Политика в области качества
В условиях рыночной экономики каждое предприятие самостоятельно вырабатывает и реализует свою политику. Она провозглашает намерения руководства предприятия по защите его интересов и призвана ориентировать процесс принятия решений на достижение поставленных целей в течение длительного периода времени. Политика предприятия свидетельствует о том, что его руководство придерживается четко обозначенных подходов и принципов, базирующихся, как правило, на определенной философии. В рамках общей политики предприятия принято выделять его экономическую, коммерческую, социальную и техническую политику, а также политику в области качества.
Политика в области качества – это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
Политика в области качества согласуется с общей политикой предприятия и обеспечивает основу для постановки целей в области качества. На основе общей политики каждое структурное подразделение предприятия устанавливает свои цели и задачи в области качества.
Сформулированная в документе, подписанном высшим руководителем, т. е. закрепленная документально, политика предприятия в области качества дает возможность всем работникам, а также потребителям и поставщикам получить отчетливо представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству. По политике в области качества можно судить о месте, которое занимает или стремится занять предприятие среди производителей аналогичной продукции. По ней можно также судить об отношении предприятия к потребителям. Отсутствие ясной политики делает деятельность предприятия в области качества неопределенной и непредсказуемой. Поэтому в концепции стандартов ИСО политика в области качества выступает как первооснова системы качества.
Главная цель политики предприятия в области качества может быть определена как стабильное обеспечение качества продукции и услуг, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей. На основе главной цели конкретизируются цели, относящиеся к таким ключевым свойствам качества, как функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, безопасность и надежность.
Концентрированным выражением политики выступает девиз предприятия в области качества. Для обеспечения надлежащего эффекта восприятия девиз должен отвечать следующим требованиям: быть четким (доступным для понимания), лаконичным (одна — две фразы), выразительным (афористичным).
Политика предприятия в области качества оформляется в виде письменного заявления (декларации) и подписывается руководителем предприятия; следует иметь в виду, что подписание заявления о политике заместителем руководителя предприятия или любым другим должностным лицом умаляет его значение. Политика в области качества излагается кратко и доступным для понимания языком.
Политика предприятия в области качества, как и обязательства руководства, доводятся до каждого работника предприятия. Это достигается путем:
· обсуждения положений политики на совещаниях коллективов функциональных и производственных подразделений предприятия,
· разъяснения сущности политики в ходе учебы по качеству,
· ознакомления с политикой при приеме на работу,
· наглядной агитации в местной печати и на радио, телевидении, а также посредством плакатов и транспарантов, размещенных в производственных и служебных помещениях и в местах, обеспечивающих восприятие информации максимально возможным числом работников и посетителей (проходная, приемная, актовый зал, столовая и др.).
Контроль и анализ политики в области качества осуществляет руководство предприятия. По результатам анализа проводится, если в этом возникает необходимость, корректировка отдельных ее положений или устанавливаются новые.
Планирование качества
Политика предприятия в области качества обеспечивают основу для постановки целей в области качества.
Цели в области качества– это то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества
Цели в области качества базируются на политике в области качества и устанавливаются как для предприятия в целом, так и для всех его функциональных и структурных подразделений.
Высшему руководству следует разработать цели в области качества, которые направлены на улучшение деятельности предприятия. При разработке этих целей руководству следует учитывать:
· фактические и будущие потребности организации и обслуживаемых рынков;
· соответствующие выводы анализа со стороны руководства;
· фактические характеристики продукции и показатели процессов;
· уровни удовлетворенности заинтересованных сторон;
· результаты самооценки;
· сравнение с лучшими достижениями, результаты анализа конкурентов, возможности для улучшения;
· ресурсы, необходимые для достижения целей.
Устанавливаемые цели должны быть измеряемыми, чтобы способствовать результативному и эффективному анализу системы менеджмента качества, проводимому руководством. Цели в области качества необходимо систематически анализировать и пересматривать по мере необходимости.
Руководству необходимо также взять на себя ответственность за планирование качества продукции организации. Это планирование следует направить на определение процессов, требующихся для результативного и эффективного достижения целей и выполнения требований к качеству.
Исходными данными для результативного и эффективного планирования являются:
· стратегия предприятия;
· установленные цели предприятия;
· определенные потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
· оценка данных о характеристиках продукции;
· оценка данных о показателях процессов;
· оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении и т.д.
Выходные данные планирования качества продукции для предприятия определяют процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы, включающие:
· необходимые навыки и знания работников;
· ответственность и полномочия для осуществления планов улучшения процессов;
· необходимые ресурсы, такие, как финансовые ресурсы и инфраструктура;
· методы оценки достижения улучшения деятельности предприятия;
· потребности в улучшении, включая средства и методы;
· потребности в документации, включая записи.