Гос-ный ФК как главный вид ФК. Развитие и соверш-е ФК РБ в условиях перехода к рынку.

Содержание, значение и задачи финансового контроля.

ФК-один из важнейших видов госконтроля. Он необходим, т. к. всякая деят-ть гос-ва треб-т опр фин з-т, а рез-ты этой деят-ти им фин послед-ия. ФК – эл-т упр-я ф-сами, кот. предст-т собой специфич деят-ть соотв-х орг-в упр-я ф-сами, направл на проверку финн-й стороны работы предпр-й, орг-й, учрежд-й, с прим-м соотв-х форм и методов. Осущ-ся законд-ми и исполн-ми орг-ми власти всех уровней и спец учр-ями. Включает контроль за собл-м фин-хоз законод-ва в проц форм-я и использ-я осн фондов ден ср-в, а также оценку экон-й эффект-ти фин-хоз опер-й и целесообр произв-х расходов. Гл. ф-я – контрольная, т обр-м гос-во эффект возд-т на пр-сы произв-ва, обмена распред-я и потр-я мат-х благ. Гл. особ-ть ФК: осущ-ся в денежной форме. Имеет место во всех сферах общ-го воспр-ва. Объект ФК: распред проц-ы,связ-е с форм-ем,распр-ем и исп-ем ЦФ и ДЦФ ДС. Предмет ФК: разл стоим пок-ли: прибыль, доход,рент-ть,изд-ки обращ-я, налог. платежи, разл. отчисл-я. Значение: поср-м ФК провер-ся:соблюд-е эк законов и проп-ий распред-я и перераспр-я стоим-ти ВВП;состав-е и исполн-е бюдж;фин сост и эффект-ть исп-ия мат,труд,фин рес-в;прав-ть исчисл-я и своевр-ть внес-я в бюдж налог и неналог плат-й. Задачи:обесп-е своевр-го и полн внес-ия налог и неналог плат-й в ГБ и др ф-ды;выявять внутрихоз рез-вы роста фин рес-в;способств-е рац расход-ю мат цен-ей,ден рес-в;обесп-е соблюд-я действ-го з/д и НПА по всем фин вопр-м;сод-вие выс отдаче внешнеэкон-й предпр;помощь в выявл-ии и устр-ии диспроп-ции в распр-ии фин рес-в.В усл разв-я рын отн-ий роль и зн-ние ФК возрастает т к возр-т и масш-ы пр-ва и распр-ия пр-ции. Рост эфф-ти пр-ва происх-т за сч отлаж-го ФК,вскрыв-го негат тенц-ии в хоз деят-ти предприятий.

20. Организация ФК – виды, формы, методы. Органы ФК.

Виды ФК: в зав от субъектов:гос-ный, ведомств.,внутрихоз, обществ, независ; по сфере фин деят-ти: бюдж-й, налог-й, тамож-й, валютный, кред-й, страх-й, инвест-й, к-ль за ден массой; по формам и в завис-ти от времени провед-я: предварит-й, тек-й и послед-й; по методам: наблюд-е, пов-ка, обслед-е, надзор, эк-й, анализ, ревизия.

ФормыФК: предварит-й к-ль предш-т соверш фин опер-и, обычно прим-ся при рассмотр-и финн планов, смет, и переч-я бюдж-х ср-в; текущий к-льнепоср. Во время оф-я и сов-я финн оп-й, цель-предупр-ть возм-е злоупотр-я и укр-ть финн дисциплину; последующий к-ль произв-т за истекший п-д на пр-т законности и целесобр-ти расх-я ср-в, осущ-ся на основе анализа отчётов и балансов, а также про-к и рев-й непосредств на местах.

МетодыФК: наблюдение предп-т ознак-е с сост-м финн деят-ти объекта к-ля; проверка произв-ся по отд.

в-сам фин-хоз деят-ти на основе отч-х, баланс-х и расх-х док-тов, позв-т выявить наруш фин дисц-ны; при обследовании с пом-ю опроса, анкет-я и подобных приёмов обслед-ся широкий круг финн-экон-х пок-лей, рез-таты обслед-я исп-ся для оц-ки финн пол-я объекта к-ля; надзор прим-ся в отн-и субъектов, получ-х лицензию на осущ-е той или иной финн деят-ти, в случае несобл-я посл-ми правил и нормативо пооисх-т отзыв лицензии, напр-р НБ РБ следит за деят-тю КБ; экон-й анализ осн-ся на дет-м изуч-и финн-бухг-й отч-ти и позв-т проконтр-ть вып-е план-х зад-й, соблюд-е норм расх-я ср-в и отч-й в ЦФ и ДЦФ ден ср-в и др.; ревизия наиб распростр форма ФК предусматр-т глуб-е и полноеизуч-е финн-зох деят-ти предпри-й, учр-й, орг-й, ревизия м. б. полной, част-й, тематич-й, компл-й, документ-й, сплошной, выбор-я, комбин-я.

Органы, осущ-щие ФК: Комитет гос к-ля – к-лирует: исполн-е респ-го бюдж, собл-е законод-ва в обл фин и налог-х отн-й в сист местных б-тов и гос целевых бюдж-х и внеб-х фондов; расх-ние ср-в респ-го и местных б-тов, напр-мых на созд-е гос органов; сохр-ть и использ-е гос им-ва; собл-е гос орг, иными юр лицами актов закон-ва в обл инвест-й д-ти и др. МинФин – пров-е ревизии и проверок ФХД пр-й, исп-щих ср-ва б-та; пров-е ревизий смет на содерж-е финн орг-в а также проверок их раб по орг-и составл-я и исполн-я б-та; разраб методич док-тов, форм отч-ти о контрл/ревиз работы (КРР), пров-е ревизий (Р) орг-й подчин-й МинФину; руков-во КРР, соверш-ние ее; Гл-е гос казначейство РБ – опер к-ль использ-я дох-й части б-та, расх-ние по целевому назн-ю респ-го б-та, внеб-ных и целевых б-ных фондов, составл-е отчета об исполн-и б-та; Мин по нал – задача – обесп-ть раб сист к-ля за собл-ем налог-го закон-ва, правильностью исчисл-я, упл налогов и иных обяз-х пл-жей. Органы МНС пров налог-е проверки, пров-ют док-ты по упл налогов, назн-ют инвент-цию им-ва налогопл-ка, налагают арест на его ден ср-ва в сл-е наруш-я; НБ РБ – вып-ет к-льные ф-и: вал к-ль, гос рег-ция банков и НКФО, выдача им лицензии, разраб методику БУ и отч-ти для них, опр-ет порядок нал и безнал расч-в, к-ет безоп-ть инф-и; Гос тамож-й комитет – борьба с контробандой, с тамож-ми наруш-ми, тамож к-ль, вал к-ль в пределах своей компетенции.

Гос-ный ФК как главный вид ФК. Развитие и соверш-е ФК РБ в условиях перехода к рынку.

ГК осущ-ся орг-ми гос власти и упр-ия: през-м, парлам-м, прав-м, минфином, МНС в отн люб объекта к-ля незав-мо от его ведомств-й подчин-ти. Гл цель: обесп-ть моб-цию и рац-е и эффект-е исп-ие фин рес-в в произв и непроизв сферах. Принципы: незав-ть (орг-ы к-ля д обладать организац-й, функц-й, мат-й и иной незав-тью от юр и физ лиц, чью деят-ть они провер-т); гласность (откр-ть контр-их органов гос ФК и доступн-ть инф-и о рез-тах контр деят-ти); законность (деят-ть в соотв с законами,НПА); объективноть (искл-е предвзят-ти и особых мотивов); ответ-ти (ответ-ть контр-в, контр-мых, 3-их лиц).

Наши рекомендации