Сухие желатиновые бромсеребряные слои
Мокрый коллодионный процесс (1846—1854)
1846г. Марк Антуан(Франция). Приготовление коллодия: раствора пироксилина в смеси этилового спирта и диэтилового эфира.
1850г. Густав Ле Грей(Франция) первый указал на возможность применения коллодия в фотографии.
1851г. Скотт Арчер(Англия) сообщил в журнальной статье о мокром коллодионном способе с применением для проявления пирогалловой кислоты или железного проявителя.
1853г. Во французскую Академию наук фирмой «Walffet Co» представлено описание способа получения позитивного изображения под названием «паннотипия».
1854г. Для сохранения коллодионной пластинки во влажном состоянии более продолжительное время было предложено, с одной стороны, введение в слой гигроскопических солей — Джон Шпиллери Уильям Крукс (Англия) и с другой — применение меда и глюкозы — Сесил Шедболт и Максвелл Лейт(Англия).
Сущность процесса:
1) Используют коллодий – нитроклетчатка в смеси спирта и эфира. Коллодий поливают на пластинку. Он теряет текучесть, когда испаряются пары эфира, и остаётся на пластинке.
2) Купают пластинку в растворах йодистого калия и азотнокислого серебра.
3) Экспонируют и проявляют в проявителе: соль сернокислого закисного железа – пирогаллол.
Преимущества:
1) Высокая чувствительность
2) Изображение более высокого качества.
3) Дешевизна.
4) Благодаря стеклянной подложке более лёгкая печать с негатива.
Недостатки:
1)Пластики надо было изготовлять непосредственно перед съёмкой.
2)Обработку экспонированного изображения надо было проводить сразу, пока коллодий не высох.
3) Быстрое высыхание слоя приводило к его непроницаемости.
Сухой коллодионный процесс (1854—1862)
1854г. Описаны опыты Антуана Годэнао способе изготовления сухих коллодионных пластинок.
1855г. Топено (Франция) разработал стойкие сухие коллодионные пластинки. Обычные очувствленные пластинки покрывали альбумином и высушивали, а затем снова обрабатывали раствором азотнокислого серебра и в сухом виде сохраняли несколько недель.
1856г. Ричард Хилл Норрис(Англия) получил английский патент на сухие, хорошо сохраняющиеся пластинки: мокрые коллодионные пластинки покрывали слоем желатины или гуммиарабика и высушивали. В Англии же было впервые организовано их фабричное производство.
1861г. Расселл (Англия) предложил новый способ (танниновый) изготовления сухих коллодионных пластинок: мокрые коллодионные пластинки тщательно промывали, покрывали раствором таннина и высушивали.
1862г. Антони(США) применил газообразный аммиак для повышения светочувствительности танниновых пластинок.
Отличия от мокрого коллодионного процесса:
В слой коллодия вводились гигроскопичные вещества– соли лития, магния. Они позволяли проникать влаге в высохший слой коллодия.
Преимущества – можно обрабатывать не сразу.
Недостатки – уменьшение резкости и светочувствительности.
Коллодионные эмульсии (1853—1875)
1853 г. Годэнуказал впервые на возможность изготовления негативных и позитивных коллодионных эмульсий, наносимых на стекло и бумагу; он указал также на возможность применения желатины в качестве связующей среды.
1864 г. Сейси Болтон (Англия) изобрели и описали бромосеребряную коллодионную эмульсию с предварительным осаждением бромистого серебра и его диспергированием в растворе коллодия.
1872 г. Стюарт Уортлей(Англия) предложил для лучшего хранения вводить в коллодионную эмульсию гуммиарабик и галловую кислоту.
1874 г. Болтон(Англия) рекомендовал промывание коллодионной эмульсии для удаления растворимых солей.
1875 г. Кэнон Бичи(Англия) описал способ применения бромосеребряных коллодионных эмульсий с введением для лучшей сохранности пирогалловой кислоты, однако такие слои значительно уступали по светочувствительности мокрым эллодионным пластинкам, поэтому были пригодны только для пейзажных съемок.
1875 г. Варнерке Лев Викентьевичразработал бромосеребряные коллодионные съемные слои на бумаге для роликовых кассет.
Сухие желатиновые бромсеребряные слои
В 1871 году доктор Ричард Лич Мэддокс(1816-1902) из Англии предложил для изготовления «светочувствительной жидкости» применять желатин — белок, получаемый из кожи и костей крупного рогатого скота, быстро набухающий в воде и проницаемый для различных водных растворов. При нагреве он плавится, а после охлаждения снова студенится. В мягком режиме сушки образует пленки, хорошо набухающие в холодной воде.
Р. Меддокс случайно открыл, что если в подогретые желатиновые растворы сначала ввести нитрат серебра, а затем добавить бромид или йодид калия, то приготовленные «светочувствительные жидкости», в фототехнологии называемые «фотографическими эмульсиями», приобретают светочувствительность многократно выше, по сравнению с известными до сих пор светочувствительными системами.
Эмульсиями называют системы, где дисперсионная среда и дисперсная фаза присутствуют в виде жидкостей. Системы, содержащие твердую дисперсную фазу (кристаллы галогенида серебра), и дисперсионную среду в жидком состоянии называют суспензиями. Причем, в случае, если желатиновый раствор с образовавшимися микрокристаллами галогенида серебра некоторое время нагревать, то светочувствительность слоя эмульсии возрастает в тысячи раз.
Такое случайно обнаруженное ценное свойство желатина привело в результате к тому, что до настоящего времени все фотоэмульсии приготавливаются преимущественно на основе желатина. Открытие желатина стало большим шагом в развитии фотографии, создав широкую базу для промышленного производства фотоматериалов.
Спектральная сенсибилизация— повышение светочувствительности фотоматериала введением химических веществ в фотоэмульсию на этапе изготовления, или повышение светочувствительности готового фотоматериала.
Следующим важным шагом, открывшим новые возможности фотографии, стало открытие химика Германа Вильгельма Фогеля(Германия, 1834-1896) обнаружившего в 1873 году, что введение в галогенсеребряные эмульсии некоторых красителей вызывает расширение светочувствительности галогенидов серебра из фиолетовой к длинноволновой области светового излучения.
Это явление было названо оптической или спектральной сенсибилизацией, обеспечив прогресс цветной фотографии. Наряду с совершенствованием фотоэмульсий шли работы по поиску новых подложек светочувствительных эмульсионных слоев.
Все негативные материалы до 80-х годов 19-го века готовили только на стеклянных подложках, что создавало большие трудности в полевых условиях.