Основные функции обслуживания рабочих мест
1. Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ.
От эффективности организации обслуживания рабочих мест зависит:
- бесперебойное использование технологического оборудования по времени и мощности;
- производительность труда;
- ритмичность производства;
- качество выпускаемой продукции и выполняемых работ.
Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места:
- средства труда;
- предметы труда;
· работники.
Система обслуживания рабочих мест - это научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания. Ее цель — обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование рабочих мест предприятия.
Система обслуживания рабочих мест должна строиться в соответствии с типом производства и характером труда на рабочих местах. 2.
Оптимальная система обслуживания должна отвечать следующим требованиям:
• комплексность - включение в систему всех функций обслуживания, обеспечение их согласованности;
• рациональность — оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного способов организации обслуживания рабочих мест;
• гибкость и оперативность — обеспечение быстрого реагирования на различные отклонения от нормального хода процессов обслуживания;
• прогрессивность — учет современных требований организации производства и труда и современных возможностей техники и технологии;
• плановость — включение системы обслуживания в общую систему внутрипроизводственного планирования на предприятии;
• предупредительный характер системы обслуживания — забла-говременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования, расчетах норм запасов сырья, материалов, запчастей, тары, достаточных для обеспечения бесперебойной работы;
• своевременность — обеспечение строго установленного регламента обслуживания, соблюдение четкости работы обслуживающих подразделений;
• надежность — гарантированное обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме;
• экономичность — достижение наибольшей эффективности.системы обслуживания (т. е. максимального результата при минимальных затратах ресурсов).
3.Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими-специалистами вспомогательных подразделений и служб предприятия. Основные функции обслуживания и их содержание следующие:
- производственно-подготовительная — комплектование материалов, полуфабрикатов и распределение работ с обеспечением технической и экономической документацией (инструкции, наряды на выполнение сдельных работ и т. п.);
- инструментальная — обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии;
- наладочная — наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента;
- энергетическая — обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными вида-ми энергии, а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок;
· ремонтная — текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков;
· контрольная — контроль качества продукции или работ; анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов, получаемых со стороны; а также обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов; учет, анализ причин и предупреждение брака продукции или работ;
· транспортная — перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов;
· складская — приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей;
· ремонтно-строительная — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории;
· хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях — спецпитанием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве;
· по обслуживанию работников — организация общественного питания; медицинское, хозяйственно-бытовое и культурное обслуживание.
- Для каждой функции обслуживания в зависимости от конкретных условий, типа и объемов производства, численности работающих, сложности оборудования и его состояния может быть разработана соответствующая система обслуживания.