Билет 4. Виды стандартов
Билет 1. Объекты стандартизации.
Объект стандартизации – продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Продукция – результат деятельности, удовлетворяющий потребителя.
Услуга – результат деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.
Процесс – деятельность, преобразующая входящие элементы в выходящие.
Объекты стандартизации:
а) продукция (товары народного применения, средства производства):
1) сырьё и природное топливо;
2) материалы и продукты;
3) готовые изделия;
4) отдельные аспекты однородных групп продукции:
-термины, обозначения;
-параметры и размеры;
-технические требования;
-методы контроля;
-правила приёмки;
-правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
б) услуги (бытовые, производственные):
1) материальные;
2) нематериальные (социально-культурные);
3) отдельные аспекты однородных групп услуг:
-термины;
-технические требования;
-методы оценки;
-классификация предприятий;
-требования к персоналу;
в) процессы (работы):
1) процессы, происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла продукции;
2) процессы, связанные с нематериальным производством;
3) управленческие процессы;
4) измерительные процессы;
5) процессы учёта и переработки информации;
6) процессы защитного действия (людей, животных, растений, природы).
Билет 2. Уровни стандартизации.
Стандартизация (разработка, утверждение, принятие и издание стандартов) проводится на следующих уровнях:
-Компании (стандарт предприятия).
-Группы компаний (стандарт концерна).
-Министерства (отраслевой стандарт).
-Национальном ( например, национальный стандарт Украины ДСТУ).
-Региональном (например, европейский стандарт EN).
-Межгосударственном (например, в рамках СНГ).
Международном (международный стандарт ISO).
Стандартизация на уровне компаний, групп компаний распространяется только на продукцию, выпускаемую на конкретном предприятии или группе предприятий. Стандарт разрабатывается предприятием со следующими целями:
1. Установка и декларация повышенных требований по сравнению с требованиями, принятыми у конкурентов.
2. Регламентация внутренних требований, рационализация процессов и операций.
3. Гарантии потребителям.
^ Национальные и отраслевые стандарты. Национальные стандарты разрабатываются национальными органами по стандартизации (в Украине Госстандарт), Отраслевые стандарты разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами. Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или в случае необходимости установления требований, превышающих или дополняющих требования национальных стандартов. Стандартизация на национальном и отраслевом уровнях проводится со следующими целями:
1. Обеспечение потребности общества в развитии за счет принятия единых требований на базе последних достижений науки и техники.
2. Защита здоровья и жизни потребителей, охрана окружающей среды, защита отечественного товаропроизводителя.
3. Принятие международных требований с целью устранения технических барьеров в торговле.
^ Международные и региональные стандарты принимаются соответственно международными и региональными организациями по стандартизации. Международная стандартизация направлена на облегчение торговых и производственных отношений в мире , что особенно актуально при становлении глобальных международных рынков, таких, как Единый Европейский рынок, Северо-Американский рынок, Азиатско-Тихоокеанский рынок. Региональная стандартизация направлена на защиту интересов отдельного региона. В частности, стандартизация в Европе (региональная стандартизация) направлена на обеспечение потребностей Единого Европейского рынка.
В рамках государства хождение имеют только национальные стандарты. Международный или региональный стандарт не обязателен к включению в национальный сборник стандартов. Каждая страна решает вопрос о принятии международного или регионального стандарта в качестве национального.
^ Гармонизированный стандарт – это национальный стандарт, который соответствует стандарту, разработанному международной или региональной организацией по стандартизации.
Билет 3.
Билет 4. Виды стандартов.
Основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические); устанавливают общие организационно-методические положения для определенной облас-ти деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:
· взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость;
· техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции;
· охрану окружающей среды;
· безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.
Стандарты на продукцию (услуги) – нормативные документы, утверждающие требования либо к определенному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). Существуют две следующих разновидности данного нормативного документа:
- стандарты общих технических условий, применяющиеся к группам однородной продукции (услуг);
- стандарты технических условий, применяющиеся к конкретным видам продукции (услуги).
Стандарт общих технических условий включает в себя: классификацию, основные параметры (размеры), требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортировке, правила эксплуатации и обязательные требования по безопасности жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, правила утилизации.
Стандарт технических условий содержит более конкретные требования, так как применяется уже непосредственно к конкретным видам продукции (услуги). Однако требования стандарта технических условий не должны вступать в противоречие с требованиями стандарта общих технических условий.
Стандарты на работы (процесс) – нормативные документы, утверждающие нормы и правила для различных видов работ, которые проводятся на определенных стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, потребление, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация).
Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа) должны обеспечивать полный контроль над выполнением обязательных требований к качеству продукции, определенному принятыми стандартами. В данном типе стандартов должны утверждаться максимально объективные методы контроля, дающие воспроизводимые и сопоставимые результаты. Основой стандартизированных методов контроля являются Международные стандарты. В стандарте обязательно должна присутствовать информация о возможной допустимой погрешности измерений.