частью федерального воспроизводственного потенциала. Эти предприятия обеспечиваются федеральными средствами, их функции связаны с выполнением федеральных программ. Этот факт дает возможность выделить в воспроизводственном потенциале в целом и в его компонентах международный, федеральный, инорегиональный, общерегиональный и местный уровни в зависимости от принадлежности к уровню власти (рисунок 2.2).
Рисунок 2.1 – Системообразующие особенности воспроизводственного потенциала региона
Рисунок 2.2 – Составные элементы воспроизводственного потенциала региона
Таким образом, относительно региона можно выделить внутренний (собственный) региональный воспроизводственный потенциал и внешний потенциал. Это деление проводится с учетом того, что, к примеру, на федеральных предприятиях могут использоваться внутренние трудовые, водные, земельные, энергетические ресурсы региона.
К федеральному потенциалу можно отнести магистральные виды транспорта (в условиях Республики Башкортостан это нефтепродукто-газопроводный, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт), автомобильные дороги федерального подчинения, промышленные предприятия, учреждения науки и образования. Очевидно то, что компоненты федерального потенциала могут быть учтены на размещенных в регионе предприятиях.
Следует отметить, что юрисдикция предприятий, производящих товары, подвержена изменениям. Так, в период командно-административной системы (т.е. унитарного государства) на уровне автономных республик, краев и областей лишь от 2 до 12% промышленной продукции производилось на предприятиях, находящихся в ведении регионов, для сравнения в некоторых союзных республиках – до 70-75%. В 90-е годы ХХ века, т.е. в период наибольшего проявления демократизации общества, доля юрисдикции республик достигла предельно возможных уровней (примерно 80%). Однако с 2000 г., когда начался период усиления вертикали власти, удельный вес федеральной юрисдикции вновь стал повышаться нарастающими с каждым годом темпами.
В 2005 г. в Республике Башкортостан доля предприятий с участием иностранного капитала составляла 1,1%; федеральных предприятий – 1,9%, предприятий других субъектов федерации (в т.ч. смешанных российских) – 13,8%, общерегиональных предприятий – 78,6% (в т.ч. 69,4% - частных предприятий, которые нами условно отнесены к общерегиональным, так как деятельность частного предприятия нередко не ограничивается рамками одного муниципального образования); мунициальных предприятий – 4,7%. То есть собственный потенциал составлял порядка 83,3%.
На наш взгляд, для каждого региона необходимо нахождение собственного оптимального сочетания разнличных форм собственности, при котором воспроизводственный потенциал использовался бы наиболее эффективно.
Кроме того, внутренний воспроизводственный потенциал региона может не ограничиваться рамками его территории и выходить за ее пределы, т.е. функционирование промышленных, транспортных, строительных предприятий не совпадают с границами региона-субъекта в строгом смысле слова. Это связано с тем, что производство ВРП не обязательно совпадает с территориальными рамками каждого субъекта в отдельности. Например, нефтяники Республики Башкортостан добывают нефть в Западной Сибири, Коми и Удмуртской республиках; Узельгинский рудник Учалинского горно-обогатительного комбината размещен на территории Челябинской области; Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги обслуживает участок Аша-Кропачево Челябинской области, тогда как участок от Белорецка до границ Республики Башкортостан в сторону г. Магнитогорска обслуживается Южно-Уральской железной дорогой (г. Челябинск).
Но не только предприятия и основные фонды можно анализировать в приведенном аспекте. К таким элементам можно отнести также объемы федеральных бюджетных средств, расходуемых на территории региона, иностранных и инорегиональных инвестиций, поступающих на территорию региона, миграцию трудовых ресурсов (иностранных и инорегиональных).
В региональной экономике уже классическим считается подход к исследованию региона как функциональной и как структурной подсистемы национальной экономики.
В первом аспекте исследуется внутреннее строение подсистемы. Регион рассматривается при этом как единый развивающийся организм со своими особенностями. Для этого следует проводить анализ и оценку процессов воспроизводства и взаимодействия его элементов, в результате которых обеспечивается выход экономической системы, определяется воспроизводственная, производственно-технологическая и хозяйственно-организационная структура экономики.
Во втором аспекте подсистема хозяйства региона рассматривается как неразрывная составная часть экономики страны, предметом изучения служат ее соотношения, связи со средой, с другими подсистемами.
В этом аспекте исследование хозяйства региона включает оценку специализации региональной экономики в пространстве страны, анализ пропорций, в которых воспроизводство осуществляется на базе внутренних материальных и трудовых ресурсов и за счет ввоза (импорта), рассмотрение региональных воспроизводственных пропорций в сложной органической взаимосвязи и взаимозависимости со всеми общеэкономическими и производственно-отраслевыми пропорциями народного хозяйства страны. В результате основополагающими элементами анализа в этом аспекте выступают оценка процессов ввоза (импорта), вывоза (экспорта) элементов регионального продукта, процессов трансграничного движения составляющих потенциала региона (в том числе в разрезе природно-ресурсного, трудового, инвестиционного потенциалов), а также анализ федерального потенциала, находящегося в регионе.
Рассматриваемые виды воспроизводственного потенциала региона, на наш взгляд, могут быть представлены:
- структурным потенциалом, т.е. потенциалом, направленным на удовлетворение потребностей всей страны, который может быть выявлен, прежде всего, с помощью показателей вывоза (экспорта);
- функциональным потенциалом, направленным на удовлетворение внутрирегиональных потребностей (например, пищевая промышленность);
- структурно-функциональным потенциалом, т.е. потенциалом, способным удовлетворить и общестрановые, и внутрирегиональные потребности.
Развитие экономики региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой – способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса региональных и федеральных интересов. Чем менее развит собственный региональный экономический потенциал для обеспечения экономической безопасности, тем более зависим регион от внешних ресурсов и процесса эффективного экономического взаимодействия с другими регионами в рамках федеративного государства.
Если сравнивать воспроизводственный потенциал региона с воспроизводственным потенциалом предприятия, то можно отметить, что потенциал региона значительно сложнее. Так как если производственное предприятие представляет собой условно одну экономическую систему, то регион выступает как совокупность не только подобных, но и разнородных экономических систем. Кроме того, в отличие от предприятия, на уровне региона существует потребность в обеспечении всего воспроизводственного процесса, проявляются такие элементы, как население, государство и государственный бюджет, инфляция, безработица, экономический рост, платежный баланс, природно-сырьевые ресурсы, экология.
Таким образом, регион обладает специфической структурой воспроизводственного потенциала, представленной нерезидентными, федеральными, инорегиональными, общерегиональными и муниципальными источниками. Переходим к рассмотрению следующей особенности регионального воспроизводственного потенциала, которую, на наш взгляд, представляют процессы ввоза, импорта и вывоза, экспорта.