Глава 29. особое производство
§ 1. Понятие особого производства
Предметом судебной защиты может быть не только субъективное право, но и охраняемый законом интерес (законный интерес - ст. 2 ГПК РФ), а необходимость судебной защиты не связывается лишь со случаями их нарушения или оспаривания. Правоохранительная деятельность суда в гражданском судопроизводстве настолько широка, что не ограничивается разрешением споров о праве и устранением нарушений субъективного права, что характерно для искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В ряде случаев закон возлагает на суд функцию содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и законных интересов при условии, что самостоятельная их реализация затруднительна или невозможна. Такое содействие осуществляется судом в порядке особого производства путем установления: фактов, имеющих юридическое значение; наличия или отсутствия неоспариваемого субъективного права; правового статуса гражданина.
Особое производство есть порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел по установлению фактов, имеющих юридическое значение, подтверждению наличия или отсутствия неоспариваемых субъективных прав, определению правового статуса гражданина с целью оказания содействия заявителю и заинтересованным лицам в приобретении прав, либо создания необходимых условий для осуществления имеющихся субъективных прав.
Затруднительность или невозможность в реализации субъективного права или законного интереса обусловлена неочевидностью конкретных юридических фактов и обстоятельств, лежащих в основе возникновения, изменения или прекращения права, вследствие чего возникает необходимость в их тщательном исследовании и проверке со стороны суда. На право конкретного лица никто не претендует, его никто не оспаривает и не нарушает. Но и приобрести или реализовать его трудно или невозможно потому, что третьи лица, а в особенности государственные органы, деятельность которых связана с таким приобретением или реализацией, не уверены и сомневаются в наличии или отсутствии данного права ввиду невозможности представления правообладателем необходимых доказательств. Поэтому особое производство называют бесспорным производством в том смысле, что в нем отсутствует спор о субъективном праве. Действительно, если при подаче заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в исковом порядке (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).
В то же время следует признать, что в большинстве дел особого производства присутствует так называемый спор о факте, предметом которого является правовое событие или действие, устанавливаемое судом. Таким образом, несогласие между заявителем и заинтересованными лицами относительно наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, входящих в совокупность юридического состава-основания субъективного права, еще не означает наличие спора о самом субъективном праве. Определить границу между спором о факте и спором о праве практически очень сложно. При решении вопроса о необходимости оставления заявления без рассмотрения исходят из того, что спор может возникнуть только между конкретными лицами и из конкретного правоотношения. Для этого суду целесообразно опрашивать заявителя и заинтересованных лиц, намерены ли они оспаривать в судебном порядке права, вытекающие из устанавливаемых в особом производстве фактов и обстоятельств, и возможно ли, по их мнению, рассмотрение дела в порядке особого производства.
Поскольку во всех делах особого производства отсутствует спор о праве, то здесь нет сторон с противоположными материально-правовыми требованиями (истца и ответчика), третьих лиц, однако имеется заявитель и могут быть заинтересованные лица. Дела особого производства возбуждаются по обращению заявителя, адресованного суду в форме заявления. По своей сути заявление - одностороннее, так как в нем объективно не может быть выдвинуто никаких материально-правовых требований к кому-либо, а указываются лишь просьба заявителя к суду и лица, заинтересованные, по мнению заявителя, в исходе дела. В тех случаях, когда заявитель затрудняется указать заинтересованных лиц, суд должен выяснить их круг самостоятельно, исходя из содержания поданного заявления (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).
Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством. Среди этих особенностей можно выделить две группы:
- имеющие общее значение и применяемые при рассмотрении всех дел особого производства;
- специальные, закрепленные в гл. 28 - 38 ГПК РФ, применительно к отдельным категориям дел.
К числу особенностей, касающихся всех дел особого производства в первую очередь, следует отнести специфическое действие функциональных принципов гражданского процесса. Ввиду того что интересы заявителя и заинтересованных лиц в особом производстве не всегда противоречат друг другу, принцип состязательности в делах особого производства имеет свое собственное содержание, выражающееся в сотрудничестве суда и заявителя (заинтересованных лиц) в разработке фактического процессуального материала с учетом мнения каждого из участников процесса с правом суда собирать доказательства по своей инициативе в целях выяснения действительных правоотношений заявителя и заинтересованных лиц.
В силу отсутствия иска и материально-правовых требований сторон у заявителя и заинтересованных лиц нет прав, вытекающих из принципа диспозитивности в исковом производстве: признать иск или отказаться от иска, изменить его основание или предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований, нет возможности заключить равнозначное по содержанию с исковым производством мировое соглашение. В то же время применительно к предмету и основанию заявления диспозитивные права заявителя и заинтересованных лиц могут быть реализованы в той мере, в какой это допускается действующим законодательством.
Неприменимы в особом производстве и положения гл. 13 ГПК РФ об обеспечении иска, гл. 22 ГПК РФ о заочном производстве, а также правила ст. 137 ГПК РФ. В теории предлагаются и иные особенности, характерные для рассмотрения всех дел особого производства <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 7 - 8.
К особому производству согласно ст. 262 ГПК РФ относятся дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
11) о восстановлении утраченного судебного производства.
Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
Под юридическими фактами принято понимать обстоятельства реальной действительности, с которыми действующие законы и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В исковом производстве и производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд устанавливает юридические факты для разрешения вопроса о субъективных правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, т.е. установление юридических фактов является лишь необходимым этапом для того, чтобы разрешить спор о праве. При отсутствии нарушения субъективных прав, отсутствии притязаний и споров о праве между конкретными лицами прибегать к помощи суда для установления юридических фактов, как правило, не требуется. Регистрация, учет и удостоверение юридических фактов, оформление и выдача документов (свидетельств, справок, удостоверений и др.) в подтверждение данных фактов с целью содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и обязанностей по общему правилу составляют компетенцию органов исполнительной власти, а не суда. К судебному порядку, урегулированному гл. 28 ГПК РФ, можно прибегнуть в исключительных случаях. К таковым следует отнести:
- отсутствие специального порядка установления, учета и удостоверения юридических фактов в действующем законодательстве (к примеру, когда юридические факты не регистрируются вообще);
- порядок установления и регистрации фактов хотя и имеется, но они не были установлены и зарегистрированы своевременно;
- юридические факты были зарегистрированы и удостоверены компетентными органами исполнительной власти, но подтверждающие документы у заявителя не сохранились, и восстановить их компетентный орган исполнительной власти не имеет возможности, т.е. у компетентного органа нет необходимых документов и информации.
При вышеперечисленных обстоятельствах вопрос о наличии или отсутствии юридического факта может быть разрешен судом в качестве самостоятельного вопроса. Субъективные права и обязанности, связанные с устанавливаемым юридическим фактом, остаются при этом за рамками деятельности суда.
С заявлением об установлении юридического факта может обратиться любое заинтересованное лицо. По общему правилу суд с учетом правил о подведомственности (ст. 30 АПК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ) может установить любые факты, которые влекут правовые последствия для заявителя. В то же время ввиду исключительности самой судебной процедуры требование об установлении юридического факта может быть реализовано только при определенных условиях. Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если:
а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);
б) установление факта не связывается с разрешением спора о праве, подведомственного суду;
в) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;
г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.
Несоблюдение какого-либо из вышеуказанных условий влечет невозможность рассмотрения судом дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, и является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ либо прекращения производства по уже возбужденному делу (п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ).
Подсудность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, определяется местом жительства заявителя. Если заявителей по делу несколько и проживают они в разных местах, то заявление может быть подано по месту жительства одного из них. Если в качестве заявителя выступает организация, то заявление подается по месту ее нахождения. Заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом подаются в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Данное исключительное правило установлено в связи с тем, что по месту нахождения недвижимого имущества сосредоточено большинство доказательств.
Помимо общих правил, установленных ст. 131 и ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно составляться с учетом дополнительных требований. Юридическая значимость или юридически безразличный характер факта определяются судом конкретно по каждому делу. Факты, перечисленные в ст. 264 ГПК РФ, обладают юридической значимостью не всегда и не для любого лица, а только в определенной жизненной ситуации. Именно поэтому в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт. Определение цели, в связи с которой заявителю необходимо установить юридический факт, имеет первостепенное значение, так как исходя именно из цели, суд определяет предмет доказывания, перечень необходимых доказательств, круг заинтересованных лиц, подлежащих привлечению в процесс, да и вообще возможность установления конкретного юридического факта в судебном порядке.
В заявлении также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих юридический факт. В большинстве случаев такими доказательствами являются письменные отказы органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит регистрация и установление юридических фактов в выдаче дубликатов необходимых документов либо в регистрации юридических фактов. При отсутствии какого-либо внесудебного порядка регистрации и установления искомого факта такие письменные доказательства требовать от заявителя нельзя, однако в заявлении должно быть указано, что искомый юридический факт вообще не подлежит какой-либо регистрации и не устанавливается каким-либо государственным органом во внесудебном порядке. При невозможности получения заявителем необходимых доказательств суд может оказать в этом помощь путем направления соответствующего запроса в порядке ст. 57 ГПК РФ.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом с участием заявителя и иных заинтересованных в исходе дела граждан и организаций. Суд в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязан выяснить круг таких лиц и вызвать их в судебное заседание.
Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым законом к решениям по делам искового производства (ст. ст. 197 - 198 ГПК РФ). В решении по делу об установлении юридического факта должен быть указан сам факт, наличие или отсутствие которого установил суд с приведением доказательств, на основании которых требование заявителя удовлетворено или отклонено. При подтверждении юридического факта указывается цель его установления.
Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в иных государственных органах (ЗАГСа, Росреестра и т.п.), не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения. К примеру, в силу ст. 268 ГПК РФ или ч. 3 ст. 222 АПК РФ решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <1>).
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2010. N 7.
Закон (ст. 264 ГПК РФ) приводит примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые устанавливает суд по правилам особого производства.
Установление факта родственных отношений. В судебном порядке устанавливаются не любые, а строго определенные родственные отношения с учетом цели, которую преследует заявитель. В качестве юридических последствий установления факта родственных отношений могут выступать: оформление наследственных прав; оформление права на пенсию по случаю смерти кормильца, на государственное пособие по многодетности; оформление прав на получение алиментов и т.д. Наиболее часто факт родственных отношений устанавливается с целью назначения пенсии и получения свидетельства о праве на наследство.
В первом случае суды должны руководствоваться нормами пенсионного законодательства о круге лиц, имеющих право на получение пенсии <1>. При установлении факта родственных отношений с целью оформления свидетельства о праве на наследство необходимо применять гл. 63 ГК РФ, в частности, ст. ст. 1142 - 1145 ГК РФ, устанавливающие круг родственников, имеющих право на наследство.
--------------------------------
<1> Статья 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4920); ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831).
Предметом доказывания в этих делах является факт наличия или отсутствия родства - кровной связи лиц, основанной на их происхождении. В судебном решении указывается характер и степень установленной кровной связи, а также лица, между которыми такая связь установлена.
Установление факта нахождения на иждивении может потребоваться для получения наследства, для назначения пенсии в связи со смертью кормильца либо для возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство подлежат применению нормы ГК РФ о наследовании. Для лиц, входящих в круг наследников по закону, предусмотрено всего три условия наследования, которые необходимо будет доказать в суде: вхождение в круг наследников по закону, предусмотренных ст. ст. 1143 - 1145 ГК РФ; нетрудоспособность иждивенца ко дню смерти наследодателя; нахождение на иждивении наследодателя не менее одного года до дня его смерти. Согласно ч. 2 ст. 1148 ГК РФ факт нахождения на иждивении наследодателя граждан, не входящих в круг наследников по закону, также влечет призвание их к наследованию наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Но в данном случае необходимо дополнительное условие в виде совместного проживания с наследодателем.
Установление факта нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца возможно при условии, что заявитель является нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца и состоял на его иждивении. Срок, в течение которого необходимо нахождение на иждивении и совместное проживание с умершим, юридического значения для назначения пенсии не имеет.
Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1>; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <2>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.
<2> БВС РФ. 2011. N 5.
Судом также устанавливаются факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти.
По общему правилу регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
Установление вышеуказанных фактов допускается в суде только при наличии сообщения от органов ЗАГСа об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния ввиду того, что документация, свидетельствующая о регистрации акта гражданского состояния, не сохранилась (архивы утрачены, уничтожены и т.п.).
В соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 74 ФЗ "Об актах гражданского состояния" запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган записи актов гражданского состояния вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.
В судебном решении должно быть указано, когда и где искомый факт был зарегистрирован и на основании каких доказательств суд пришел к данному выводу.
Примечательно, что судом устанавливаются именно факты регистрации (в литературе их иногда еще называют доказательственными фактами), но не непосредственно сами зарегистрированные факты как обстоятельства реальной действительности. Так, установление факта регистрации смерти следует отличать от установления факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). Факт регистрации смерти устанавливается при утрате документов о состоявшейся регистрации смерти, а факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах устанавливается, если органы ЗАГСа отказали в регистрации смерти.
Факт признания отцовства. Данный факт подлежит установлению в судебном порядке на основании ст. 50 СК РФ, если:
а) лицо, которое признавало себя отцом ребенка, умерло;
б) между этим лицом и матерью ребенка не был заключен в установленном законом порядке брак.
В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" <1>).
--------------------------------
<1> БВС РФ. 1997. N 1.
Помимо этого факта, суд вправе в порядке особого производства устанавливать и факт отцовства, поскольку Семейный кодекс РФ не исключает возможность установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК РФ), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г., - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").
Установление факта признания отцовства и факта отцовства необходимо отличать от судебного установления отцовства, при котором существует спор о происхождении ребенка и которое устанавливается в порядке искового производства.
В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Необходимость в установлении данного факта возникает из-за имеющихся в правоустанавливающем документе ошибок, допущенных государственным органом при его оформлении и выдаче, и невозможности их исправления непосредственно в этом органе. Поэтому суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление. Задачей суда является установление наличия или отсутствия ошибки в написании фамилии, имени или отчестве лица в правоустанавливающем документе по сравнению с его паспортом, свидетельством о рождении. Наличие или отсутствие ошибок в иных сведениях, содержащихся в документе, суд устанавливать не вправе.
Перечень правоустанавливающих документов весьма широк, но, как правило, каждый из таких документов служит доказательством наличия определенного права или совокупности прав и обязанностей, свидетельствует о принадлежности имущества конкретному лицу.
Невозможность установления факта принадлежности паспорта обусловлена тем, что паспорт гражданина Российской Федерации является личным документом, кроме того, имя, отчество или фамилия лица, указанные в правоустанавливающем документе, сверяются судом с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными именно в паспорте.
Относительно воинских документов следует признать, что суд не вправе устанавливать принадлежность лишь личных воинских документов, таких как удостоверение личности военнослужащего; военный билет; паспорт моряка; удостоверение личности моряка. Другие же воинские документы - различного рода справки о ранении, о пребывании в партизанском отряде, извещения органов военного управления о гибели или пропаже без вести в период боевых действий - вполне подпадают под определение "правоустанавливающие документы", и факт их принадлежности может быть установлен судом в рамках особого производства.
Для свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, законом предусмотрен специальный порядок устранения неправильностей, имеющихся в соответствующих свидетельствах (гл. IX ФЗ "Об актах гражданского состояния", гл. 36 ГПК РФ).
Недопустимо вместо установления факта принадлежности заявителю правоустанавливающего документа выносить решение об установлении тождества лиц, по-разному указанных в правоустанавливающем документе и паспорте.
Факт владения и пользования недвижимым имуществом может быть установлен судом в порядке особого производства в случаях, когда закон связывает с фактическим владением и пользованием возникновение какого-либо права на данное недвижимое имущество.
В настоящее время законом не исключается возможность установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом не только на праве собственности, но и на праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования, иных вещных правах.
Факт владения и пользования недвижимым имуществом устанавливается в целях регистрации прав на это имущество при условии, что правоустанавливающий документ существовал у заявителя, однако утрачен и не может быть восстановлен в ином порядке. Если же правоустанавливающий документ изначально отсутствовал у заявителя, либо возможность получить его дубликат не утрачена, суд отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ) либо прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ).
Для прав на недвижимость, возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>, единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация. Поэтому речь может идти только об установлении факта регистрации права собственности (иного права) на недвижимое имущество, а не об установлении факта владения и пользования, так как это было бы равнозначно установлению самого права, чего суд в производстве по делам об установлении юридических фактов делать не уполномочен.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
В порядке особого производства возможно установление факта владения лицом, не являющимся собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющим как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет (либо иным имуществом в течение пяти лет), для приобретения в дальнейшем этого имущества в силу приобретательной давности (ч. 1 ст. 234 ГК РФ). Совместным Постановлением Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <1> (п. п. 19, 21) разъяснено, что в случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2010. N 7; Вестник ВАС РФ. 2010. N 6.
Не подлежат установлению в порядке особого производства факты владения недвижимым имуществом на праве собственности, если таковое оформлено на другое лицо; владения самовольно построенным объектом недвижимости (ст. 222 ГК РФ), недвижимым имуществом, приобретенным с нарушением действующего законодательства. В этих случаях вопрос о праве заявителя может быть разрешен только в порядке искового производства.
Установление факта несчастного случая. По общему правилу расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляются в административном порядке. Вопросы расследования несчастных случаев на производстве регулируются ст. ст. 227 - 231 ТК РФ. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме <1> в двух экземплярах.
--------------------------------
<1> Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" // СПС "КонсультантПлюс".
Судом может быть установлен факт несчастного случая, когда: акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в настоящий момент невозможно; акт был составлен, но затем утрачен заявителем и восстановить его в административном порядке невозможно (к примеру, журнал регистрации несчастных случаев на производстве отсутствует или утрачен работодателем); акт был составлен с ошибками, препятствующими признанию факта несчастного случая, и исправить эти ошибки соответствующий орган (комиссия на предприятии или государственный инспектор труда) не может.
Целью установления факта несчастного случая является получение заявителем страховых выплат или назначение пособия по социальному страхованию в связи с несчастным случаем и временной нетрудоспособностью.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле должны быть привлечены администрация предприятия, на котором произошел несчастный случай, а также Фонд социального страхования Российской Федерации (его отделения и филиалы), иные лица, ответственные за причинение вреда.
Для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:
- относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);
- указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);
- соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;
- произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ);
- имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 <1>, право на установление степени утраты профессиональной трудоспособности и признание пострадавшего инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания предоставлено учреждениям государственной службы медико-социальной экспертизы. Поэтому суд не вправе устанавливать причины и степень утраты трудоспособности; причины, группу и время наступления инвалидности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 43. Ст. 4247.
Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в судебном порядке возможно, если органы ЗАГСа отказали заявителю в регистрации смерти. Учитывая, что не всегда возможно представление документов, предусмотренных ст. 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" для регистрации смерти непосредственно органами ЗАГСа, либо заявителем пропущен трехдневный срок на подачу заявления о смерти, органы ЗАГСа не имеют возможности зарегистрировать событие смерти надлежащим образом. В таких случаях устанавливать факт смерти компетентен суд в особом производстве.
Заявителем должны быть представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие факт наступления смерти конкретного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах. Такими доказательствами могут выступать любые из перечисленных в гл. 6 ГПК РФ, в том числе свидетельские показания, аудио- и видеозаписи. При отсутствии доказательств, с достоверностью указывающих на смерть конкретного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, суд должен отказать в установлении факта смерти. В дальнейшем при таких условиях заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим по правилам гл. 30 ГПК РФ.
Установление факта смерти следует отличать от установления факта регистрации смерти.