Тема 12. Эволюция промышл. капитализма в конце XIX – начале XX века в США
Факторы быстрого экономического роста. Экономическое развитие Соединенных Штатов Америки в последней трети XIX – начале XX в. характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позволило им занять место ведущей индустриальной державы капиталистического мира.
Ускоренный экономический рост обусловил ряд факторов:
во-первых, победа капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне 1861 – 1865 гг. и последовавшая за ней Реконструкция южных штатов, что создало основу для формирования и развития единого национального капиталистического рынка;
во-вторых, наличие огромных природных богатств: больших запасов полезных ископаемых – угля, железной руды, нефти; преобладание плодородных почв, неисчерпаемых лесных и водных ресурсов, которые являлись объектами хозяйственной деятельности, а реки – и транспортными магистралями;
в-третьих, высокий уровень накопления национального капитала и большой приток капиталов из Европы. К началу XX в. иностранные инвестиции в США, преимущественно английские, достигали 3,4 млрд. дол.;
в-четвертых, рост численности населения, главным образом за счет притока иммигрантов из других стран. Сравнительно небольшая численность населения США вынуждала компенсировать нехватку рабочих рук. В 1864 г. в США был принят закон, который поощрял иммиграцию. Иммигранты значительно пополняли население США. В 70-80-е гг. XIX в. иммигранты прибывали главным образом из Англии и Германии, стран с высоким уровнем производственной культуры, они и обогащали промышленность США европейским научно-техническим опытом. Американский капитал получил возможность без собственных затрат на обучение кадров развивать промышленность за счет квалифицированных европейцев, подготовка которых была оплачена на их родине.
в-пятых, внутренняя миграция и рост городского населения. Если в 1850 г. в стране насчитывалось шесть крупных городов по 100 тыс. и более человек, то в 1900 г. – 38. Вследствие урбанизации городское население США период удваивалось каждые 20 лет.
в-шестых, завершение промышленной революции и индустриализации по всей территории страны и ускоренный технический прогресс.
Индустриализация последней трети XIX – начала XX в. в отличие от предшествующего периода опиралась на внутренние возможности США В американской промышленности наряду с использованием достижений мирового опыта был сделан акцент на собственные технические идеи. Так, созданная в 1876 г. Т.Эдисоном первая в США промышленная лаборатория стала первым в мире центром изобретательства, производства технических новшеств с ритмичностью конвейера.
Высокий технический уровень производства позволил перейти к массовому выпуску стандартизированной продукции. Впервые поточное производство осуществляла автомобилестроительная компания Форда.
в-седьмых, расчетливая протекционистская политика федерального правительства. импортные товары на американских таможнях облагались 50%-ной ввозной пошлиной. протекционистская политика способствовала росту цен на внутреннем рынке и стала средством получения корпорациями максимально высоких прибылей.
Благоприятным фактором для развития американской экономики была удаленность страны от ее главных конкурентов, с одной стороны, и соседство со слаборазвитыми государствами Латинской Америки – с другой. Это предопределило направленность внешнеэкономической экспансии американского капитала.
Развитие промышленной и банковской сфер экономики. Железнодорожное строительство. Промышленное развитие США в последней трети XIX – начале XX в. характеризовалось как увеличением темпов роста и объемов производства, так и изменением структуры, форм организации и управления.
Появились и стремительно развивались новые отрасли: электроэнергетическая, добыча и переработка нефти, химическая, автомобилестроительная. В старых традиционных отраслях – металлургии, металлообработке, угольной промышленности рост производства стимулировался спросом на металл, топливо и машины ввиду происходившего в невиданных масштабах железнодорожного строительства.
Процесс монополизации в США осуществлялся в форме трестов. Они объединяли предприятия одной или рада смежных отраслей, которые, вступив в монополию, теряли производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство трестом находилось, как правило, в руках одной головной компании, владевшей и распоряжавшейся контрольным пакетом акций. Контролируя капиталовложения на решающих участках экономики, тресты стремительно вытесняли своих конкурентов, завоевывая внутренний рынок.
Первым монополистическим объединением в промышленности США стал нефтяной трест Дж. Рокфеллера "Стандарт ойл", созданный в 1879 г. трест Рокфеллера контролировал 90% нефтеперерабатывающей промышленности страны.
Так называемый "Стальной трест" был первой в мире корпорацией, капитал которой достиг 1 млрд. Под контролем "Стального треста" оказалось 3/5 производства стали всей страны. Он находился в особо выгодном положении на рынке, поскольку в сто продукции нуждались сельское хозяйство, железные дороги, строительные компании, машиностроительные заводы, угольные шахты и рудники, и новые отрасли – электротехническая и автомобильная.
Автомобильная промышленность развивалась быстрыми темпами и накануне первой мировой войны превратилась в одну из самых перспективных в стране. В отличие от других фирм, выпускавших автомобили, компания Форда производила машины с двигателями внутреннего сгорания, работавшими на бензине. Здесь впервые была применена система научной организации производства, автором которой был инженер Ф.Тейлор. Благодаря внедрению этой системы, а затем и движущегося конвейера удалось интенсифицировать производство.
В жизнь Соединенных Штатов, в промышленность и быт быстро входило электричество. Электропровода, телеграфные и телефонные линии связывали между собой целые промышленные районы, административные центры, неузнаваемо меняли облик страны. Газовое и керосиновое освещение уступало место электрическому.
Известной компанией электротехнической промышленности стала "Дженерал электрик компани». Ее влияние усиливается в начале XX в., когда она вошла в орбиту банкирского "Дома Моргана". "Дженерал электрик" занималась не только производством электроэнергии, но и выпуском различного оборудования.
Влияние трестов на весь строй жизни в стране сказывалось повсюду. Поглощение мелких и средних предприятий, рост цен на товары, разорение фермеров – все это вызывало возмущение со стороны самых широких слоев населения. В этих условиях Конгресс США принял в 1890 г. – закон Шермана, который гласил: "Всякий договор, объединение, в форме треста или в любой иной форме или договор с целью ограничения коммерции или торговли преследуя штатами или с иностранными государствами объявляются незаконными". Лица, виновные в нарушении закона, подвергались штрафу в размере до 5 тыс. дол. или тюремному заключению сроком до 1 года.
С развитием монополистического капитализма возникает финансовый капитал, происходит сращивание банковского капитала с промышленным. В США были созданы две крупнейшие финансовые группы – Моргана и Рокфеллера. Морган контролировал два банка – "Ферст нэшнл бэнк" и "Нэшнл бэнк оф коммерс". Если Рокфеллеры вошли в ранг финансовых магнатов, начав с организации монополии в промышленности, то Морган скупал акции промышленных фирм и создавал так называемые держательские компании.
Крупные финансовые монополии могли оперировать огромными суммами в силу того, что распоряжались деньгами акционеров. Сохраняя за собой контрольный пакет акций, финансовые магнаты распространяли мелкие акции среди населения. "Стальной трест" в годы подъема выплачивал своим акционерам до 7% дивидендов.
Важнейшую роль в стимулировании промышленного роста сыграло железнодорожное строительство. Оно осуществлялось при поддержке федерального правительства в форме предоставления кредитов и земельных участков. Для строительства Тихоокеанской магистрали правительство предоставляло частным компаниям субсидии.
Поскольку железнодорожный бизнес был очень прибыльным, хотя и рискованным предприятием, именно здесь аккумулировался капитал акционерных компаний, который затем инвестировался в другие сферы экономики, способствуя образованию сверхкрупных состояний, укреплению позиций финансовой олигархии.
К XX в. железные дороги связывали между собой все штаты. Трансконтинентальные линии, соединив восточные регионы страны с Тихоокеанским побережьем, обусловили быстрое вовлечение в оборот продукции Дальнего Запада и способствовали завершению формирования внутреннего рынка Соединенных Штатов.
Качественные изменения в экономике США в последней трети XIX – начале XX в. потребовали усиления регулирующей деятельности государства, которая коснулась главным образом промышленной и банковской сфер.
Серия буржуазных реформ начала XX ст. получила название "прогрессивной эры", которую открыла политика "честного курса" президента Т.Рузвельта (1901-1909 гг.). Стержнем государственной политики Т.Рузвельта была идея о контроле за деятельностью трестов со стороны федерального правительства. С целью ее осуществления в США был принят ряд основополагающих законов: о создании Министерства торговли и труда со специальным Бюро по делам корпораций для сбора информации о расследовании их деятельности; о запрещении железнодорожным компаниям изменять объявленные тарифы на перевозки грузов; о контроле государственных органов за изготовлением пищевых продуктов и медицинских препаратов.
Увеличение производительности и интенсивности труда в сельском хозяйстве. В последней трети XIX – начале XX в. быстрыми темпами развивается американское сельское хозяйство. Его рост был обусловлен широким устойчивым спросом на продукцию, предъявляемым стремительно развивавшейся промышленностью, увеличением численности населения, урбанизацией.
На Юге Соединенных Штатов в результате осуществления закона о гомстедах, а также конфискаций и распродажи части рабовладельческих плантаций значительно увеличилось число мелких фермерских хозяйств. Вместе с тем отсутствие достаточного количества земли и орудий труда у подавляющего числа негров и белых бедняков привело к формированию в южных штатах особой формы аренды – кропперства. Кропперами называли арендаторов-издольщиков, которые уплачивали бывшим рабовладельцам – собственникам латифундий половину или более собранного урожая за аренду земли, инвентаря, семян и рабочего скота.
Широкое распространение получила в этом регионе и система долгового рабства – пеонат. Несостоятельный должник-арендатор принуждался кредитором-плантатором или скупщиком сельскохозяйственной продукции работать только в счет оплаты долга; как правило, в сети пеоната попадали бывшие негры-рабы.
Развитие капитализма по фермерскому пути привело к увеличению площади обрабатываемых земель. Экономическая эффективность фермерских хозяйств обусловливалась не только применением наемного труда, но и интенсификацией производства, оснащением высокопроизводительными орудиями и машинами. На фермах применялись сеялки, культиваторы, жатки, молотилки, жнейки-сноповязалки.
С 1890 г. в сельскохозяйственную практику начинают внедряться паровые, а с 1907 г. и колесные тракторы с двигателями внутреннего сгорания. В 1910 г. на американских фермах работали тысячи тракторов и зерноуборочных комбайнов. Интенсификации сельскохозяйственного производства способствовало все более широкое применение научных методов анализа земель, плодородия почв, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, развитие семеноводства. Департамент сельского хозяйства оказывал помощь фермерам в защите и сохранности урожаев, семеноводстве, внедрении новых сортов сельскохозяйственных культур.
Внешнеэкономическая экспансия американского капитала и начало борьбы за колонии. Переход американского капитализма в монополистическую стадию привел к значительным переменам во внешней политике США. Возникшая финансовая олигархия, как и в крупнейших державах Европы, не довольствуясь господствующим положением во внутренней жизни страны, стала проявлять растущий интерес к внешним рынкам и территориям.
Быстрыми темпами увеличивался вывоз изделий главных отраслей индустрии. Из США экспортировались корабли, паровозы, различная продукция машиностроения. Из сырьевых продуктов на экспорт шли нефть, медь и хлопок
Наряду с экспортом товаров на рубеже 80 – 90-х гг. активизировался экспорт капитала. Особенно выгодными были инвестиции в слаборазвитые страны, поскольку издержки производства там были ниже благодаря дешевому сырью, земле и низким ставкам заработной платы.
Колониальная экспансия США началась позже, чем в других странах вследствие нескольких обстоятельств. Во-первых, на протяжении многих десятилетий в стране осваивались собственные новые территории, происходила "внутренняя колонизация". Во-вторых, емкий внутренний рынок создал благоприятные условия для инвестирования в экономику самих США. В-третьих, по вооруженным силам страна уступала европейским державам и не могла развернуть с ними борьбу за колониальные захваты.
Опоздав к разделу мира, американский империализм с учетом соотношения сил на международной арене разрабатывал и применял специфические методы экспансии в различных регионах. Так, в странах Латинской Америки США присваивают себе право вмешательства в экономическую и политическую жизнь. На Дальнем Востоке американские монополии проводят политику долларовой экспансии, стремясь этим добиться решающего экономического преимущества в борьбе с капиталистическими соперниками.
Курс на вмешательство в жизнь соседних государств был подкреплен панамериканизмом. Панамериканисты, основываясь на стремлении латиноамериканских стран объединиться против колониального гнета Испании, выдвигали тезис о единстве интересов всех государств Западного полушария, ссылаясь на географическое положение, взаимозависимость экономики, сходство исторических судеб, пропагандировали тесное сближение всех стран Северной и Южной Америки.
США добиваясь экономической и политической гегемонии над Американским континентом, решили использовать доктрину панамериканизма для противодействия политике европейских держав, в первую очередь Великобритании. Хотя США значительно опередили Британию по темпам и объему промышленного производства и вытесняли ее на мировом и внутреннем рынке, объем английской торговли и капиталовложений в Южной Америке на рубеже 80 – 90-х гг. значительно превышал объем товарооборота и инвестиций США. Американский монополистический капитал был заинтересован в эксплуатации латиноамериканских природных ресурсов, прокладке железных дорог, расширении рынков сбыта.
Главным объектом экспансионистской политики США в дальневосточном направлении с 90-х гг. XIX стал Китай. Потенциальная емкость китайского рынка для американских предпринимателей и торговцев представлялась безграничной. Однако Китай уже был разделен на сферы влияния между другими державами, поэтому США стали искать возможность проникнуть со своими товарами в Китай и занять там монопольное положение. Именно эта идея была положена в основу доктрины "открытых дверей и равных возможностей", провозглашенной в 1899 г.
Таким образом, за 40 – 50 лет экономического развития, прошедших после второй буржуазной революции, Соединенные Штаты благодаря ряду благоприятных факторов превратились из преимущественно аграрной страны в индустриально-аграрную державу. Комплексный характер развития экономики обеспечил самые высокие темпы и объемы промышленного производства, самые передовые методы ведения сельского хозяйства в мире.
США: Либерально-реформистский вариант макроэкономического регулирования.
Укрепление позиций США после первой мировой войны. Первая мировая война стимулировала экономическое развитие Соединенных Штатов Америки. Они оказались в эти годы в необычайно благоприятном положении. Военные действия совершенно не затронули Американский континент, и поэтому страна не испытала того массового разрушения производительных сил, которое изо дня в день на протяжении четырех лет совершалось в Европе. Соединенные Штаты успешно использовали события в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам.
Другим важнейшим итогом войны стало изменение международного финансового статуса США: они превратились в основного кредитора европейских государств, а Нью-Йорк стал международным финансовым центром. США предоставили займы европейским странам на военные нужды в размере свыше 11 млрд. дол. В результате войны Соединенные Штаты захватили основные мировые рынки сбыта и источники сырья и установили свое господство в Западном полушарии.
Экономический подъем, продолжавшийся до середины 1929 г. и связанные с ним увеличение позиций США в мировой экономике, повышение уровня и качества жизни американцев получили в экономической истории название "американское процветание".
Вместе с тем экономическое развитие США в годы в годы "процветания" не было беспроблемным. При быстром росте ряда отраслей тяжелой индустрии (автомобильной, авиационной, химической, кинопромышленной) наблюдается застой производства в таких традиционных сферах экономике, как добыча угля, судостроение, текстильная, обувная промышленность.
Наиболее неблагоприятное положение сложилось в аграрном секторе экономики. Переход к интенсивным методам ведения сельского хозяйства – применению машин, искусственных удобрений, новейших агротехнических приемов – способствовал увеличению объема продукции. Однако она не находила сбыта на внешнем и внутреннем рынке ввиду конкуренции Канады, Аргентины и Австралии.
"Великая депрессия" 1929 – 1933 гг. и обострение социальных противоречий. Паника на Нью-Йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. стала первым симптомом кризиса экономики США, переросшего в кризис мирового капиталистического хозяйства в целом. В тот день, прозван "черным четвергом", на Уолл-стрит было продано 12,8 млн. акций, в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Падение курса акций продолжалось в свыше трех лет.
Экономический кризис 1929 – 1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. С особой силой кризис поразил главную страну капиталистического мира – Соединенные Штаты Америки.
Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного производства. Наиболее сильное падение выпуска продукции наблюдалось в отраслях тяжелой промышленности. Это объяснялось тем, что позиции монополий здесь были более прочными и сокращение производства стало тем основным средством, с помощью которого они пытались не допустить чрезмерного падения цен и пытались сохранить свои прибыли. Разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм достигли невиданных масштабов
Кризис вызвал резкое падение товарных цен, особенно на продукты сельского хозяйства. Положение фермеров осложнялось тем, что цены на товары промышленности снизились в годы кризиса значительно меньше, чем на продукцию сельского хозяйства. В таких условиях для большинства фермеров стала крайне затруднительной регулярная уплата фиксированных издержек производства: земельной ренты, процентов по задолженности и налогов.
Все это привело к повальному разорению фермеров Разорившиеся фермеры либо оставались на прежнем месте в качестве арендаторов и переходили к полунатуральному потребительскому хозяйству, либо, бросая хозяйство, вливались в огромную армию безработных.
Сильнейшее падение промышленного производства, закрытие десятков тысяч заводов, фабрик, шахт, недогрузка производственных мощностей привели к колоссальному росту безработицы. Массы безработных и члены их семей лишились в годы кризиса всяких средств к существованию. Отсутствие системы социального страхования в США не позволяло рассчитывать на помощь со стороны государства. После долгих месяцев бесплодных поисков работы многие переселялись в сельскую местность, чтобы прокормить себя и свои семи.
Республиканская администрация Г.Гувера, не отказываясь от старых принципов "твердого индивидуализма", вынуждена была предпринять меры с целью сдержать обвальное падение производства и предпринимательских доходов. Не оценив подлинных причин, масштаба и характера кризиса, правительство Гувера считало важнейшей мерой поощрение частнопредпринимательской инициативы и стимулирование капиталовложений.
Тяжелейшие удары экономического кризиса, обострение нужды и бедствий миллионов американцев вызвали подъем рабочего и демократического движения в стране.
Бурное развитие массовых социальных движений создало напряженную политическую обстановку в стране. Падение производства, банковский кризис, резкое обострение социальных противоречий свидетельствовали о несостоятельности политики республиканцев, основанной на философии индивидуализма.
Реформы администрации Ф.Д.Рузвельта ("новый курс"), их результаты и значение. На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д.Рузвельтом, предложившим стране серию либеральных реформ, известных как "новый курс". Теоретическую основу нового курса" составили воззрения английского экономиста Дж.М.Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма.
Ф.Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние, недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших к исчерпанию средств вкладчиков. Он усугублялся также спекулятивной деятельностью банков, которые выбрасывали на рынок огромное количество ничем не обеспеченных "ценных" бумаг. Общее недоверие к банкам привело к тому, что вкладчики изымали золото и доллары, предпочитая держать их у себя дома.
Стало очевидным, что в таких условиях стране, как никогда нужно было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад, заставить работать механизм капиталистической экономики, не допустить развития движения социального протеста. Реформы новой администрации охватили все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и трудовые отношения.
Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. президент, воспользовавшись предоставленными полномочиями, провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки страны. Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Все банки страны делились на три группы. В первую входили "здоровые" банки, которые следовало открывать в первую очередь; во-вторую, – банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи: В третью – те, которые не способны были функционировать; они должны были быть ликвидированы.
Для предотвращения утечки золота за границу и его накопления в частных руках с целый спекуляции был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Это означало ликвидацию механизма золотого стандарта в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30 %.
В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая установила официальную цену золота на уровне 35 дол за унцию по сравнению с прежней официальной ценой 20,67 долл., что снизило его золотое содержание на 41%. Была начата чеканка серебряной монеты, те. в стране вводился биметаллизм.
Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.
Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование промышленности и трудовых отношений с целью выхода из кризиса, стал закон о восстановлении промышленности, принятый в 1933 г. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать "кодексы честной конкуренции", которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определили бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределили бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства.
Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НРА). НРА представляла собой огромную государственную машину федерального масштаба с соответствующими органами в штатах и городах. Через год после создания НРА кодексами были охвачены предприятия с общей численностью около 20 млн. человек. 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли США. Всего НРА одобрила около 750 кодексов, охвативших самые разнообразные виды производства – от черной металлургии и каменного угля до музыкальных инструментов и кухонной посуды. Каждый кодекс должен был служить своего рода руководством для определенной отрасли хозяйства, средством для избежания перепроизводства и сохранения "мира" в промышленности.
Закон об оздоровлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12 – 15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в) запрещение детского труда.
Через два года после введения в действие закона он подвергся критике со всех сторон. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой хозяевами некоторых пунктов закона. Мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий, крупный бизнес критиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности. В июне 1935 г. Верховный суд США объявил деятельность НРА прекращенной, поскольку она распространялась на местную промышленность, что противоречило Конституции США. По распоряжению Рузвельта 4 июня 1935 г. кодексы, фиксирующие уровень производства и цены, были отменены. Одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда. Бюро труда в различных отраслях промышленности были распущены. Тем не менее, за два года эксперимента в промышленности удалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс производства на 10 %.
"Новый курс" охватил и сферу аграрных отношений. 12 мая 1933 г. вошел в силу билль о помощи фермерам. Его основной раздел – закон о регулировании сельского хозяйства – ставил главной целью поднять уровень цен. Фермеры, которые добровольно соглашались ограничить объемы производства или уничтожить часть продукции, получали премии. Средства для компенсации черпались из фонда, созданного из налога на первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Ключевыми мерами осуществления программы регулирования сельского хозяйства были сокращение посевных площадей и уничтожение произведенной продукции.
Регулирующая роль государства в период осуществления "нового курса" в наиболее выраженной форме проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным была создана федеральная администрация по оказанию чрезвычайной. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 млрд. дол.
С апреля 1933 г. стала функционировать система общественных работ. Были созданы специальные лесные лагеря безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, где молодые люди содержались в течение шести месяцев на обеспечении с выплатой 30 дол. в месяц, 25 из которых был обязан направить своей семье. Молодежь использовали на строительстве дорог и плотин, на лесов и парков. Всего через лагеря прошли 2 млн. человек.
После двух лет осуществления "нового курса" политическая ситуация в стране оставалась напряженной. В преддверия выборов 1936 г. Верховный суд отменил программу президента в сфере труда и промышленности, лишить Рузвельта своей поддержки угрожало рабочее движение, о чем свидетельствовал лозунг создания третьей партии, поддерживаемый массой избирателей. Оздоровления экономики еще не произошло.
Выходом из создавшейся ситуации стал резкий поворот "влево" в проведении реформ, означавший начало "второго нового курса". Одним из важнейших законодательных актов стал принятый в августе 1935 г. закон о социальном страховании, который предусматривал страхование двух типов – по старости и безработице.
В июле. 1935 г. был принят статут о трудовых отношениях, известный как закон Вагнера. Впервые в истории США рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, осуществлять дискриминационные меры против членов профсоюза, увольнять или притеснять рабочего за дачу показаний в суде, отказываться от ведения коллективных переговоров с избранными представителями рабочих.
Реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым.