Развитие форм собственности в условиях перехода к рынку
В условиях перехода к рынку государственная собственность вовлечена в общественное производство и потому не может принадлежать всем на равных условиях. В укрупненном представлении совокупность форм собственности охватывает:
– общенародную – в виде природных богатств общенародного пользования, обладающих общей и равной доступностью для членов общества;
– государственную – природные богатства, основные производственные фонды, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности, переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение государственных органов на определенных условиях использования с одновременным делегированием ответственности;
– территориальную (региональную) государственную, переданную в ведение и распоряжение территориальных (региональных) государственных органов;
– коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;
– коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, переданную на определенный срок коллективу предприятия, а также выкупленную или арендованную коллективом и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом;
– совместную долевую – в виде делимого имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащих членам ассоциированной группы, используемых ими по своему усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений (к таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность);
– индивидуальную, представляющую имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по своему усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.
В большинстве случаев на практике не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой.
Организационно-правовые формы предприятий
Водного транспорта
Многообразие форм собственности в условиях становления рынка, расширение хозяйственной самостоятельности и экономической ответственности предприятий требует создания новых форм государственного и хозяйственного управления предприятиями, а также развивающимися структурами акционерных, малых, совместных и иных производств. При этом важная роль отводится формированию в народном хозяйстве, в том числе на транспорте, гибких производственных и организационных структур по управлению совместной деятельностью предприятий с помощью новых типов объединений. Организация и деятельность объединений строится на следующих основных принципах: добровольность вхождения (и выхода) в объединение предприятий на основе общности экономических интересов, равноправие участников, организация отношений между ними на договорной основе.
В зависимости от целей организации совместной деятельности объединения могут создаваться в форме концерна, хозяйственной ассоциации, консорциума, союза и др.
Концерн представляет собой объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций производственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, а также организации хозрасчетного обслуживания предприятий.
Хозяйственная ассоциация – это объединение предприятий и организаций, создаваемое в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Для этого участники объединяют часть своих финансовых и материальных ресурсов.
Консорциум – это временное объединение предприятий, создаваемое на паевой основе для совместной реализации инвестиционных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ и проектов, государственных заказов.
Союз (ассоциация) представляет собой объединение предприятий и организаций, создаваемое по отраслевому или территориальному признаку в целях обеспечения защиты прав и представления общих интересов участников в государственных и иных органах, а также международных организациях. Совместной производственно-хозяйственной деятельности союз не ведет.
Создание выше представленных форм объединений присуще и предприятиям водного транспорта, особенно при организации и осуществлении инвестиционной, а также внешнеэкономической деятельности.
Предприятия водного транспорта в Республике Беларусь являются государственными унитарными предприятиями. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. и между работниками предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такому предприятию запрещается распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд товарищества или общества и т.д.) без согласия на то собственника.
Разгосударствление транспортных предприятий осуществляется в разнообразных формах, целесообразность применения которых решается в каждом конкретном случае. Результатом этого процесса должно стать создание системы государственных, акционерных, кооперативных, коллективных транспортных предприятий, малых фирм, независимых от органов управления любого уровня. Там, где это вызывается технологической или экономической необходимостью, могут быть созданы трансреспубликанские и трансрегиональные акционерные компании, государственные холдинговые фирмы.
На водном транспорте реализация программы разгосударствления возможна при осуществлении антимонопольных мер.