Главная роль хозяйственной деятельности

Евгений Филиппович Борисов

Основы экономики

Глава 1

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.

За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну.

Сейчас экономикой мы называем прежде всего хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.

В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.

Учебный курс «Основы экономики» излагает экономическую теорию в единстве и соответствии с практической хозяйственной деятельностью.

Главная роль хозяйственной деятельности

Почему люди ведут хозяйство

Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?

Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.

100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.

Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?

В чем человек экономически заинтересован

Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие.

Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.

Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?

В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?

Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать

В Книге рекордов Гиннеса сообщается, что в 1971 г. на острове Миндао (Филиппины) было «открыто» племя пещерных людей. Они не занимались сельским хозяйством, не имели домашних животных, не пользовались колесом и гончарным кругом.

отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?

Экономический интерес – жизненно важная причина, которая побуждает людей заниматься хозяйственной деятельностью и получать средства для всестороннего развития.

Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны?

Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления. В этом читателю поможет настоящий учебник. Начнем с того, что ближе познакомимся с результатами хозяйственной деятельности.

Какие виды продуктов создает экономика

Материальное богатство общества состоит из:

• естественных благ, создаваемых природой (лес, полезные ископаемые, дикорастущие ягоды, грибы и др.);

• экономических благ, творцом которых является человек.

В свою очередь экономические блага делятся на два вида.

В известном учебнике по экономике мы находим такое обращение авторов к студентам: «Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, является выбор профессии. Ваше будущее зависит не только от ваших способностей, но и от экономических факторов, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на вашу зарплату. Конечно, после изучения экономики вы вряд ли превратитесь из Иванушки-дурачка в Ивана-царевича или в финансового гения. Но без экономики счастливая карта не выпадет вам никогда».

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М., 2000.

Предметы потребления, которые непосредственно предназначены для жизни человека. К ним относятся пища, одежда, обувь, жилище, пассажирский транспорт и тому подобное.

Средства производства – это все, что позволяет создавать полезные для человека продукты (например, добытая нефть, металлы, инструменты, станки и многое другое).

Таблица 1.1

Наличие у населения товаров длительного пользования (на 100 семей, штук)

* В среднем на 100 домашних хозяйств.

** В 2001 г.

Таблица 1.2

Производство важнейших видов промышленной продукции на душу населения в 2002 г.

* в 2003 г.

Обычно в первую очередь люди оценивают, насколько богата та или иная страна, по количеству производимых в ней жизненно важных предметов потребления. Так, в частности, по статистическим данным табл. 1.1 мы можем судить о том, граждане каких стран живут лучше, а каких – хуже.

Промышленно развитые страны серьезно различаются также по количеству создаваемых ими других видов экономических благ – средств производства (табл. 1.2).

Средства производства могут быть добыты из «кладовых природы» (полезные ископаемые) или произведены внутри страны (станки для обработки металла и т. п.).

Виды полезных благ и их источники представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Виды полезных благ и источники богатства

Как предметы потребления связаны со средствами производства

Допустим, что некоторые молодые люди любят хлебобулочные изделия. Однако могут ли они ответить на следующий несложный вопрос: с чего начинается и через какие этапы проходит создание этих изделий, прежде чем они достанутся потребителям?

По-видимому, легче ответить на этот вопрос сельским жителям, которые хорошо знают, какие средства производства надо сначала создать, чтобы в конечном счете получить из них продукты питания. Речь идет о следующих этапах хозяйственной деятельности:

• на полях вырастить зерновые культуры (пшеницу, рожь и др.);

• на мукомольных предприятиях произвести из зерна муку;

• на хлебозаводах выпечь хлебобулочные изделия;

• готовые продукты доставить в магазины.

Из сказанного можно сделать такое заключение.

1. Создавать предметы потребления можно только на основе хорошо налаженного производства соответствующих средств производства.

2. Как правило, в хозяйственной деятельности участвуют предприятия разных отраслей производства, где необходимые материальные средства последовательно используются для создания конечных благ, предназначенных для личного потребления человека.

Будущим специалистам, разумеется, полезно знать, как в избранной ими области деятельности создаются средства производства, а затем поэтапно из них изготавливаются предметы потребления.

Связь между средствами производства и предметами потребления на практике оказывается сложнее, чем сначала это может показаться. Дело в том, что некоторые экономические блага имеют двойное назначение. Одна их часть используется как средства производства, а другая – как предметы потребления. Возьмем, скажем, сахарный песок. Большая часть его применяется в качестве средства производства при изготовлении кондитерских изделий, варенья и др. Другая же часть расходуется как предмет личного потребления. То же относится к соли, к выловленной рыбе, к мясу и другим продуктам.

Теперь нам предстоит проникнуть вглубь механизма хозяйственной деятельности. Необходимо выяснить, что побуждает людей приводить в движение этот механизм.

Наши рекомендации