Распределительная логистика
Распределительная логистика – это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечение прибыли.
Распределительная логистика представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными и другими потоками в послепроизводственный период.
Функции распределительной логистики:
- планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
- управление товарными запасами;
- получение и эффективная обработка заказов;
- комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
- организация рациональной отгрузки;
- управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
- планирование, организация и управление логистическим сервисом.
Задачи распределительной логистики:
- оптимизация формирования портфеля заказов;
- заключение договоров с заказчиками на поставку продукции;
- обеспечение ритмичности и соблюдение планомерности реализации продукции;
- изучение и удовлетворение потребностей в логистическом сервисе;
- рационализация параметров, структуры и продвижения динамичных материальных потоков;
- оптимизация параметров и условий содержания запасов товарного характера;
- контроль над выполнением договорных обязательств с партнерами;
- формирование и совершенствование системы информационного обеспечения.
Принципы построения распределительной логистики:
- Координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя.
- Интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем.
- Адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей.
- Системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности.
- Комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей.
- Оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования.
- Рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.
Основные цели распределительной логистики:
- Максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей.
- Эффективное использование производственного аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей.
- Рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.
Для достижения этих целей необходимо придерживаться определенных правил:
Во-первых, следует иметь в виду, что ни результатов, ни ресурсов не существует внутри распределительной логистики, а только вне ее. Результатом сбытовой деятельности, а значит и распределительной логистики, является удовлетворение спроса покупателей и извлечение прибыли предприятием, которые зависят в первую очередь от покупателей. Распределительная логистика может в большей или меньшей степени повлиять на решение покупателя, но заставить его в условиях рыночной экономики покупать товар или услугу нельзя.
Во-вторых, результатов распределительной логистики можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем. T. е. предполагается оценка рыночных возможностей предприятия и максимальное использование его потенциальных преимуществ в процессе продвижения товаров и услуг на рынок.
В-третьих, для получения результатов распределительной логистики ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка, а не решение проблем. Решение заключается не в том, как снять ту или иную проблему, а в том, на каких направлениях сбытовой политики сконцентрировать ресурсы предприятия.
В-четвертых, высоких результатов распределительной логистики можно достичь путем подлинного лидерства на рынке, учитывая законы рынка и потребности потребителей.
В-пятых, не стоит останавливаться на достигнутом. Общая тенденция распределительной логистики, если не предпринимать дополнительных усилий, ‑ эта тенденция к саморазрушению. Поэтому центральной проблемой является постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок.
В-шестых, как правило, распределительная логистика, предоставленная сама себе, почти всегда функционирует неверно.
Каналы товародвижения– совокупность различных организаций и отдельных лиц (потребителей), связанных с передвижением и обменом товаров.
Виды каналов товародвижения:
- прямой канал товародвижения (продвижение товара на основе прямых хозяйственных взаимоотношений с потребителями);
- косвенный или эшелонированный (обязательно присутствует косвенный участник – посредник);
- смешанный (гибкий) (сочетает функции первых двух).
Функции каналов товародвижения:
- проводят маркетинговые исследования;
- сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
- определяют условия закупки и продажи продукции (по факту, предоплата, консигнации);
- стимулируют сбыт;
- налаживают и поддерживают контакты с постоянными покупателями;
- согласуют цены.
Уровень распределения логистического потока– это любой торговый посредник – участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.
Выбор канала дистрибуции напрямую зависит от категории товара и его жизненного цикла. Грамотно выстроенный канал дистрибуции не только предоставляет клиентам информацию о продукте, облегчая процесс выбора, но и обеспечивает наличие товара в определенном месте в определенное время, поддерживая соответствующий уровень сервиса. Зачастую именно благодаря послепродажному сервису (доставка, монтаж, ремонт), который обеспечивает канал дистрибуции, формируется товарный спрос на рынке, влияющий на уровень продаж. Поэтому выбор канала дистрибуции тесно связан с такими характеристиками продукта, как вид, цена, размер, физико-химические свойства, ширина и глубина ассортиментной линии, необходимая частота закупок. Эти характеристики непосредственно влияют на условия складирования, транспортировку, размещение в магазине и являются решающими не только для покупателей (клиентов), но и для логистов.