Основные функции обслуживания рабочих мест

1. Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда меж­ду основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ.

От эффективности организации обслуживания рабочих мест за­висит:

  • бесперебойное использование технологического оборудования по времени и мощности;
  • производительность труда;
  • ритмичность производства;
  • качество выпускаемой продукции и выполняемых работ.

Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:

  • средства труда;
  • предметы труда;

· работники.

Система обслуживания рабочих мест - это научно обоснован­ный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания. Ее цель — обеспечить бесперебойное и эффективное функцио­нирование рабочих мест предприятия.

Система обслуживания рабочих мест должна строиться в соот­ветствии с типом производства и характером труда на рабочих местах. 2.

Оптимальная система обслуживания должна отвечать следую­щим требованиям:

• комплексность - включение в систему всех функций обслуживания, обеспечение их согласованности;

• рациональность — оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного способов организации обслуживания ра­бочих мест;

• гибкость и оперативность — обеспечение быстрого реагирова­ния на различные отклонения от нормального хода процессов обслуживания;

• прогрессивность — учет современных требований организации производства и труда и современных возможностей техники и технологии;

• плановость — включение системы обслуживания в общую сис­тему внутрипроизводственного планирования на предприятии;

• предупредительный характер системы обслуживания — забла-говременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования, расчетах норм запасов сырья, материа­лов, запчастей, тары, достаточных для обеспечения беспере­бойной работы;

• своевременность — обеспечение строго установленного регла­мента обслуживания, соблюдение четкости работы обслужи­вающих подразделений;

• надежность — гарантированное обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме;

• экономичность — достижение наибольшей эффективности.сис­темы обслуживания (т. е. максимального результата при мини­мальных затратах ресурсов).

3.Под функцией обслуживания понимается конкретный вид тру­довой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими-специалистами вспомогательных подразделений и служб предприятия. Основные функции обслуживания и их содержание следующие:

  • производственно-подготовительная — комплектование мате­риалов, полуфабрикатов и распределение работ с обеспечением технической и экономической документацией (инструкции, наряды на выполнение сдельных работ и т. п.);
  • инструментальная — обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии;
  • наладочная — наладка, регулировка и подналадка технологиче­ского оборудования, приспособлений и сложного инструмента;
  • энергетическая — обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными вида-ми энергии, а также межремонтное обслуживание всех энерге­тических установок;

· ремонтная — текущий ремонт и межремонтное профилактиче­ское обслуживание технологического оборудования, изготов­ление или восстановление не получаемых от поставщиков за­пасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков;

· контрольная — контроль качества продукции или работ; анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов, получаемых со стороны; а также обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов; учет, анализ причин и предупрежде­ние брака продукции или работ;

· транспортная — перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов;

· складская — приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов веществен­ных материальных ценностей;

· ремонтно-строительная — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории;

· хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях — спецпи­танием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве;

· по обслуживанию работников — организация общественного питания; медицинское, хозяйственно-бытовое и культурное обслуживание.

  • Для каждой функции обслуживания в зависимости от кон­кретных условий, типа и объемов производства, численности работающих, сложности оборудования и его состояния может быть разработана соответствующая система обслуживания.

Наши рекомендации