Проблемы занятости и воспроизводства рабочей силы в Украине

Процессы воспроизводства рабочей силы в Украине с начала 90-х годов XX века носят регрессивный характер. Если в развитых государ­ствах мира происходит расширенное воспроизводство рабочей силы, а Китай даже вынужден законодательно его ограничивать, то в Украине происходит сужение уровня воспроизводства, обусловленное рядом факторов, среди которых основными являются следующие:

- ухудшение уровня профессиональной подготовки;

- деквалификация значительной части трудовых ресурсов из-за массовой безработицы;

- превышение уровня смертности над уровнем рождаемости;

- уменьшение средней продолжительности жизни;

- отток трудовых ресурсов за пределы государства;

- наличие сложностей в системе взаимоотношений: предпринима­тель — государство;

- низкое материальное обеспечение семей.

Резкая дифференциация доходов населения негативно влияет на вос­производство рабочей силы. В Украине показатель имущественного по­ложения населения ухудшается. Поэтому преодоление проблемы бедно­сти, расширение численности среднего класса является первоочередной задачей для Украины на ближайшую и отдаленную перспективу.

№79.

Хозяйственный механизм —это совокупность организационных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы общественного воспроизводства. В политэкономии существует позиция, согласно которой, все экономические отношения подразделяются на общеэкономические и организационно-экономические отношения. Хозяйственный механизм характеризуется определенными функциями, среди которых: 1) оценочная функция; 2) организационно управленческая функция; 3) распределительная функция; 4) стимулирующая функция.

Хозяйственный механизм - это совокупность организационных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы общественного воспроизводства.

Хозяйственный механизм характеризуется определенными функ­циями, среди которых:

- оценочная функция, которая представляет собой исходную функцию, поскольку для выполнения всех других функций необходи­мо иметь достоверную информацию оценочного порядка о затратах и результатах по всем видам хозяйственной деятельности.

организационно-управленческая функция, которая является его главной и центральной функцией. Именно в этой функции нахо­дит выражение экономическая сущность хозяйственного механизма.

распределительная функция хозяйственного механизма, кото­рая сводится к созданию, организации и использованию на всех уров­нях хозяйствования денежных средств, с сопутствующим образованием целевых финансовых ресурсов, материальных ресурсов (от производ­ственных фондов до земли и природных ресурсов), трудовых ресурсов, с учетом их квалификации.

стимулирующая функция, которая выражается в построении и функционировании систем, согласовывающих и направляющих на эффек­тивное

- хозяйствование экономические интересы участников экономиче­ской деятельности через обеспечение соответствующего стимулирования.

-

№80

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Высшая цель этой политики - обеспечение равновесного и устойчивого развития народного хозяйства. Конкретными целями выступают укрепление денежной системы, воздействие на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование.

Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку. Это основной субъект кредитно-денежной политики. Не являясь, как правило, правительственным инструментом, банк выполняет целевые установки правительства. В то же время может придерживаться самостоятельного курса.

В комплексе задач, решаемых центральными банками, выделяют два направления. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом (в частности - это эмиссионная политика), так как устойчивая национальная валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление - влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, строящееся так, чтобы соответствующим образом обеспечить интересы государства.

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

№81

Капитализм – общественно-экономическая формация, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров и услуг осуществляется посредством рыночных механизмов.

Капитализму свойственны: свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. Капитализм как социально-экономическая система тесно связан с общественно-политической системой государства и во многом предопределяет её.

В современной политэкономии основными признаками капитализма являются: частная собственность на средства производства, система наёмного труда, свобода предпринимательства и выбора, свободная конкуренция, прибыль, ограничение роли государства.

. Сущность и основные черты экономической системы капитализма

Капитализм — общественно-экономическая формация, в кото­рой широко распространена частная собственность на факторы про­изводства, а распределение произведенного продукта, товаров и услуг осуществляется посредством рыночных механизмов. Капита­лизму свойственнь|: свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению при­были. Капитализм, будучи социально-экономической системой, тес­но связан с общественно-политической системой государства и, во многом, предопределяет последнюю. Капитализм сменил феодально- крепостнический строй в конце средних веков, изменив при этом свой первоначальный облик. На начальном этапе капитализму была свой­ственна жесткая эксплуатация труда, стремление получить максималь­ную прибыль. На современном этапе развития цивилизации капитализм ориентируется на социальные цели, достижения научно-технического прогресса, опирается на достижение заинтересованности производите­лей результатами труда. В современной политической экономии основ­ными признаками капитализма выступают: частная собственность на средства производства; система наемного труда; свобода предприни­мательства и выбора; свободная конкуренция; прибыль; ограничение роли государства

В капиталистической системе свободной конкуренции материаль­ные производственные ресурсы и значительные денежные средства пребывают в собственности капиталистов и капиталистических пред­приятий. Частная собственность позволяет капиталистам по своему усмотрению приобретать, контролировать материальные и финансо­вые ресурсы и распоряжаться ими. Система наемного труда является ключевым элементом капиталистической системы хозяйствования и предполагает вовлечение в процесс капиталистического производ­ства товаров и услуг широкой категории населения, которое не имеет в своей собственности средств производства и финансовых ресурсов, достаточных для организации собственного бизнеса. Свобода предпри­нимательства и выбора имеет тесную связь с частной собственностью. Свобода предпринимательства означает, что при капитализме частные предприятия могут свободно покупать ресурсы (рабочую силу, сред­ства производства, землю) организовывать процесс производства и ре­ализации товаров или услуг по собственному усмотрению. Свободная конкуренция означает такой вид соревнования экономических субъек­тов, при котором товаропроизводители, не оказывают решающее влия­ние на рыночную цену, а дополнительный доход, полученный от реа­лизации каждой дополнительной единицы, является рыночной ценой.

№ 82

Монополистический капитализм – это капитализм, в котором крупные предприятия и их союзы занимают господствующее положение на рынках, с целью получения монопольной прибыли. В условиях данного капитализма свободная конкуренция между сотнями предприятий уступает место господству немногих предприятий и их объединений , позволяющих сосредоточить значительную часть общественного богатства и производственных ресурсов.

Монопольная прибыль – прибыль, получаемая за счёт монопольного положения продавца на рынке, характеризуется высокой нормой прибыли.

В процессе перехода к формированию крупных предприятий и их объединений большая роль принадлежит активному использованию акционерной формы организации капитала. На базе акционерных обществ создаются основные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны. Концерны являются ведущей формой функционирования монополий.

Изменения, которые происходили в сфере производства под влиянием концентрации и централизации капитала, способствовали формированию финансово-монополистического капитала. Главной формой объединения которого является финансовая группа. Господство финансово промышленного капитала в рамках рыночной экономики выражает финансовая олигархия – капиталистическая элита, к которой принадлежит верхушка монополистической буржуазии.

№83

Существует три основных варианта смешанной экономики:

- консервативный, который предполагает ограниченное вмешательство государства в экономику с целью развития частного сектора и рыночных механизмов саморегулирования.

- либеральный, который предусматривает проведение важных институциональных и социальных реформ, рациональное взаимодействие частного и государственного секторов экономики, внедрение системы национального планирования, постепенную «социализацию» капиталистического общества.

- социал-реформистский вариант, который предусматривает оптимальное сочетание централизма и децентрализма, планирования и рынка, индивидуальных и коллективных форм собственности.

Смешанная экономика – это система, в которой органично сочетаются свободное предпринимательство и экономический контроль государства. Смешанная экономика характеризуется: взаимодействием государственной, коллективной, частной собственности и различных форм хозяйствования, гос регулированием нац экономики с целью стимулирования совокупного спроса и предложения, относительной устойчивостью и стабильностью развития на основе сбалансированности разнородных экономических интересов, способностью амортизации циклических колебаний, предупреждения глубоких экономических кризисов, обеспечения свободы и равенства субъектов хозяйствования.

№84

Смешанная экономика – система, в которой органичено сочетаются свободное предпринимательство и экономический контроль гос-ва. Гос-венная и частная собственность порождают формирование соответствующих секторов национальной экономики – гос-венного и частного.

На современном этапе существует различные национальные модели смешанной экономики: американская, немецкая, шведская, японская, которые отличаются как размерами так и соотношениями гос-венного и частного секторов в национ. экономике, так и структурой, а также методами гос-венного регулирования экономики. Разнообразие национ. моделей смешанной экономики определяется: конкретными формами реализации универсальных принципов функционирование смешанной экономики в виде гос-венного регулирования и рыночного саморегулирования; специфическими для каждого гос-ва условиями и формами формирования данного типа экономики.

Целью гос-венного регулирования в условиях смешанной экономики является повышение социально-экономической эффективности общественного производства, обеспечение экономического роста и социально-экономической стабильности экономики и общества.

Поэтому главными задачами гос-ва являются: 1.создание и совершенствование правовой основы функционирование экономики, создание «правил игры» для субъектов экономической деятельности: законов, норм, правил хоз-вования для всех субъектов экономики; контроль их выполнения; 2.поддержка конкуренции а антимонопольное регулирование с целью недопущения гос-ва на рынке одного субъекта хоз-вования и изменения механизма рыночного конкурентного ценообразования; 3.проведение политики макроэкономической стабилизации, структурного регулирования, недопущения экономических кризисов, обеспечение полной занятости, стабильности цен и денежного обращения, социально-экономического роста национ. экономики; 4.влияние на размещение ресурсов и перераспределения в условиях их ограниченности и стихийного рыночного распределения, которое обуславливает негативные социально-экономические последствия и возникновение проблемы национального их распределения; 5.перераспределение доходов с целью недопущения глубокой социальной поляризации общества и бедности значительных слоев населения, обеспечения социальной справедливости в обществе.

№85

Государственное регулирование ценообразования

Регулирующая деятельность государства в об­ласти ценообразования предполагает предупреждение монополизации рынка и сдерживание инфляции. Политика ценового регулирования в смешанной экономике осуществляется путем установления соответ­ствующей системы ценообразования с учетом динамики инфляции, уровня конкуренции и монополизации производства, социальной поли­тики. В условиях инфляции государство, в лице правительства, должно проводить жесткую политику сдерживания темпов роста цен. При не­большом уровне инфляции государство проводит политику либерали­зации цен, направленную на поддержку товаропроизводителей.

Ввиду этого, в качестве тактических направлений государственного регулирования ценообразования следует выделить [6]:

- осуществление регулирования ценообразования с учетом функцио­нирования природных монополий, которые диктуют ценовые требования;

- обеспечение необходимого государственного контроля цен в за­висимости от соотношения внутренних и мировых аналогов;

- обеспечение систематического контроля уровня цен на продукцию базовых отраслей (горнодобывающей, металлургической, химической);

контроль цен на продукцию, реализуемую торгово­посредническими предприятиями;

- использование ценового механизма с целью стимулирования ре­сурсосбережения и производства экологически чистой продукции.

-

№86. Основные черты экономической системы социализма

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, основанная на государственной собственности и государственном предпринимательстве, что позволяет поддерживать социальное равенство за счет перераспределения доходов государством Социализм - это система общественного устройства, при которой системно оказывается помощь нуждающимся, то есть существуют и соблюдаются нормы минимального материального обеспечения каждого гражданина.

Социализм — это идеология, которая возникла из-за желания, чтобы оплата за труд производилась именно по труду. В связи с этим была поддержана именно мелкой буржуазией, потому что именно только она жила за счёт своего труда при собственности на свой труд. Действительное получение материальных благ в обществе по труду может возникать только при условии частной собственности каждого члена общества на свой труд и соответственно на результаты своего труда, при общественной собственности на общественные средства производства, - в этом и есть суть социализма.

Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего слоя партийно-государственного аппарата, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию.

№87

Экономика переходного типа представляемпромежуточный этап в развитии общества, характеризующий трансформацией экономической системы. Существенную роль в развитии экономической системы играет необратимость процессов реформирования, ибо сложившиеся ранее общественные стереотипы в ситуации возникновения определенных трудностей, вызывают желание вернуться к предыдущему этапу развития. В экономической науке существует достаточно много вариантов преобразования экономической системы. Использование того или иного варианта зависит от многих факторов, среди которых:национальные традиции; глубина экономических преобразований; последовательность осуществления мероприятий во времени; результативность как в долгосрочном так и в краткосрочном периодах. Содержание одной из них предусматривает постепенный эволюционный переход к рыночной экономике путем изменения потоков ресурсов. Гос-во играет активную роль в подготовительном периоде и при непосредственном осуществлении преобразований. Роль гос-ва заключается в постепенной замене составляющих командно-административной экономики на элементы рыночной экономики.

Концепция «шоковой терапии» по своему содержанию предусматривала осуществление кардинальных изменений в экономической системе, обеспечивающих быстрый переход к совершенной рыночной среде, которая развивается на основе рыночного равновесия.

Среди первоочередных задач трансформации экономики в переходной период следует выделить: реформирование отношений собственности путем создания условий, характерных для рыночной экономики; разгосударственные; приватизация основной массы гос-венной собственности; либерализация цен; макроэкономическая стабилизация; создание современной рыночной инфраструктуры; формирование системы социальной защиты населения.

Концепция «бархатная революция» характеризуется не только постепенной трансформацией, но и спокойным переходом от централизованного гос-венного регулирования к рыночному. Среди закономерностей развития экономики переходного типа следует отметить наличие бюджетного кризиса, связанного с изменением статуса гос-ва в экономике.

Трансформационный спад,который возникает вследствие отсутствия координации между субъектами хоз-венной деятельности.

Институциональная рыночная трансформация, целью которой является создание экономического механизма стимулирования эффективного функционирования всех субъектов хозяйствования и развитие институтов рынков. Заключается в возникновении, развитии и утверждение прав экономического поведения субъектов предпринимательства в рыночных условиях и ликвидации правил, присущих командно-административной системе хозяйствования.

№88

Наши рекомендации