Компонентов системы менеджмента
6.2.1. Мероприятия по повышению качества «выхода» системы - качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем.
Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется:
- у изготовителя товара - за счет повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, снижения производственного брака;
- у потребителя товара - за счет повышения качества его изготовления (качество разработки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырье, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты - себестоимость товара, то затраты на повышения качества «входа» системы могут повысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счет сокращения остановок производства и брака. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной. Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) рассчитывается по формуле:
Где - ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) за срок применения мероприятий (Т);
- перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества «входа», поэтому со знаком минус);
- снижение себестоимости единицы товара в t году за счет повышения качества процесса при применении качественного «входа»;
- прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году t;
- то же старого;
- прогноз объема выпуска данного товара в году t, натуральное измерение (шт., т и т.п.);
- единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества «входа» (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.п.).
6.2.2. Мероприятия по повышению качества процесса в системе -по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации.
В этом случае эффект получается у потребителя за счет «переноса» высокого качества «входа» системы через процесс системы к ее «выходу».
Допустим, качество «входа» отвечает требованиям конкурентоспособности, а технология и организация процессов не отвечают требованиям «входа». Тогда «выход» системы будет <= качества «процесса». Для использования преимуществ высокого качества «входа» обязательно следует повысить качество процесса (в данном примере - до «отлично»). На это мероприятие изготовителю требуются дополнительные затраты (себестоимость товара, как правило, повышается).
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом - повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):
где - ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т);
i = 1, 2...n - количество наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие;
- прогноз цены i-го товара в году t;
- прогноз себестоимости единицы i-го товара в году t;
- прогноз налогов по единице i-го товара в году t;
- прогноз объема выпуска i-го товара в году t;
tвл = 1,2...T вл - год вложения инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе (Твл - последний год вложений, год внедрения мероприятий);
- единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества процессов (на совершенствование технологии, организации и т.п.) в году tвл.
6.2.3. Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологичности и других показателей) определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):
где - ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы;
tс = 1,2...T с - срок действия мероприятий по улучшению экологических и социальных показателей внешней среды;
- сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенною качества;
- единовременные затраты (инвестиции) в повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (если при ликвидации этих элементов получается прибыль, то они вычитаются из ).
Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические или социальные параметры внешней среды, то они учитываются аналогично, но при условии, что эти параметры по новому товару не хуже, чем по старому.
В общем виде сопутствующий экологический или социальный эффект (в денежном выражении) внедрения нового товара определяется по формуле
где - экологический или социальный показатель старого товара в году t в натуральном измерении (например, выбросы в атмосферу, почву, уровень радиоактивности, шума, вибрации и т.п.);
- то же нового товара;
- стоимостная оценка единицы показателя Р.
Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию компонентов системы менеджмента позволит повысить ее эффективность и стабильность функционирования.
Пример.
Характеристика ситуации.
Анализ конкурентоспособности выпускаемого товара показал, что при высоком качестве «входа» фирмы качество «процесса» по переработке «входа» в «выход» не отвечает предъявленным «входом» требованиям по качеству. Исследование компонентов «процесса» показало, что узким местом является организация производства и труда. На фирме высокая текучесть производственного персонала, коэффициент укомплектованности рабочих основных профессий ниже единицы, часты нарушения трудовой дисциплины, коэффициенты пропорциональности, параллельности, непрерывности и ритмичности частичных процессов ниже оптимального. И как следствие - высок уровень производственного брака, значительны простои технологического оборудования, потери материальных ресурсов и времени, увеличилось количество рекламаций и послепроизводственные затраты фирмы, снизились объемы продаж и прибыль фирмы.
На основе проведенного исследования было принято решение разработать комплекс организационно-технических мероприятий по совершенствованию системы менеджмента внутри фирмы. В состав мероприятий вошли следующие: повысить тарифные ставки и оклады работников, улучшить условия их труда и отдыха, укомплектовать штатное расписание работниками соответствующей квалификации, улучшить учет нарушений трудовой дисциплины, учет и анализ коэффициентов, характеризующих рациональность организации производства, усовершенствовать систему управления (менеджмента) качеством продукции. Реализация этих мероприятий повысит качество изготовления выпускаемой продукции и, соответственно, ее цену, либо при сохранении прежней цены прекратится снижение объема продаж. Исходные данные для экономического обоснования альтернативных вариантов решения приведены в табл.7.
Таблица 7
Исходные данные для экономического обоснования альтернативных вариантов управленческого решения
по совершенствованию процесса в системе менеджмента.
Показатели | Значения показателей по | |||
Выпускаемому образцу | Альтернативным вариантам | |||
1. Годовая программа выпуска товара «А», шт. | ||||
2. Цена единицы товара «А» в 2000г., у.е. | ||||
3. Себестоимость товара «А» в 2000г., у.е. | ||||
4. Доля налогов и сборов из прибыли от реализованного товара «А», % | ||||
5. Годовая программа выпуска товара «Б», шт. | ||||
6. Цена единицы товара «Б» в 2000г., у.е | ||||
7. Себестоимость товара «Б» в 2000г., у.е. | ||||
8. Доля налогов и сборов из прибыли от реализованного товара «Б», % | ||||
9. Фактор инфляции | 1,08 | 1,08 | 1,08 | 1,08 |
10. Годовая процентная ставка, % | ||||
11. Фактор производственного риска | 0,90 | 0,85 | 0,85 | 0,80 |
12. Единовременные затраты на стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП в 1999 г., тыс.у.е. | - | |||
13. Год внедрения мероприятий | - | |||
14. Продолжительность действия мероприятий, лет. | - |
Решение по 1 -му варианту
Подставив соответствующие данные в формулу, получим экономию по товару «А» за 2000 г. с учетом фактора риска
То же, за 2001 г. с учетом действия фактора инфляции
По товару «Б» за 2000 г.
То же, за 2001 г. с учетом действия фактора времени и фактора инфляции
Ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества процессов в системе менеджмента по первому альтернативному варианту равен
Решение по 2-му варианту
Решение по 3-му варианту
Из трех альтернативных вариантов управленческого решения по выполнению качества процесса системы менеджмента наиболее эффективным является второй с ожидаемым экономически эффективным за срок действия мероприятия, равным 1894 тыс.у.е.
Контрольные вопросы
Тема 1
1. В чем особенности курса «управленческие решения»?
2. Какие бывают управленческие решения? (классификация)
3. По каким подсистемам и компонентам системы менеджмента принимаются управленческие решения?
4. В какой очередности следует анализировать и совершенствовать «вход», «процесс», «выход» и «внешнюю среду» системы менеджмента?
5. Какая оценка будет на «выходе» системы, если на ее «входе» - 3, «процессе» - 5?
6. Что такое энтропия?
7. Перечислите факторы сопоставимости управленческих решений.
8. Назовите условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения.
9. В чем особенности учета фактора времени и фактора инфляции при разработке решения?
10. В чем отличия фактора масштаба и уровня освоенности объекта в серийном производстве?
11. Почему при разработке управленческого решения необходимо учитывать условия применения анализируемого объекта? (приведите свой пример)
12. В чем отличия процессов накопления и дисконтирования? (схема)
Тема 2
1. Почему необходимо изучать (особенно при разработке управленческих решений) законы диалектики, механизмы действия экономических законов, законов организации, научных подходов и принципов управления?
2. Каков механизм проявления закона зависимости между спросом и предложением?
3. С какой целью анализируется закон убывающей доходности?
4. Как проявляется закон эффекта масштаба производства?
5. В чем сущность закона экономия времени?
6. Каков механизм действия закона конкуренции?
7. В чем сущность закона композиции?
8. В чем сущность закона пропорциональности?
9. Как проявляется закон наименьших?
10. В чем сущность закона онтогенеза?
11. Что дает реализация закона синергии.
12. В чем сущность системного подхода?
13. Из каких элементов состоит воспроизводственно - эволюционный подход?
14. В чем сущность инновационного подхода?
15. В чем сущность маркетингового подхода?
16. Что такое эксклюзивный подход?
17. В чем сущность структурного подхода?
18. Как применяется нормативный подход?
19. Сущность делового подхода?
20. Принципы управления экономикой?
21. На основе каких принципов строятся структуры?
22. Принцип рационализации процессов.
Темя 3
1. Из каких этапов состоит процесс разработки управленческого
решения?
2. Технология разработки и принятия управленческого решения.
3. Классификация информации.
4. Основные методы экономико-математического моделирования, их достоинства и недостатки.
5. В форме каких документов оформляются управленческие решения?
6. Основные требования к оформлению документов.
7. Роль стандартизации в повышении качества документов.
8. Структура системы контроля реализации управленческого решения.
9. Роль мотивации в повышении эффективности управленческого
решения.
Тема 4
1 В чем отличия, анализа от синтеза?
2. Перечислите методы и приемы анализа.
3. Показатели ресурсоемкости.
4. Показатели эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств.
5. Показатели эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов.
6. Сущность и область применения ФСА.
7. Сущность балансового метода.
8. В чем особенности SWOT-анализа?
9. В чем особенности анализа финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности
Темя 5
1. В чем отличие прогноза от плана?
2. Цель и задачи прогнозирования.
3. Сущность принципов прогнозирования.
4. Источники информации для прогнозирования.
5.Область применения экспериментального метода прогнозирования.
6. В чем отличия экспертных методов прогнозирования от методов экстраполяции?
7. Какими параметрами оценивается качество ( приемлемость ) уравнения регрессии?
8. Сущность метода ранжирования факторов экспертной группой.
9. Сущность принципов организации работ по прогнозированию управленческого решения.
10. Какие требования предъявляются к организации работ по прогнозированию?
Тема 6
1. В чем разница понятий «экономия», «экономический эффект», «эффективность»? Примеры.
2. Принципы экономического обоснования.
3. Экономический эффект внедрения мероприятий по повышению качества «входа» системы.
4. Экономический эффект внедрения мероприятий по повышению качества «процесса» в системе.
5. Чем отличаются подходы к экономическому обоснованию мероприятии по повышению качества «входа», «процесса», «выхода» системы?
6. Экономический эффект внедрения мероприятий по повышению качества «выхода» системы.
7. Как определяется социальный эффект?
ЛИТЕРАТУРА
1. Антикризисное управление. Учебник/Подряд. Э.Н.Короткова-Н: ИНФРА-М.2000
2.Баканов МИ., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа' Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник - М: ИНФРА, 1996.
4. Захаров В.Н., Белых В.Н., Кожухарь В.И. Математические модели и методы решения оперативных задач. Учебное пособие. ГИИВТ, Горький, 1987.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело, 1996.
6.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (вторая редакция ).Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстрой России № ВК 477 от 21.08.1999, М: Экономика,2000.
7.Пьяных СМ. Экономико-математические методы оптимального планирования работы речного транспорта. Учебник для вузов водного транспорта. М. Транспорт. 1988.
8. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник, 6е изд., переработанное и дополненное, ИНФРА – Ь.2007.344с.
9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник - М,: 4е изд. Спб,: Питер, 2005.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. Учебник - М.: Экономика, 2005.