Критерии качества информации управленского учета. Способы поддержания качества управленческой информации
Критерии оценки качества управленческих решений должны позволять заблаговременно устранять, выявлять недостатки и доводить качество решения к моменту его принятия до требуемого уровня, поскольку в отличие от оценки качества продукции отсутствует возможность ожидания окончания производственного процесса для отделения, например, годной продукции от брака. Принимаемое управленческое решение должно быть заведомо "годным" ( качестве иным). Таким образом, при оценке качества управленческих решений взамен схемы "работа - контроль качества итогового результата производства", характерной для создания товарной продукции, должна быть реализована схема "разработка управленческого решения - поэтапная оценка
Информация по управлению качеством подразделяется на:
■ переменную, содержащую переменные сведения, связанные с оперативным управлением качеством и текущей производственно-хозяйственной деятельностью, включая информацию об отклонениях в процессах управления, уровнях дефектности, брака, качества труда и др.
■ условно-постоянную, включающую фундаментальную информацию, постоянно используемую при управлении качеством.
В крупных организациях рекомендуется использовать автоматизированные информационные подсистемы управления качеством. При этом, информацию следует представлять как в печатном варианте, так и на электронных носителях. Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности систематизированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели.
Основные требования, предъявляемые к информации 1. Уместность информации, предполагает, что она должна относиться только к качеству товаров или услуг и позволять принимать своевременные решения по управлению качеством. Уместность определяется содержанием, существенностью и своевременностью информации.
2. Ясность означает то, что информация о качестве должна быть доступной для понимания ее пользователя. Это не исключает при необходимости представления достаточно сложной информации.
3. Одноразовость ввода представляет собой требование только одного введения информации по управлению качеством в банк данных с дальнейшим многоразовым использованием, что позволит снизить ее неоднозначность за счет уменьшения вероятности совершения ошибок при многократном вводе информации.
4. Надежность информации предполагает полное исключение ошибок. При этом информация должна достоверно, полно и беспристрастно отражать возможное и действительное качество продукции и состояние всех процессов управления качеством.
Место возникновения затрат. Центр затрат. Учет затрат на производство.
Места возникновения затрат (МВЗ, далее места затрат) представляют собой разграниченные зоны ответственности в масштабах всего предприятия, для которых могут быть рассчитаны затраты с целью их отнесения к соответствующим носителям.
Исходя из задач расчета затрат по местам возникновения, можно сформулировать следующие принципы создания мест затрат:
* для каждого места затрат должны быть определены точные базовые величины, указывающие на источник возникновения затрат;
* каждое место затрат должно быть самостоятельной зоной ответственности, чтобы можно было подсчитать его экономическую эффективность;
* согласно принципу экономической эффективности, каждое место затрат должно быть создано таким образом, чтобы все документально подтвержденные затраты легко поддавались учету.
Структура мест затрат, в которой учтены вышеперечисленные принципы, может иметь следующий вид:
1. Общие места вознкновения затрат.
2. Вспомогательные места производственных затрат.
Центр затрат (ЦЗ) представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т. п. Центры затрат могут входить в состав других центров ответственности или существовать обособленно. Центры затрат обычно не измеряют и не фиксируют результаты своей деятельности.
Классификация затрат на производство
Экономически обоснованная классификация производственных затрат является основой организации учета производственной деятельности. Существуют следующие группировки затрат на производство:
1) по составу - одноэлементные и комплексные;
2) по видам - элементы расходов и статьи калькуляции;
3) по назначению - основные и накладные;
4) по отношению к объему производства – постоянные и переменные;
5) по способу отнесения на себестоимость – прямые и косвенные;
6) по характеру затрат - производственные и внепроизводственные;
7) по степени охвата планом - планируемые непланируемые.