Специализация сельскохозяйственного производства, понятие, виды, показатели, характеризующие ее уровень
Специализациясельского хозяйства как форма общественного разделения труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдельной стадии в производстве готового продукта. Специализация - объективный, динамичный процесс, обусловленный прежде всего развитием производительных сил сельского хозяйства.
Специализация сельскохозяйственного производства имеет отличительные черты, обусловленные особенностями отрасли. В сельском хозяйстве разделение труда не может быть таким глубоким, как в промышленности, где наряду со специализацией производства отдельных видов продукции осуществляется разделение труда по технологическим процессам, выпуску частей или деталей. Производство лишь немногих продуктов может быть выделено в качестве совершенно самостоятельного, сосредоточенного на узкоспециализированных предприятиях. Это птицефабрики, животноводческие откормочные комплексы по производству свинины и говядины, тепличные комбинаты, виноградарские и садоводческие хозяйства.
Зависимость результатов сельскохозяйственного производства от климатических и почвенных условий вызывает необходимость географического разделения труда.
В сельском хозяйстве различают следующие формы специализации: зональную, внутриотраслевую, хозяйственную, внутрихозяйственную.
Зональная специализация - это географическое разделение труда. Она отражает территориальное размещение сельского хозяйства. Крупные территории (экономические районы, республики, области) специализируются на производстве тех видов продукции, для которых имеются наиболее благоприятные природно-климатические условия.
Внутриотраслевая специализацияоснована на расчленении технологического цикла на элементы и закреплении их за разными предприятиями, например племенные, репродукторные и откормочные хозяйства в свиноводстве.
Хозяйственная специализацияпредставляет собой общественное разделение труда между сельскохозяйственными товаропроизводителями. В условиях рынка хозяйства специализируются на производстве экономически выгодной продукции.
Внутрихозяйственная специализация - это общественное разделение труда внутри хозяйственных подразделений (отделений, бригад, ферм). Производственное подразделение специализируется на производстве одного или нескольких видов продукции с учетом имеющихся производственных ресурсов.
Специализация обусловливает производственное направление хозяйства, которое определяется главной или основными отраслями (садоводческое, зерново-скотоводческое). Производственное направление предприятия устанавливают по структуре товарной продукции за последние три года.
Внутрихозяйственная специализация характеризуется структурой валовой продукции сельского хозяйства. С целью рационального использования земельных, материальных и трудовых ресурсов в хозяйствах получают развитие несколько отраслей. По экономическому значению отрасли сельского хозяйстваподразделяют на основные и дополнительные.
Под основными отраслями понимают отрасли, играющие наиболее важную роль в экономике хозяйства и имеющие наибольшую долю в товарной продукции. Среди них может выделяться главная отрасль, на долю которой в структуре товарной продукции приходится более 50 %.
Дополнительные отрасли, как и основные, являются товарными, но они имеют меньшее значение в экономике хозяйства, подчинены развитию основных отраслей. Они позволяют более эффективно использовать имеющиеся производственные ресурсы и получать дополнительный доход.
Кроме сельскохозяйственных отраслей на сельскохозяйственных предприятиях имеются вспомогательные производства (ремонтные мастерские, водо- и энергоснабжение и т. д.) и подсобные производства (цехи по переработке сельскохозяйственной продукции, производству стройматериалов, тары и т. д.).
К специализированным относят предприятия с главной отраслью, на долю которой приходится свыше 50 % всей товарной продукции сельского хозяйства, а также предприятия, имеющие две основные отрасли, каждая из которых составляет не менее 25 %. Сельскохозяйственные предприятия, имеющие три и более основных отраслей, относят к многоотраслевым (неспециализированным).
Уровень специализации (Ус) определяется долей главной (основной) отрасли в структуре товарной продукции, %:
*100
где ТПГ - стоимость товарной продукции главной (основной) отрасли, руб.; ТП - стоимость товарной продукции сельского хозяйства, руб.
Другим показателем, характеризующим специализацию хозяйства, является коэффициент специализации (Кс):
где У -доля товарной продукции отдельных отраслей; I- порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.
Коэффициент менее 0,2 означает низкий уровень специализации, от 0,2 до 0,4 - средний, от 0,4 до 0,6 - высокий, свыше 0,6 - глубокую специализацию.
Углубление специализации может осуществляться за счет:
· сокращения числа товарных отраслей;
· увеличения объема производства продукции главной (основной) отрасли на основе интенсификации;
· увеличения товарности главной (основной) отрасли.
Специализация сельского хозяйства имеет большое экономическое значение: во-первых, способствует концентрации материальных и финансовых ресурсов на производстве конкурентоспособной продукции; во-вторых, создает благоприятные условия для научно-технического прогресса, перевода отрасли на индустриальный путь развития; в-третьих, позволяет совершенствовать формы организации труда; в-четвертых, способствует повышению экономической эффективности производства.
Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий предполагает не только специализацию производства, но и его диверсификацию, которая означает объединение в рамках предприятия (фирмы, ассоциации и т.д.) производств, относящихся к разным отраслям народного хозяйства. Различают диверсификацию производства и диверсификацию продукции.
Диверсификация производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производств, расширение ассортимента производимой продукции.
Диверсификация продукции - это увеличение числа модификаций одного и того же товара. Реальная диверсификация направлена на удовлетворение тех или иных требований отдельных потребителей. Однако существует и мнимая диверсификация продукции, когда качественные характеристики товара остаются неизменными, а меняются только его дизайн и упаковка, но на рынке данный товар предлагается как новый, по более высокой цене. Диверсификация продукции используется на рынках со стабильным спросом и предложением и жесткой конкуренцией.