Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1. Монополистическая конкуренции и ее основные черты.
2. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
3. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
4. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
5. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Ключевые понятия и термины
Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; рынок, на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого товара и на котором действует значительная неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция (nonprice competition) – применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они стараются увеличить объем продаж этой продукции; к этим способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, реклама и меры по стимулированию сбыта.
Дифференцированный продукт (product differentiation) – продукт, который по каким-либо параметрам отличается от аналогичных, производимых другими фирмами; продукт, который подобен, но не идентичен другим, а следовательно, не является их полным заменителем; продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
Литература: [4, с. 115–142; 5, с. 232–248; 6, с. 370–395; 8, с. 255–294; 9, с. 555–568; 10, с. 296–326; 11, с. 124–137; 12, с. 111–128; 13, с. 53–62; 14, с. 421–438; 16, с. 295–308; 17, с. 145–148].
Тесты и задачи
1. Один из следующих признаков не относится к монополистической конкуренции:
а) много небольших фирм;
б) стандартизированная продукция;
в) сравнительно легкие условия входа и выхода;
г) некоторые ограничения в доступности информации.
2. Кривая спроса для монополистического конкурента является:
а) абсолютно эластичной;
б) абсолютно неэластичной;
в) более эластичной, чем у монополиста, но менее эластичной, чем у совершенного конкурента;
г) ломаной.
3. В условиях монополистической конкуренции фирма получает:
а) всегда экономическую прибыль;
б) прибыль только в коротком периоде;
в) прибыль только в длинном периоде;
г) нулевую экономическую прибыль в длительном периоде.
4. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна соблюдать равенства:
а) средних издержек и цен;
б) предельных издержек и цен;
в) предельных издержек и предельного дохода;
г) предельного дохода и цен.
5. Монополистическая конкуренция эффективна и выгодна потребителям, потому что:
а) достигается эффективное использование ресурсов;
б) фирмы производят эффективный (с точки зрения рынка) объем продукции;
в) дифференциация продукта наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей;
г) отсутствует ценовая конкуренция.
6. В условиях монополистической конкуренции широко используется:
а) ценовая конкуренция;
б) неценовая конкуренция;
в) недобросовестная конкуренция;
г) межотраслевая конкуренция.
7. Неценовая конкуренция не предполагает использование фирмами следующих способов:
а) рекламы;
б) совершенствования сервиса;
в) улучшения качества продукции;
г) недобросовестной конкуренции.
8. Ценовая конкуренция – это:
а) установление более низких цен, чем у конкурентов;
б) установление более высоких цен, чем у конкурентов;
в) установление цен, не покрывающих бухгалтерские издержки;
г) установление цен – как у фирм-лидеров.
9. Избыточные производственные мощности в условиях монополистической конкуренции – это:
а) мощности, занятые в производстве;
б) разница между объемом выпуска, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и объемом, выпускаемым фирмой;
в) мощности, сдающиеся в аренду;
г) мощности, находящиеся на капитальном ремонте.
Ответы: 1. б); 2. в); 3. г); 4. в); 5. в); 6. б); 7. г); 8. а); 9. б).
Задача. Фирма «А» производит бижутерию (тыс. штук в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) – формулой МС = 3Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АСmin) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
Решение.Объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции задается условием MR = MC. Следовательно, 20 – – 2Qm = 3Qm – 10, Qm = 6 – таков объем производства при монополистической конкуренции. Если бы фирма действовала в условиях совершенной конкуренции, то объем производства задавался бы условием АСmin = МС. Тогда 3Qc – 10c = 11, Qc = 7 – таким было бы производство при совершенной конкуренции. Таким образом, недогрузка производственных мощностей составляет Qc – Qm = 1 тыс. штук годового выпуска.
Ответ: 1 тыс. штук.
Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ
1. Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
2. Типология моделей олигополии. Модели, основанные на кооперативной стратегии. Модели, основанные на некооперативной стратегии.
3. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.
4. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
5. Олигополия и эффективность.
6. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.
7. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: зарубежный опыт и особенности в Республике Беларусь.