Общие требования, структура и оформление отчета по производственной практике
Результаты практики студент обобщает в виде письменного отчета. Отчет по практике является основным документом студента, отражающим выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания.
Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предприятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления предприятия, задач и функций различных отделов и т.д.
Отчет должен быть оформлен на рабочем месте и полностью завершен к моменту окончания практики. Основой отчета являются самостоятельно выполняемые работы студентом в соответствии с программой практики.
В отчете описывается методика проведения исследований, отражаются результаты выполнения индивидуального задания, полученного от руководителя. В заключение отчета приводятся краткие выводы о результатах практики, предлагаются рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия.
Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой материал необходимо оформлять в виде таблиц. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформлены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.
В отчете должно быть отражено:
- название, организационно-правовая форма, вид деятельности организации (отраслевая принадлежность, производимая или реализуемая продукция, оказываемые услуги);
- законодательные и нормативные документы, регулирующие деятельность организации (Гражданский Кодек РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью и др.);
- структура управления предприятием (организацией);
- производственная структура предприятия (организации);
- функционально-должностные обязанности студента-практиканта;
- информация об основных контрагентах предприятия (организации);
- основные методики, используемые для расчета технико-экономических или финансовых показателей деятельности предприятия (организации);
- показатели, характеризующие все стороны деятельности предприятия (организации): операционную, финансовую, инвестиционную деятельность;
- показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия (организации): имущественный потенциал, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость, кредитоспособность, инвестиционная привлекательность;
- прогнозные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) на предстоящий период.
Материал в отчете представляется в следующей последовательности:
- титульный лист;
- содержание отчета;
- отчет о выполнении производственной программы практики по отдельным разделам;
- приложения.
Изложение материалов в отчете должно быть последовательно, лаконично, логически связано. Отчет выполняется на компьютере одной стороне листа А-4. Таблицы и схемы могут быть выполнены на листах иного формата, но должны быть аккуратно сложены по формату А-4.
Отчет может состоять из двух частей: основной и приложений. Объем основной части отчета составляет 25-30 страниц текста. Вторая часть представляет собой приложения к отчету и может включать схемы, графики, таблицы, штатное расписание, бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации, производственные планы и т.д.
Основная часть и приложения к отчету нумеруются сплошной нумерацией. Титульный лист не нумеруется.
Титульный лист отчета оформляется по единой форме, представленной в Приложении 3.
Допускается использование цветных рисунков, схем и диаграмм.
Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства, печатается через 1,5 интервала. Сверху страницы делается 20 мм, слева – 30 мм, справа 15 мм, снизу 20 мм. Абзацные отступы должны быть равны 1,25 см.
Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
Текст должен быть разделен на разделы и подразделы (заголовки 1-го и 2-го уровней), в случае необходимости – пункты, подпункты (заголовки 3-го и 4-го уровней). Все заголовки иерархически нумеруются. Номер помещается перед названием, после каждой группы цифр ставится точка. В конце заголовка точка не ставится.
Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы. Переносы в заголовках не допускаются.
Заголовки следует отделять от окружающего текста промежутком размером не менее чем в 15 мм снизу и 30 мм сверху. Подчеркивание заголовков не допускается.
При компьютерном наборе основной текст следует набирать 14 шрифтом Times New Roman с обычным начертанием. Заголовки 1-го и 2-го уровней следует набирать заглавными буквами, заголовки 3-го и 4-го уровней – обычными буквами. Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать также 14 шрифтом. Размер абзацного отступа составляет 1,25 см.
Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул должна быть сквозной по всему тексту, например «Таблица 7», «Таблица 8».
Номер формулы располагается справа от нее в скобках, например:
R оборота = Прибыль от реализации / Выручка (1)
Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы и текстовой части.
Название рисунка располагается под рисунком с абзаца. Название таблицы располагается над таблицей справа. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.
Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, каждая, начиная со второй, часть снабжается названием вида «Продолжение таблицы 7». На последней части вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Окончание таблицы 7».
На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3) Ссылки на формулы даются при необходимости, номер формулы помещается в скобки, например «R оборота из формулы (1)».
Приложения идентифицируются номерам, например «Приложение 1». На следующей строке, при необходимости, помещается название приложения, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации.
Приложение 1
Вариант типового гарантийного письма-договора о проведении практики.
Директору филиала РГГУ в г.Домодедово
д.э.н., профессору Сафонову Е.Н.
от (наименование должностного лица,
Ф.И.О)
(Наименование организации) примет для прохождения производственной практики сроком с …по ... студента очной формы обучения ………… (Ф.И.О.)
Практиканту будет предоставлена возможность сбора необходимых материалов и работы (указывается наименование подразделения, либо организации) в должности (указывается должность, если это предусмотрено руководством).
Руководителем практики от организации назначен (должность, Ф.И.О.)
Подпись должностного лица
Приложение 2
Дневник прохождения производственной практики
ФИО студента
База практики (наименование организации)
Руководитель практики от организации (должность, ФИО).
Дата | рабочее место | место выполнения работы | краткое содержание работы, выполненной в течение дня | Отметка руководителя о качестве выполненной работы | Подпись руководителя практики |
Приложение 3