Влияние реакции покупателей на изменение цены товара

Характер спроса Реакция покупателей
снижение цены повышение цены
Эластичный (ЭЦ > 1) Существенно повышается объем покупок, объем продаж растет более быстрыми темпами, чем снижается цена, растет выручка предприятия Существенно снижается объем покупок, объем продаж снижается более быстрыми темпами, чем снижается цена, выручка предприятия снижается
Единичная эластичность (ЭЦ = 1) Объем покупок растет такими же темпами, какими падает цена, выручка предприятия не изменяется Объем покупок падает такими же темпами, какими растет цена, выручка предприятия не изменяется
Неэластичный (ЭЦ < 1) Объем покупок по темпам ниже темпов снижения цены, выручка предприятия падает Объем покупок снижается меньшими темпами, чем растет цена, выручка предприятия растет

Учету эластичности принадлежит важная роль в решении вопроса о це­лесообразности применения ценовых инструментов для стимулирования спроса. Однако выявление эластичности спроса является достаточно трудоемкой задачей. Требуются длительные наблюдения за реакцией покупателей на изменение цены. Ряд экономистов допускает определение ориентировочной эластичности посредством опроса покупателей.

Функции цены

Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализа­ции в реальной действительности внутренней глубины сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего со­дер­жания. К функциям цены может быть отнесено только то, что ха­рак­тер­но для каждой конкретной цены без исключения. Можно вы­делить пять функций цены.

1. Функция учета – показывает, во что обществу обходится удов­лет­ворение потребностей в тех или иных товарах. Цена определяет сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и другого на производство продукта и характеризует эффективность использо­ва­ния труда.

Цена в учетной функции является базой для исчисления всех сто­имост­ных показателей и используется для оценки эффективности про­из­водства. Она является важнейшим инструментом внутрифирменно­го планирования и служит важным ориентиром при принятии хозяй­ственных решений.

2. Функция стимулирования – выражается в том, что цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие на про­изводство и потребление различных товаров. Стимулирующее влияние цены на производство проявляется через величину заключенной в ней прибыли – чем выше прибыльность, тем выше у производителя стимулы для производства товара.

При практической реализации цены способствуют или препятст­вуют увеличению производства и потребления тех или иных товаров. Стимулирование реализуется посредством повышения уровня прибы­ли в цене, применения скидок и надбавок к ней.

3. Функция сбалансирования спроса и предложения – реализуется через связь между спросом и предложением, производством и потреб­лением. Цена служит индикатором о наличии диспропорций между спросом и предложением и является гибким инструментом для дости­жения соответствия между ними. При нарушении соотношения равно­весие достигается либо с помощью увеличения (сокращения) предло­жения, либо за счет изменения цены или при одновременном измене­нии обоих параметров («ножницы Маршалла»).

Производителя цены должны заинтересовывать в расширении но­мен­кла­туры и повышении качества продукта, пользующегося спросом у потре­би­те­лей.

4. Распределительная функция – базируется на отклонении цены товара от их стоимости под воздействием различных факторов.

Реализация функции осуществляется путем участия цен в распре­де­ле­нии и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, секторами экономики, формами собственнос­ти, фондами накопления и потребления, социальными группами об­щества.

Реализация распределительной функции цены позволяет решать социальные задачи. Высокие розничные цены на предметы роскоши способствуют перераспределению денежных доходов с помощью бюд­жета в социальные фонды.

5. Функция цены как средства рационального размещения производства – проявляется в том, что использование механизма цен по­зво­ля­ет осуществлять переток капитала в секторы экономики, сферы и виды производства, обеспечивающие более высокую рентабельность деятельности. Это перераспределение капиталов осуществляется под воздействием конкуренции, законов спроса и предложения. Сами предприятия и фирмы определяют для себя наиболее целесообразные и перспективные отрасли, сферы экономики, виды деятельности для вложения капитала.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, сти­мулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства това­ров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению пред­ложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согла­сования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практи­чески со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирова­ния спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздей­ствием множества факторов цена довольно часто существенно откло­няется от издержек производства и реализации.

В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно являться объектом исследования марке­тинговых служб предприятий (фирм).

Наши рекомендации