Производительность труда и пути её повышения
Важнейшим показателем эффективности производства является показатель производительности труда.
В производстве любого продукта учитывается живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в самом процессе производства данного продукта, и труд прошлый, затраченный, как правило, другими работниками на предыдущих стадиях производства и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии и т.д.
Производительность индивидуального труда – это результативность живого труда как отдельного работника, так и коллектива работников.
Производительность общественного труда – это результативность живого и овеществленного труда, отражающая полные затраты труда в сфере материального производства.
По мере развития производства живой труд становится все более и более продуктивным за счет того, что он приводит в действие все большую массу овеществленного труда.
Повышение производительности труда во многом предопределяет изменение всех качественных показателей, характеризующих эффективность производства – материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность и др.
Для измерения и планирования производительности труда необходимы количественные характеристики данного экономического явления.
Показатель производительности общественного труда на уровне страны рассчитывается как отношение размера национального дохода к численности занятых в отраслях материального производства:
Побщ =
Производительность общественного труда планируется и учитывается в целом по народному хозяйству.
По отдельным министерствам, ведомствам, предприятиям, структурным подразделениям, отдельным работникам исчисляется выработка и трудоемкость – показатели индивидуальной производительности труда, отражающей затраты только живого труда.
Выработка представляет собой объем работ, выполненный в единицу рабочего времени одним рабочим или коллективом.
Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции.
Выработка считается прямым показателем производительности труда, а трудоемкость – обратным.
Выработка – наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда почти во всех отраслях народного хозяйства.
В зависимости от того, в каких единицах измеряется выполненная работа, на автомобильном транспорте различают следующие методы измерения производительности труда: натуральный; условно-натуральный; трудовой; стоимостный.
Наиболее наглядным и убедительным методом измерения производительности труда является натуральный метод, при котором выработка измеряется в натуральных единицах: т, ткм, пассажиры, пассажиро-километры, часы, платные км пробега и т.д.
Но этот метод в чистом виде применяется только тогда, когда на том или ином предприятии стабильно осуществляется перевозка одних и тех же грузов или пассажиров в сложившихся условиях и на равное расстояние.
На большинстве предприятий выполняются различные виды перевозок. В этих случаях выработка может определяться при помощи условно-натуральных показателей. В качестве условно натурального показателя обычно избирается один из натуральных показателей, как правило, профилирующий, наиболее часто встречающийся.
Этот показатель принимается за единицу и к нему приравниваются другие показатели через переводные коэффициенты.
Переводные коэффициенты для перерасчета различных показателей в условно- натуральные единицы могут рассчитываться на различной основе. Но наиболее правильным является соизмерение по трудоемкости.
На автомобильном транспорте за профилирующий показатель принят ткм.
Таким образом, натуральные ткм переводят в приведенные ткм с помощью коэффициента, равного 1.
Тогда
1 т груза = 3÷10 пр. ткм,
1 пасс. – км = 0,25÷0,40 пр. ткм,
1 платный км пробега по легковым автомобилям – такси = 4 пр. ткм и т.д.
Условно-натуральный метод измерения производительности труда имеет свои недостатки, связанные в первую очередь с тем, что довольно сложно точно определить значения переводных коэффициентов.
В производственных подразделениях предприятий широко используется трудовой метод, при котором объем производственной деятельности может измеряться через ее трудоемкость.
Этим методом определяется выработка на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, а также в цехах при выпуске разнородной продукции, наличии незавершенной продукции, т.е. когда выработку нельзя измерить ни в натуральных единицах, ни в денежном выражении.
При неизменных нормах расчет выработки в нормо-часах достаточно точно характеризует изменение производительности труда.
Однако нормы систематически пересматриваются и, кроме того, на предприятиях обычно нормируется труд только рабочих, да и то далеко не всех.
В связи с этим трудовой метод не приемлем для определения выработки других категорий работников предприятий.
Наибольшее распространение для оценки уровня производительности труда получил стоимостный метод, когда выработка рассчитывается в денежном выражении.
Крупным недостатком этого метода является его зависимость от применяемых цен и тарифов, которые в нашей стране не всегда оправданы.
Планирование производительности труда сводится к тому, чтобы обосновать возможный ее рост и уровень в плановом периоде.
Расчет роста производительности труда производится по факторам.
Факторы роста производительности труда на АТП. Всю совокупность факторов, влияющих на рост производительности труда, можно подразделить на четыре группы:
1. Совершенствование материально – технической базы:
- реконструкция и техническое перевооружение;
- обновление и модернизация подвижного состава;
- совершенствование структуры парка;
- повышение уровня механизации П-Р работ;
- дальнейшее развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта;
- повышение качества эксплуатационных материалов, шин;
- улучшение состояния и развития сети дорог.
2. Совершенствование транспортного процесса и организации производства:
- улучшение организации и технологии перевозок грузов и пассажиров;
- более широкое применение контейнеров и поддонов;
- повышение уровня использования прицепов;
- совершенствование планирования и дальнейшее развитие специализации и концентрации;
- более широкое применение АСУ.
3. Совершенствование управления и организации труда:
- совершенствование системы управления;
- совершенствование методов организации труда;
- повышение трудовой дисциплины, сокращение потерь рабочего времени;
- совершенствование системы материального и морального стимулирования.
4. Прочие факторы:
- повышение квалификации и культурно-технического уровня работников;
- организация безопасности движения;
- улучшение социальных условий и т.д.
Влияние отдельных факторов на рост производительности труда в плане предприятия определяется путем подсчета относительной экономии рабочей силы.
Возможное относительное уменьшение рабочей силы по каждому фактору выявляется как разница между затратами труда на плановый объем производства при прежних и новых условиях работы.