Правила и инструкции по охране труда. Порядок принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)

Концепция государственного управления охраной труда в РБ. Права работников на охрану труда.

Охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих, включающая правовые, социально-экономические, организац-ые, технич-ие, психофизиологич-ие, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Согласно Конституции РБ, Трудовому кодексу РБ, а также постановлению Совета Министров РБ от 16 августа 2005 года № 904, которым утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

- приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

- обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

- установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

- совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Права работников на ОТ:

· право на рабочее место соотв. треб. и нормам ОТ;

· право на обучение и инструктажи безопасн. методов и приемам работ;

· право на обеспечение необход-ми средствами защиты;

· получение от гос-ва и работодателя необх-ой информации о состоянии условий труда;

· право на проверку состояния условий труда;

· право на отказ от выполнения полученной работы в случае нарушений требований и норм ОТ.

Законодательство РБ об охране труда: Закон Республики Беларусь об ОТ, Трудовой кодекс РБ, другие законодательные и нормативно-правовые акты.

Закон об ОТ и труд. кодекс РБ определяют обязанности работ-лей по обеспечению ОТ работающих. При этом по дейст-му закон-ву работодатель делегирует свои обязонности и часть полномочий соот-щим должн. лицам и специалистам. Эти обязонности утверждены мин. труда и соц. защиты и являются основанием для привлечения соот-щих долж-ых лиц к ответственности, включая уголовную.

Закон-вом установлен порядок формир-ия служб ОТ, а также порядок осуществления их деятельности. Мин. труда и соц. защиты утвердило соот-щее постановление о службе ОТ.

Обяз-ные мед. осмотры (предварит-ый и период-ий) работников нек-ых категорий предусмотрены законом об ОТ. Мед. осмотр проходят только в рабочее время, работникам сохр-ся пост. зарплата.

Зак-во РБ регламентирует также порядок расследования и учета несчастных случаев на произ-ве и проф. заболеваний. При этом особое внимание уделено процедуре расследования и определению вины работ-ля и работаящего.

Правит-во приняло ряд постановлений по обеспечению раб-щих средствами защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

Зак-во РБ реглам-ет обесп-ие ОТ женщин и несовершеннолетних. Реглам-ется возраст несовершеннолетних для профессий занятых во вредных уславиях, ограничения предельной нормы подъема и перемещения тяжести вручную.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда.

К ответственности привлекаются работодатели, должн. лица и специалисты, а также работающие по результатам соотв. проверок, а также по итогам расследования несчастных случаев, проф. заболеваний.

За нарушение законодательства об охране труда предусмотрены следующие виды ответственности:

1) дисциплинарная, предусмотрена ТК РБ (замечание, выговор, увольнение);

2) административная (штрафы на должностных лиц), предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 300 базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 400 базовых величин;

3) уголовная, предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (до 7 лет лишения свободы).

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей.

Размер страховых взносов явл-ся диференцированым и опред-ся для отраслей или орган-ций с учетом степени проф. рисков. По дейст-му законод-ву, если грубая неостор-ть самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер страховых выплат уменшается пропор-но доли его вины. Если повреждения здоровья явл-сь результатом его умысла, подтвер-го в установленном порядке, то страх. выплаты не произв-ся. Обязательна регистрация страхователей у страховщика, уплаты ему страховых взносов; обязательно страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Выплаты включают:

1) возмещение фонду соц. защиты расходы на 2 вида пенсии (по поводу потери кормильца; по инволидности).

2) пособие по временной нетрудоспос-ти (оплата больнич. листов).

3) доплаты до среднемесячного заработка рабочего при переводе на более легкую врем-ую работу из-за повреждения здоровья.

4) единовременная страховая выплата в случае гибели на произв-ве застрахованного (сред. зарплата за 10 лет).

5) оплата допол-ых расходов, связанных с поврежд-ем здоровья, включая мед. помощь и санаторно-курортное лечение.

6) проф. обучение, переобучение и подготовка, переподготовка.

Закон-вом предусматр-ся также возмещение марального вреда работающ. в результате несчаст. случая на произв-ве. Такое возмещение произв-ся только в материальной форме (деньги, предметы). Размер такого возмещ-ия опред-ся либо по обоюдному согласию, либо по решению суда.

5.Нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда и ее роль в создании здоровых и безопасных условий труда.

Работа по обеспечению безоп-ти труда в строительственоситярко выраженный нормативно обусловленный характер.

В соот-вии с постановлением Совета Министров РБ №150 «О гос-ых норм-ых требованиях ОТ в РБ» все правила, нормы и др. требования д. б. включены в соот-щий норм-ый документ, к-рый принимается в четко установленном порядке. С момента его принятия все изложенные в нем нормы и требования являются гос-ми нормами и требованиями и обязательны к исполнению.

Такие документы условно делятся на 2 группы:

1) НПА (нормативно-правовые акты) – законы, декреты и указы президента, постановления Совета Министров.

2) ТНПА (технические нормативно-правовые акты) – в них приводятся конкретные требования безоп-ти при эксплуатации объекта или выполнении работ. К ТКПА относятся правила и нормы ОТ, СТБ, ГОСТы, ССБТ, СТП, СТО, СанПиНы, правила и нормы безоп-ой эксплуатации, правила технич. эксплуатации.

В наст. время разраб-ся технич. кодекс устан-ейся практики (ТКП).

Эти документы разрабатываются, согласовываются и устанавливаются соответсвующими органами гос. управления.

В ССБТ входят стандарты класс-ных группировок от 0 до 9: 0 — организационно-методические стандарты основ построения системы. 1 — Гос-ные стандарты требований и норм контроля по видам опасных и вредных производственных факторов. 2 — Гос-ные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают. 3 — Гос-ные стандарты требований безопасности к производственным процессам. 4 — Гос-ные стандарты требований к средствам защиты работающих. 5 — 9 — резерв.

Разработка ССБТ была вызвана необходимостью координации и планирования подготовки и издания документов, регламентирующих требования охраны труда.

Правила и инструкции по охране труда. Порядок принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг).

Для обеспечения безоп-ти организации д. б. разработаны инструкции по ОТ, которые являются основным нормативным документом для работающих.

Инструкции по ОТ могут быть типовыми и локальными.

По сфере применения могут быть отраслевыми и межотраслевыми.

Порядок разработки, согласование, пересмотр и утверждение таких документов определен гос. постановлением Мин. труда и соц. защиты №126 от 28.11.2009 г.

Структура инструкции:

1) общие требования по ОТ;

2) требования по ОТ перед началом работы;

3) требования по ОТ при выполнении работ;

4) требования по ОТ по окончанию работы;

5) требования по ОТ в аварийных ситуациях.

Инструкции по ОТ разрабатываются руководителями работ или подразделениями, которые хорошо знают работу, технологию, оборудование, технол-ую оснастку.

Инструкции могут разрабатываться как для отдельных видов работ, так и для отдельных профессий и должностей.

В инструкции не д. б. ссылок на другие нормативные документы, нужные требования из других норм и правил приводятся дословно.

При необходимости изложения требований в форме запрета, этот запрет д. б. обоснован.

Разработанные инструкции д. б. согласованны службой ОТ организации и при необх-ти руков-лями причастных структур, подразделений.

Все инструкции подлежат обяз-ой регистрации в спец. журнале. А контрольный экземпляр передается в службу ОТ.

Инструкция может находиться на рабочем месте или выдаваться на руки рабочим.

Срок действия инструкций для работ с повышенной опасностью – 3 года, для остальных работ 5 лет.

Наши рекомендации