Влияние реакции покупателей на изменение цены товара
Характер спроса | Реакция покупателей | |
снижение цены | повышение цены | |
Эластичный (ЭЦ > 1) | Существенно повышается объем покупок, объем продаж растет более быстрыми темпами, чем снижается цена, растет выручка предприятия | Существенно снижается объем покупок, объем продаж снижается более быстрыми темпами, чем снижается цена, выручка предприятия снижается |
Единичная эластичность (ЭЦ = 1) | Объем покупок растет такими же темпами, какими падает цена, выручка предприятия не изменяется | Объем покупок падает такими же темпами, какими растет цена, выручка предприятия не изменяется |
Неэластичный (ЭЦ < 1) | Объем покупок по темпам ниже темпов снижения цены, выручка предприятия падает | Объем покупок снижается меньшими темпами, чем растет цена, выручка предприятия растет |
Учету эластичности принадлежит важная роль в решении вопроса о целесообразности применения ценовых инструментов для стимулирования спроса. Однако выявление эластичности спроса является достаточно трудоемкой задачей. Требуются длительные наблюдения за реакцией покупателей на изменение цены. Ряд экономистов допускает определение ориентировочной эластичности посредством опроса покупателей.
Функции цены
Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубины сущности экономической категории.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. Функция учета – показывает, во что обществу обходится удовлетворение потребностей в тех или иных товарах. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и другого на производство продукта и характеризует эффективность использования труда.
Цена в учетной функции является базой для исчисления всех стоимостных показателей и используется для оценки эффективности производства. Она является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит важным ориентиром при принятии хозяйственных решений.
2. Функция стимулирования – выражается в том, что цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных товаров. Стимулирующее влияние цены на производство проявляется через величину заключенной в ней прибыли – чем выше прибыльность, тем выше у производителя стимулы для производства товара.
При практической реализации цены способствуют или препятствуют увеличению производства и потребления тех или иных товаров. Стимулирование реализуется посредством повышения уровня прибыли в цене, применения скидок и надбавок к ней.
3. Функция сбалансирования спроса и предложения – реализуется через связь между спросом и предложением, производством и потреблением. Цена служит индикатором о наличии диспропорций между спросом и предложением и является гибким инструментом для достижения соответствия между ними. При нарушении соотношения равновесие достигается либо с помощью увеличения (сокращения) предложения, либо за счет изменения цены или при одновременном изменении обоих параметров («ножницы Маршалла»).
Производителя цены должны заинтересовывать в расширении номенклатуры и повышении качества продукта, пользующегося спросом у потребителей.
4. Распределительная функция – базируется на отклонении цены товара от их стоимости под воздействием различных факторов.
Реализация функции осуществляется путем участия цен в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, секторами экономики, формами собственности, фондами накопления и потребления, социальными группами общества.
Реализация распределительной функции цены позволяет решать социальные задачи. Высокие розничные цены на предметы роскоши способствуют перераспределению денежных доходов с помощью бюджета в социальные фонды.
5. Функция цены как средства рационального размещения производства – проявляется в том, что использование механизма цен позволяет осуществлять переток капитала в секторы экономики, сферы и виды производства, обеспечивающие более высокую рентабельность деятельности. Это перераспределение капиталов осуществляется под воздействием конкуренции, законов спроса и предложения. Сами предприятия и фирмы определяют для себя наиболее целесообразные и перспективные отрасли, сферы экономики, виды деятельности для вложения капитала.
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.
В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно являться объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).