Проблемы занятости и воспроизводства рабочей силы в Украине
Процессы воспроизводства рабочей силы в Украине с начала 90-х годов XX века носят регрессивный характер. Если в развитых государствах мира происходит расширенное воспроизводство рабочей силы, а Китай даже вынужден законодательно его ограничивать, то в Украине происходит сужение уровня воспроизводства, обусловленное рядом факторов, среди которых основными являются следующие:
- ухудшение уровня профессиональной подготовки;
- деквалификация значительной части трудовых ресурсов из-за массовой безработицы;
- превышение уровня смертности над уровнем рождаемости;
- уменьшение средней продолжительности жизни;
- отток трудовых ресурсов за пределы государства;
- наличие сложностей в системе взаимоотношений: предприниматель — государство;
- низкое материальное обеспечение семей.
Резкая дифференциация доходов населения негативно влияет на воспроизводство рабочей силы. В Украине показатель имущественного положения населения ухудшается. Поэтому преодоление проблемы бедности, расширение численности среднего класса является первоочередной задачей для Украины на ближайшую и отдаленную перспективу.
№79.
Хозяйственный механизм —это совокупность организационных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы общественного воспроизводства. В политэкономии существует позиция, согласно которой, все экономические отношения подразделяются на общеэкономические и организационно-экономические отношения. Хозяйственный механизм характеризуется определенными функциями, среди которых: 1) оценочная функция; 2) организационно управленческая функция; 3) распределительная функция; 4) стимулирующая функция.
Хозяйственный механизм - это совокупность организационных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы общественного воспроизводства.
Хозяйственный механизм характеризуется определенными функциями, среди которых:
- оценочная функция, которая представляет собой исходную функцию, поскольку для выполнения всех других функций необходимо иметь достоверную информацию оценочного порядка о затратах и результатах по всем видам хозяйственной деятельности.
организационно-управленческая функция, которая является его главной и центральной функцией. Именно в этой функции находит выражение экономическая сущность хозяйственного механизма.
распределительная функция хозяйственного механизма, которая сводится к созданию, организации и использованию на всех уровнях хозяйствования денежных средств, с сопутствующим образованием целевых финансовых ресурсов, материальных ресурсов (от производственных фондов до земли и природных ресурсов), трудовых ресурсов, с учетом их квалификации.
стимулирующая функция, которая выражается в построении и функционировании систем, согласовывающих и направляющих на эффективное
- хозяйствование экономические интересы участников экономической деятельности через обеспечение соответствующего стимулирования.
-
№80
Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Высшая цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития народного хозяйства. Конкретными целями выступают укрепление денежной системы, воздействие на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование.
Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку. Это основной субъект кредитно-денежной политики. Не являясь, как правило, правительственным инструментом, банк выполняет целевые установки правительства. В то же время может придерживаться самостоятельного курса.
В комплексе задач, решаемых центральными банками, выделяют два направления. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом (в частности - это эмиссионная политика), так как устойчивая национальная валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление - влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, строящееся так, чтобы соответствующим образом обеспечить интересы государства.
Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
№81
Капитализм – общественно-экономическая формация, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров и услуг осуществляется посредством рыночных механизмов.
Капитализму свойственны: свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. Капитализм как социально-экономическая система тесно связан с общественно-политической системой государства и во многом предопределяет её.
В современной политэкономии основными признаками капитализма являются: частная собственность на средства производства, система наёмного труда, свобода предпринимательства и выбора, свободная конкуренция, прибыль, ограничение роли государства.
. Сущность и основные черты экономической системы капитализма
Капитализм — общественно-экономическая формация, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров и услуг осуществляется посредством рыночных механизмов. Капитализму свойственнь|: свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. Капитализм, будучи социально-экономической системой, тесно связан с общественно-политической системой государства и, во многом, предопределяет последнюю. Капитализм сменил феодально- крепостнический строй в конце средних веков, изменив при этом свой первоначальный облик. На начальном этапе капитализму была свойственна жесткая эксплуатация труда, стремление получить максимальную прибыль. На современном этапе развития цивилизации капитализм ориентируется на социальные цели, достижения научно-технического прогресса, опирается на достижение заинтересованности производителей результатами труда. В современной политической экономии основными признаками капитализма выступают: частная собственность на средства производства; система наемного труда; свобода предпринимательства и выбора; свободная конкуренция; прибыль; ограничение роли государства
В капиталистической системе свободной конкуренции материальные производственные ресурсы и значительные денежные средства пребывают в собственности капиталистов и капиталистических предприятий. Частная собственность позволяет капиталистам по своему усмотрению приобретать, контролировать материальные и финансовые ресурсы и распоряжаться ими. Система наемного труда является ключевым элементом капиталистической системы хозяйствования и предполагает вовлечение в процесс капиталистического производства товаров и услуг широкой категории населения, которое не имеет в своей собственности средств производства и финансовых ресурсов, достаточных для организации собственного бизнеса. Свобода предпринимательства и выбора имеет тесную связь с частной собственностью. Свобода предпринимательства означает, что при капитализме частные предприятия могут свободно покупать ресурсы (рабочую силу, средства производства, землю) организовывать процесс производства и реализации товаров или услуг по собственному усмотрению. Свободная конкуренция означает такой вид соревнования экономических субъектов, при котором товаропроизводители, не оказывают решающее влияние на рыночную цену, а дополнительный доход, полученный от реализации каждой дополнительной единицы, является рыночной ценой.
№ 82
Монополистический капитализм – это капитализм, в котором крупные предприятия и их союзы занимают господствующее положение на рынках, с целью получения монопольной прибыли. В условиях данного капитализма свободная конкуренция между сотнями предприятий уступает место господству немногих предприятий и их объединений , позволяющих сосредоточить значительную часть общественного богатства и производственных ресурсов.
Монопольная прибыль – прибыль, получаемая за счёт монопольного положения продавца на рынке, характеризуется высокой нормой прибыли.
В процессе перехода к формированию крупных предприятий и их объединений большая роль принадлежит активному использованию акционерной формы организации капитала. На базе акционерных обществ создаются основные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны. Концерны являются ведущей формой функционирования монополий.
Изменения, которые происходили в сфере производства под влиянием концентрации и централизации капитала, способствовали формированию финансово-монополистического капитала. Главной формой объединения которого является финансовая группа. Господство финансово промышленного капитала в рамках рыночной экономики выражает финансовая олигархия – капиталистическая элита, к которой принадлежит верхушка монополистической буржуазии.
№83
Существует три основных варианта смешанной экономики:
- консервативный, который предполагает ограниченное вмешательство государства в экономику с целью развития частного сектора и рыночных механизмов саморегулирования.
- либеральный, который предусматривает проведение важных институциональных и социальных реформ, рациональное взаимодействие частного и государственного секторов экономики, внедрение системы национального планирования, постепенную «социализацию» капиталистического общества.
- социал-реформистский вариант, который предусматривает оптимальное сочетание централизма и децентрализма, планирования и рынка, индивидуальных и коллективных форм собственности.
Смешанная экономика – это система, в которой органично сочетаются свободное предпринимательство и экономический контроль государства. Смешанная экономика характеризуется: взаимодействием государственной, коллективной, частной собственности и различных форм хозяйствования, гос регулированием нац экономики с целью стимулирования совокупного спроса и предложения, относительной устойчивостью и стабильностью развития на основе сбалансированности разнородных экономических интересов, способностью амортизации циклических колебаний, предупреждения глубоких экономических кризисов, обеспечения свободы и равенства субъектов хозяйствования.
№84
Смешанная экономика – система, в которой органичено сочетаются свободное предпринимательство и экономический контроль гос-ва. Гос-венная и частная собственность порождают формирование соответствующих секторов национальной экономики – гос-венного и частного.
На современном этапе существует различные национальные модели смешанной экономики: американская, немецкая, шведская, японская, которые отличаются как размерами так и соотношениями гос-венного и частного секторов в национ. экономике, так и структурой, а также методами гос-венного регулирования экономики. Разнообразие национ. моделей смешанной экономики определяется: конкретными формами реализации универсальных принципов функционирование смешанной экономики в виде гос-венного регулирования и рыночного саморегулирования; специфическими для каждого гос-ва условиями и формами формирования данного типа экономики.
Целью гос-венного регулирования в условиях смешанной экономики является повышение социально-экономической эффективности общественного производства, обеспечение экономического роста и социально-экономической стабильности экономики и общества.
Поэтому главными задачами гос-ва являются: 1.создание и совершенствование правовой основы функционирование экономики, создание «правил игры» для субъектов экономической деятельности: законов, норм, правил хоз-вования для всех субъектов экономики; контроль их выполнения; 2.поддержка конкуренции а антимонопольное регулирование с целью недопущения гос-ва на рынке одного субъекта хоз-вования и изменения механизма рыночного конкурентного ценообразования; 3.проведение политики макроэкономической стабилизации, структурного регулирования, недопущения экономических кризисов, обеспечение полной занятости, стабильности цен и денежного обращения, социально-экономического роста национ. экономики; 4.влияние на размещение ресурсов и перераспределения в условиях их ограниченности и стихийного рыночного распределения, которое обуславливает негативные социально-экономические последствия и возникновение проблемы национального их распределения; 5.перераспределение доходов с целью недопущения глубокой социальной поляризации общества и бедности значительных слоев населения, обеспечения социальной справедливости в обществе.
№85
Государственное регулирование ценообразования
Регулирующая деятельность государства в области ценообразования предполагает предупреждение монополизации рынка и сдерживание инфляции. Политика ценового регулирования в смешанной экономике осуществляется путем установления соответствующей системы ценообразования с учетом динамики инфляции, уровня конкуренции и монополизации производства, социальной политики. В условиях инфляции государство, в лице правительства, должно проводить жесткую политику сдерживания темпов роста цен. При небольшом уровне инфляции государство проводит политику либерализации цен, направленную на поддержку товаропроизводителей.
Ввиду этого, в качестве тактических направлений государственного регулирования ценообразования следует выделить [6]:
- осуществление регулирования ценообразования с учетом функционирования природных монополий, которые диктуют ценовые требования;
- обеспечение необходимого государственного контроля цен в зависимости от соотношения внутренних и мировых аналогов;
- обеспечение систематического контроля уровня цен на продукцию базовых отраслей (горнодобывающей, металлургической, химической);
контроль цен на продукцию, реализуемую торговопосредническими предприятиями;
- использование ценового механизма с целью стимулирования ресурсосбережения и производства экологически чистой продукции.
-
№86. Основные черты экономической системы социализма
Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, основанная на государственной собственности и государственном предпринимательстве, что позволяет поддерживать социальное равенство за счет перераспределения доходов государством Социализм - это система общественного устройства, при которой системно оказывается помощь нуждающимся, то есть существуют и соблюдаются нормы минимального материального обеспечения каждого гражданина.
Социализм — это идеология, которая возникла из-за желания, чтобы оплата за труд производилась именно по труду. В связи с этим была поддержана именно мелкой буржуазией, потому что именно только она жила за счёт своего труда при собственности на свой труд. Действительное получение материальных благ в обществе по труду может возникать только при условии частной собственности каждого члена общества на свой труд и соответственно на результаты своего труда, при общественной собственности на общественные средства производства, - в этом и есть суть социализма.
Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию.
№87
Экономика переходного типа представляемпромежуточный этап в развитии общества, характеризующий трансформацией экономической системы. Существенную роль в развитии экономической системы играет необратимость процессов реформирования, ибо сложившиеся ранее общественные стереотипы в ситуации возникновения определенных трудностей, вызывают желание вернуться к предыдущему этапу развития. В экономической науке существует достаточно много вариантов преобразования экономической системы. Использование того или иного варианта зависит от многих факторов, среди которых:национальные традиции; глубина экономических преобразований; последовательность осуществления мероприятий во времени; результативность как в долгосрочном так и в краткосрочном периодах. Содержание одной из них предусматривает постепенный эволюционный переход к рыночной экономике путем изменения потоков ресурсов. Гос-во играет активную роль в подготовительном периоде и при непосредственном осуществлении преобразований. Роль гос-ва заключается в постепенной замене составляющих командно-административной экономики на элементы рыночной экономики.
Концепция «шоковой терапии» по своему содержанию предусматривала осуществление кардинальных изменений в экономической системе, обеспечивающих быстрый переход к совершенной рыночной среде, которая развивается на основе рыночного равновесия.
Среди первоочередных задач трансформации экономики в переходной период следует выделить: реформирование отношений собственности путем создания условий, характерных для рыночной экономики; разгосударственные; приватизация основной массы гос-венной собственности; либерализация цен; макроэкономическая стабилизация; создание современной рыночной инфраструктуры; формирование системы социальной защиты населения.
Концепция «бархатная революция» характеризуется не только постепенной трансформацией, но и спокойным переходом от централизованного гос-венного регулирования к рыночному. Среди закономерностей развития экономики переходного типа следует отметить наличие бюджетного кризиса, связанного с изменением статуса гос-ва в экономике.
Трансформационный спад,который возникает вследствие отсутствия координации между субъектами хоз-венной деятельности.
Институциональная рыночная трансформация, целью которой является создание экономического механизма стимулирования эффективного функционирования всех субъектов хозяйствования и развитие институтов рынков. Заключается в возникновении, развитии и утверждение прав экономического поведения субъектов предпринимательства в рыночных условиях и ликвидации правил, присущих командно-административной системе хозяйствования.
№88