Формирование рабочей группы

Практически любая работа редко осуществляется в одиночку; у большинства из нас есть коллеги, чьи характеры и желания мы должны научиться понимать, потому что находимся в тесном кон­такте с ними. Когда мы работаем с кем-либо, мало простого пони­мания этого человека, требуется некоторым образом скорректиро­вать свое поведение, чтобы наши действия были приемлемы в пер­вую очередь для тех, с кем мы работаем, а не только лично для нас.

После того как люди проработали вместе длительное время, взаимное приспособление и корректировка их поведения превра­щаются уже в общепринятую норму, вырабатываются одинаковые взгляды и зачастую определенные правила и порядки становятся почти обязательными. Таким образом, с этого момента группа ин­дивидуумов трансформируется в рабочую группу, которая представ­ляет собой специальный тип социальной группы.

Группа — это коллектив из двух и более человек, имеющий об­щие цели. Рабочие группы могут создаваться руководством для вы­полнения конкретных функций или могут образовываться само­стоятельно. Формирование рабочей группы в процессе работы есть естественное следствие разделения труда и важное средство осуще­ствления индивидуальных социальных потребностей. Рабочие груп­пы могут быть первичными и вторичными, официальными (фор­мальными) и неформальными. Первичная группа состоит из участ­ников, которые находятся в непосредственном контакте друг с дру­гом. Вторичные группы крупнее по размеру, менее личностны и характеризуются нехваткой немедленных прямых контактов между их участниками. Примером первичной группы могут служить не­большие отделы в пределах компании, команды проектантов, спор­тивные команды или другие основанные на прямых контактах раз­влекательные (оздоровительные) ассоциации. Вторичными группа-

70 Основы управления человеческими ресурсами

ми могут быть фабрики, общины, линии конвейерной сборки, в пределах которых рабочие не вступают в личные контакты друг с другом, а также территориальные отделения компании. Эти группы, как правило, менее прочны и связанны, чем первичные, хотя для них также характерно личное взаимодействие участников. Первич­ные группы характеризуются быстрыми и прямыми контактами. Участие в них часто обеспечивает социальную и психологическую взаимную поддержку участников в периоды стрессов.

Официальные и неформальные группы

Официальные группы создаются руководством для конкретной, зара­нее определенной цели. Руководство подбирает участников группы, руководителей и задает методы работы. Официальная группа может быть определена с точки зрения ее задачи, функций, места в преде­лах управленческой иерархии (например, члены совета директоров) или с точки зрения продолжительности работы в компании (рабо­чие-ветераны могут получать привилегии, недоступные другим и вследствие этого составлять отдельно идентифицируемую группу). Официальные группы характеризуются высокой степенью вовлече­ния руководства в координацию их деятельности, контроль и опре­деление характера предпринимаемых ими действий. При этом струк­тура группы заранее четко определена, задачи точно расписаны.

Неформальная группа может образоваться без всякого участия руководства. Она создается людьми, которые ощущают общность интересов. Участники такой группы самоорганизуются и вырабаты­вают разделяемое всеми отношение друг к другу и к общей цели. Как правило, именно неформальная группа фактически определяет, какой объем работы выполнен.

Цели неформальной группы, которая сформировалась в пределах организации, могут совпадать с целями руководства, но это не обяза­тельно так. Неформальные группы могут образовываться непосредст­венно для противодействия намерениям руководства. Официальные группы создаются для удовлетворения потребностей организации;

неформальные группы возникают для удовлетворения потребностей их индивидуальных участников. Руководство должно осознавать важ­ность неформальных групп для производительности организации и их потенциальную способность разрушать планы организации.

Групповые нормы

Групповые нормы — это разделяемые всеми участниками груп­пы взгляды на то, как следует действовать, или общие позиция,

3. Группы71

чувства, вера. Нормы могут касаться производственных методов, объ­ема работы, который следует выполнить, степени готовности (энту­зиазма) при выполнении работы, качества результирующего про­дукта, отношений с руководством (и профсоюзами), того, как сле­дует обращаться с различными людьми, а также целого спектра прочих проблем. Групповые нормы имеют особую важность при определении отношения работников к переменам, поскольку нор­мы могут затруднить или облегчить сопротивление внедрению но­вых идей и методов.

Когда возникают групповые нормы, индивидуумы начинают вести себя в соответствии с тем, чего ожидают от них другие участ­ники группы. Изначально новичок в группе будет ощущать себя изолированным и незащищенным и поэтому будет стремиться ус­воить установленные в этой группе нормы, которые послужат ему руководством в поведении в пределах группы. Таким образом, нор­мы создают основу для интеграции новичка в группу и по этой причине с готовностью принимаются им.

Работа Элтона Мэйо

Впервые важность рабочих групп была четко показана Э. Мэйо (Е. Мауо)1 и его коллегами в рамках подробного исследования по­ведения рабочих на предприятии Западной Электрической компа­нии в Хоторне близ Чикаго между 1924 и 1932 г.

Руководство компании обратилось к Мэйо, поскольку полагало, что объем производства на предприятии слишком низок. Сначала Мэйо провел эксперимент с освещением рабочих мест, руководству­ясь общеизвестным мнением, что если физические условия труда и заработная плата адекватны, ничто не мешает рабочим хорошо вы­полнять свою работу. Озадачил результат эксперимента: объем про­изводства увеличивался даже при ухудшении освещения. Поскольку Мэйо было затруднительно делать выводы о поведении работников большого подразделения при изменении физических условий рабо­ты, он поместил пять женщин-операторов в отдельное помещение, чтобы облегчить наблюдение и контроль за их поведением.

Наши рекомендации