Глава 3. принципы гражданского процессуального права
(ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА)
§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского
процессуального права (гражданского судопроизводства)
На протяжении всей истории развития правовой науки принципы гражданского процессуального права находились в центре внимания ученых-процессуалистов. В дореволюционной науке к этой теме обращались такие ученые, как К.И. Малышев, Ю.С. Гамбаров, Е.А. Нефедьев, А.Х. Гольмстен, Е.В. Васьковский, И.Е. Энгельман, Т.М. Яблочков. В советской и современной российской процессуальной науке тематика правовых принципов нашла отражение в работах В.А. Краснокутского, С.Н. Абрамова, М.А. Гурвича, А.Ф. Клейнмана, К.С. Юдельсона, М.Г. Авдюкова, И.А. Жеруолиса, П.П. Гуреева, Ю.К. Осипова, В.М. Семенова, Н.А. Чечиной, В.Ф. Тараненко, В.Н. Щеглова, А.Т. Боннера, А.Ф. Воронова, С.В. Моисеева, А.С. Фединой и др.
В процессуальной науке даются различные определения понятия "принципы гражданского процессуального права" (принцип - от лат. principium - "начало"). Принципы определяются как: теоретические положения, выражающие необходимость определенных способов и форм правового регулирования (К.С. Юдельсон); руководящие положения, выражающие наиболее существенные черты гражданского процессуального права (М.А. Гурвич); основные правовые начала организации и деятельности суда (С.Н. Абрамов, П.П. Гуреев); руководящие идеи по вопросам осуществления правосудия по гражданским делам (Н.А. Чечина); правовые основы, выражающие сущность и единство отрасли права (Ю.К. Осипов, И.В. Решетникова); и др. <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Абрамов С.Н. Гражданский процесс. М., 1948. С. 20; Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс. М., 1956. С. 31, 32; Гуреев П.П. Судебное разбирательство гражданских дел. М., 1959. С. 23; Чечина Н.А. Принципы советского гражданского процессуального права // Актуальные проблемы теории и практики гражданского процесса. Л., 1979. С. 53; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2004. С. 28.
По мнению одних ученых, принципы - это теоретические положения (идеи), другие считают, что принципы - это правовые нормы с общим содержанием (главные правовые нормы).
Достаточно ли определять принцип только как теоретическое положение (идею, научную категорию)? Нет. Характерной чертой правового принципа является нормативность (обязательность), следовательно, он должен быть выражен в правовой форме. Этим принцип права отличается от иных неправовых принципов, например морали, нравственности и др.
Если правовой принцип должен быть нормативно выражен, т.е. закреплен в правовой норме, то допустимо ли говорить о принципах как об общих нормах? Например, о принципе гласности как о норме Конституции РФ, ГПК РФ: "Разбирательство дел во всех судах открытое". Допустимо, но только в общем смысле. Можно ли полностью отождествлять принцип права с правовой нормой? Едва ли. Собственно в законе между понятиями "норма" и "принцип" не ставится знака равенства. Так, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, а также нормы, регулирующей сходные отношения, суд действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права) (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).
Более точно, на наш взгляд, суть понятия принципа гражданского процессуального права отражает существующая в науке точка зрения, согласно которой в данном понятии непосредственным образом сочетается начало теоретическое (идейное) и начало правовое. Эти два начала образуют единое понятие принципа права. В чем это выражается?
Принцип как положение (идея) провозглашается в правовой норме, тем самым находит свое нормативное закрепление в качестве принципа права, формально становясь нормой права. Например: "Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон" (ст. 123 Конституции РФ, ст. 12 ГПК РФ). Но недостаточно только декларировать принцип в правовой норме общего характера. Для того чтобы руководствоваться правовым принципом, а иначе в нем просто нет смысла, в законе должно быть определено его содержание. Содержание принципа раскрывается в той же норме, в которой он провозглашается, или в другой/других нормах. Так, содержание принципа состязательности находит выражение в целом ряде правовых норм (ст. ст. 35, 56 и др. ГПК РФ). Однако нормативное содержание этого и других принципов раскрывается на основе смысла идеи состязательности.
Принцип как положение (идея) может провозглашаться в доктрине, а его содержание раскрываться и закрепляться в правовых нормах. Например, один из принципов гражданского процессуального права - принцип диспозитивности. Ни один нормативный акт, являющийся источниками гражданского процессуального права, не содержит понятия "диспозитивность" и, соответственно, нормы общего характера, в которой провозглашался бы данный принцип. Это понятие используется в процессуальной науке, в том числе для обозначения правового принципа. В науке раскрывается и содержание понятия диспозитивности. Вместе с тем соответствующие правовые положения, в которых выражается данное содержание, имеются в законе (ст. ст. 4, 39 и др. ГПК РФ).
Предусматривая возможность применения аналогии права (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ), законодатель вполне обоснованно исходит из того, что в законе может отсутствовать норма, регулирующая отношения, возникшие в конкретной правовой ситуации при рассмотрении и разрешении гражданского дела. В этом случае суд действует исходя из смысла принципа как положения (идеи), имеющего нормативное закрепление в качестве принципа права.
При рассмотрении и разрешении гражданских дел суд руководствуется не только конкретными правовыми нормами, но и принципами права. Через призму смысла правовых принципов осуществляется толкование правовых норм.
Как отмечается в процессуальной литературе, правильно разобраться в сущности принципов права можно с учетом не только их содержания, но и структуры, имеющей три составляющие: наличие определенных представлений в сфере правосознания, в том числе в правовой науке; закрепление соответствующих положений в действующем законодательстве; реализация принципов права в деятельности судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел <1>.
--------------------------------
<1> Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 36 (автор гл. 2 - А.Т. Боннер).
Итак, понятие принципов гражданского процессуального права может быть представлено следующим образом.
Принципы гражданского процессуального права - это основополагающие положения, выраженные в нормах права, определяющие начала организации и деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел в порядке гражданского судопроизводства.
Принципы гражданского процессуального права в своей совокупности и взаимосвязи образуют целостную систему, в которой каждый из принципов является ее элементом. В системе принципов выражается сущность и единство гражданского процессуального права как отрасли права.
Классификация принципов в процессуальной науке проводится по различным основаниям.
По характеру нормативного акта, в котором закреплены принципы, выделяются конституционные принципы и отраслевые принципы.
Из самого названия следует, что конституционные принципы осуществления правосудия закреплены в Конституции РФ, отраслевые - в ГПК РФ. Все конституционные принципы воспроизводятся и в соответствующих нормах ГПК РФ.
По сфере действия принципы подразделяются на межотраслевые и отраслевые.
Межотраслевые принципы отражены в Конституции РФ, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ГПК РФ; отраслевые - в ГПК РФ.
По объекту регулирования принципы подразделяются на организационно-функциональные и функциональные принципы.
Организационно-функциональные принципы являются одновременно принципами судоустройства и судопроизводства. Функциональные - принципы собственно судопроизводства.
В настоящем учебнике принципы гражданского процессуального права рассматриваются согласно данной классификации.
§ 2. Организационно-функциональные принципы
К организационно-функциональным относятся принципы:
- осуществления правосудия только судом;
- равенства всех перед законом и судом;
- назначаемости судей на должность;
- независимости судей;
- единоличного и коллегиального рассмотрения дел;
- государственного языка судопроизводства;
- гласности судебного разбирательства.
Принцип осуществления правосудия только судом
Этот принцип провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".
Правосудие - особый вид государственной деятельности по разрешению гражданских, уголовных и иных дел.
Правосудие осуществляется судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". К числу судов, входящих в судебную систему РФ, относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, дисциплинарное судебное присутствие, наделенные полномочиями по отправлению правосудия в порядке конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства (ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Никакие другие юрисдикционные органы, даже если они именуются судами, например третейскими, не имеют полномочий по отправлению правосудия.
Положения Конституции РФ и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о правосудии конкретизируются в гражданском процессуальном законодательстве. Согласно ст. 5 ГПК РФ правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся (ст. 1 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"):
- Верховный Суд РФ;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды;
- военные суды и другие специализированные суды;
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.
Правосудие как особый вид государственной деятельности характеризуется следующими признаками:
1) осуществляется от имени государства судами путем рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленных законом процессуальных формах при соблюдении принципов и правил судопроизводства;
2) деятельность судов имеет властный характер.
Властный характер деятельности судов предопределяется тем, что согласно Конституции РФ суд - носитель государственной (судебной) власти. При осуществлении правосудия все государственные органы, должностные лица, граждане должны подчиняться распоряжениям суда;
3) постановления судов имеют обязательный характер.
Обязательность проявляется в том, что:
- вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, юридическими и физическими лицами (ст. 6 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом;
- никакие другие государственные органы, должностные лица не вправе изменять или отменять постановления суда;
- постановления могут быть изменены или отменены только в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренным законом;
- никто не вправе принимать решения, противоречащие вступившему в законную силу судебному постановлению.
Правосудие составляет исключительное предназначение судов - на них не могут возлагаться какие-либо другие полномочия, противоречащие юридической природе правосудия и несовместимые с принципом разделения властей <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
"Комментарий к Конституции Российской Федерации" (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).
<1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010.
Принцип равенства всех перед законом и судом
Равенство граждан является одним из основополагающих начал конституционного статуса личности.
Нормативные положения, провозглашающие равенство граждан перед законом и судом, имеют международно-правовой характер. Так, в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН говорится: "Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона".
В российском законодательстве принцип равенства всех перед законом и судом сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": "Все равны перед законом и судом".
В гражданском процессуальном праве этот принцип нашел свое правовое закрепление в ст. 6 ГПК РФ.
Равенство "всех" означает, что действие принципа распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц.
Данный принцип образуют две взаимосвязанные части: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.
Равенство перед законом проявляется в единстве права, которое одинаково применяется ко всем участникам гражданского процесса.
Равенство перед судом проявляется в следующем:
- правосудие осуществляется единой судебной системой;
- дела рассматриваются в рамках единой гражданской процессуальной формы;
- каждый участник процесса наделяется законом одинаковыми правами и обязанности соответственно своему статусу (истец, ответчик, свидетель, эксперт и др.);
- суды при осуществлении правосудия не вправе отдавать предпочтение тем или иным гражданам по каким-либо признакам (половой, расовой, национальной, языковой принадлежности, происхождению, имущественному и должностному положению, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к политическим, общественным объединениям и др.), а также не вправе отдавать предпочтение каким-либо юридическим лицам в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и иных обстоятельств.
Не является нарушением принципа равенства всех перед законом и судом в гражданском процессуальном праве законодательное установление льгот и преимуществ для определенных групп граждан, нуждающихся в социальной и правовой поддержке государства. Государство вправе предусматривать льготы для пенсионеров, инвалидов, участников войны и др.
Например, законом устанавливаются льготы для отдельных категорий граждан по уплате государственной пошлины при обращении в суд. Установление льгот, имеющих целью обеспечение повышенной социальной защиты определенной группы граждан, не может рассматриваться как нарушение прав других граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N 4-П; Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. N 342-О).
Обязанность обеспечения фактического равенства всех перед законом и судом возлагается государством на суд. Данное положение вытекает из содержания ст. 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы гражданина обеспечиваются правосудием, которое согласно ст. 118 Конституция РФ осуществляется только судом.
Принцип назначаемости судей на должность
Судьи - носители судебной власти. В связи с этим существенное значение для процессуального права имеет принцип наделения судей полномочиями по осуществлению правосудия.
Традиционно этот принцип в процессуальной науке относился к основным принципам организации судов (Е.В. Васьковский, Е.В. Нефедьев и др.). Дореволюционные ученые, анализируя преимущества и недостатки системы выборов и назначения судей на должности, приходили к выводу о том, что наиболее целесообразным является назначение судей центральной правительственной властью по конкурсу. Преимущества назначения, а не избрания на должность, состоят в том, что это соответствует государственному значению судебной власти, устраняет опасность негативных влияний на судей со стороны избирателей, политических партий и местных властей, а также позволяет произвести из числа кандидатов отбор тех, кто имеет более высокую профессиональную квалификацию и обладает иными необходимыми качествами для работы в должности судьи <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 25.
В XIX в. система назначения судей на должности правительственной властью существовала в целом ряде европейских стран с развитыми судебными системами (Франция, Италия и др.), в том числе и в России.
В советском гражданском процессуальном праве за основу был принят иной принцип наделения судей полномочиями, а именно принцип выборности судей.
Считалось, что принцип выборности есть выражение демократизма в устройстве советского суда. Согласно Конституции СССР все суды образовывались на началах выборности судей и народных заседателей, которые были ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитывались перед ними и могли быть отозваны в установленном законом порядке.
Народные судьи избирались населением района (города) сроком на пять лет. Народные заседатели народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели вышестоящих судов избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.
В современном российском процессуальном праве действует принцип назначаемости судей на должность.
Наделение судей полномочиями путем их назначения на должности имеет целью повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что не в последнюю очередь зависит от профессиональных и личных качеств судей как носителей судебной власти. Система назначения дает возможность произвести отбор наиболее подготовленных кандидатов на должности судей, отвечающих требованиям, предъявляемым к судейскому корпусу.
Конституцией РФ определяются общие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 119 Конституции РФ). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Дополнительные требования к судьям содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Этим Законом также устанавливаются правила отбора кандидатов на должности судей, порядок наделения судей полномочиями (ст. ст. 3 - 6).
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты на должность сдают квалификационный экзамен и проходят обязательное медицинское освидетельствование.
Судьи всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должности только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей субъектов РФ).
Принцип назначаемости судей нашел свое правовое закрепление в ст. 128 Конституции РФ, согласно которой:
- судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
- судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.
Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" определяется порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов (ст. 6.1):
- Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
- председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных, районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Председатели и заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно.
Следует обратить внимание на то, что сказанное выше имеет отношение к назначению судей федеральных судов общей юрисдикции.
Определенную специфику имеет порядок наделения полномочиями мировых судей.
Согласно ст. 6 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
В настоящее время ни в одном из российских регионов мировые судьи не избираются непосредственно населением судебных участков. Во всех субъектах РФ наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения соответствующими законодательными органами государственной власти.
Например, согласно Закону г. Москвы "О мировых судьях в городе Москве" мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей г. Москвы.
Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении этого срока мировой судья в соответствии с законом субъекта РФ может быть назначен (избран) повторно (и неоднократно) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7 ФЗ о мировых судьях).
Принцип независимости судей
Принцип независимости судей провозглашается в ст. 120 Конституции РФ: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".
Данный принцип закреплен в целом ряде федеральных законодательных актов: например, в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 5); ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (ст. 5); Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 1), а также в процессуальных Кодексах.
Принцип независимости судей является признанным мировым сообществом международно-правовым принципом организации судебной деятельности. Он нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека (Нью-Йорк, 1948), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950), Основных принципах независимости судебных органов (Милан, 1985), Европейской хартии о статусе судей (Лиссабон, 1998) и в других международных актах.
Независимость означает самостоятельность, несвязанность обстоятельствами или чужой волей. Принцип независимости судей базируется на основах конституционного строя России. Согласно Конституции РФ судебная власть является разновидностью государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 ФЗ о судебной системе РФ).
В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны (ч. 4 ст. 1 Закона о статусе судей).
В ГПК РФ воспроизводится общее конституционное положение о независимости судей: "При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону", а также уточняется содержание данного принципа: "Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие" (ст. 8 ГПК РФ).
Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. К числу таких федеральных законов относятся ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ГПК РФ и др.
К числу конституционных гарантий независимости судей относятся:
- несменяемость судей;
- наличие особого порядка прекращения или приостановления полномочий судьи;
- неприкосновенность судьи;
- особый порядок назначения судей на должность (ст. ст. 121, 122, 128 Конституции РФ).
Несменяемость судей означает неограниченность срока его полномочий, а также то, что судья не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия и не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия (ст. 14, ч. 1 ст. 15 ФКЗ о судебной системе, п. 1 ст. 11, ст. 12 Закона о статусе судей).
Из конституционного положения о несменяемости судей не вытекает право на пожизненное занятие должности судьи (Определение Конституционного Суда РФ от 11 марта 2005 г. N 3-О). Предельный возраст пребывания в должности федерального судьи и мирового судьи - 70 лет. Положение о предельном возрасте пребывания в должности судьи не распространяется на Председателя Верховного Суда РФ (ч. 2.1 ст. 21 ФКЗ о судах общей юрисдикции).
Особый порядок прекращения или приостановления полномочий судьи состоит в том, что прекращение или приостановление полномочий может быть осуществлено исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей по основаниям, установленным законом (ст. ст. 13, 14 Закона о статусе судей).
Неприкосновенность судьи является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П).
Неприкосновенность судьи включает: неприкосновенность личности; неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества; тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) (ч. 1 ст. 16 Закона о статусе судей).
Неприкосновенность судей проявляется и в том, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, за исключением случая, когда вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения или иного судебного акта (ч. 2 ст. 16 Закона о статусе судей).
Неприкосновенность судей выражается в невозможности привлечения судьи к уголовной и административной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ, ч. ч. 3, 4 ст. 16 Закона о статусе судей).
Положения Закона о неприкосновенности судей не могут быть истолкованы как препятствующие защите прав граждан от злоупотреблений властью и осуществлению ими права на доступ к правосудию, поскольку юридические гарантии независимости и неприкосновенности судей не затрагивают закрепленное ч. 2 ст. 46 Конституции РФ право граждан на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. Соответствующие положения о независимости также не препятствуют гражданам направлять жалобы и сообщения о дисциплинарных проступках судей в соответствующие квалификационные коллегии и иные органы судейского сообщества (Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2006 г. N 529-О).
В качестве конституционной гарантии независимости судей выступает и особый порядок назначения судей на должность, о котором выше уже подробно говорилось.
Дополнительные гарантии независимости судей, включая меры правовой защиты, материального и социального обеспечения, устанавливаются федеральными законами.
Согласно Закону независимость судей обеспечивается:
- предусмотренным законом порядком осуществления правосудия;
- запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- правом судьи на отставку;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (ст. 9 Закона о статусе судей).
Установленный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел позволяет судьям беспрепятственно рассматривать и разрешать гражданские дела, самостоятельно формировать свое мнение относительно обстоятельств дела, по внутреннему убеждению оценивать имеющиеся доказательства, решать, какие нормы подлежат применению в конкретном деле, выносить решение в условиях, исключающих постороннее воздействие на них воздействие.
В частности, законом установлено, что решение суда принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или судьи, входящие в состав суда по делу. Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу (ст. ст. 15, 194 ГПК РФ).
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей).
Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет установленную законом ответственность (ст. 8 ГПК РФ, ч. 1 ст. 10 Закона о статусе судей).
Воспрепятствование осуществлению правосудия отнесено законом к преступлениям против правосудия. Согласно ст. 294 УК РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность с применением санкций в виде штрафа, принудительных работ, ареста, лишения свободы.
Отменить или изменить вынесенный судьей судебный акт может только суд вышестоящей судебной инстанции по основаниям, предусмотренным законом.
Независимость судей обеспечивается правом судьи на отставку. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. При этом каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (ч. 1 ст. 15 Закона о статусе судей).
Существенную роль в обеспечении независимости судей играют органы судейского сообщества. Согласно ст. 4 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" защита прав и законных интересов судей является одной из основных задач судейского сообщества. Органы сообщества обладают достаточными полномочиями, осуществление которых способствует укреплению гарантий независимости судей. Их решения обязательны при рассмотрении вопросов о назначении на должность судьи, приостановлении и прекращении полномочий судей, привлечении их к ответственности и т.д.
В системе гарантий независимости судей большое значение имеет предоставление судье (в том числе судье в отставке) и членам семьи судьи материального обеспечения и социальной защиты. Соответствующие нормативные положения содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и др.
Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, за выслугу лет, доплаты к должностному окладу за особые условия труда и др. Судьям выплачивается стоимость следования к месту отдыха и обратно в период ежегодного отпуска. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем. Судьи и члены их семей имеют право на медицинское обслуживание, а также на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.
Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества судьи или членов его семьи, подлежит возмещению в полном объеме.
Судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.
Независимость судей обеспечивается не только предоставленными государством соответствующими гарантиями, но и требованиями, предъявляемыми к судьям законом, несоблюдение которых может повлиять на независимость судьи.
Так, судья не вправе: замещать иные государственные (муниципальные) должности, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, принимать участие в политической деятельности; заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); быть представителем по делам физических или юридических лиц (кроме случаев законного представительства); получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц и т.д. (ст. 3 Закона о статусе судей).
Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел
Данный принцип пришел на смену принципу коллегиальности рассмотрения гражданских дел, существовавшему в советском гражданском процессуальном праве. Считалось, что коллегиальность обеспечивает всесторонность и полноту рассмотрения гражданских дел и вынесение по ним объективных решений.