Индустриализация и сельское хозяйство Куйбышевской области в 20-30-е гг

В Советский период происходит формирование промышленного потенциала Куйбышевской области, связанное с реализацией на ее территории программ государственного значения. Государство, принимая решения относительно развития того или иного направления на территории области, ставило целью реализацию своих стратегических интересов, а не региональных.

Традиционно Самарская губерния специализировалась на производстве сельскохозяйственной продукции, что было обусловлено благоприятными климатическими, почвенными условиями, наличием разветвленной транспортной инфраструктуры и торговых центров.

Решающее воздействие на процесс формирования крупного промышленного производства губернии оказали внешнеполитические события конца 19 – начала 20 столетия.

Однако начало 20-х годов XX века было тяжелейшим для жителей Куйбышевской области.

Специфика этих лет состояла в многообразии форм социально-экономического разви­тия, в остроте политической борьбы, потребовавших отмены поли­тики "военного коммунизма", выработки и внедрения новой эконо­мической политики (НЭП).

После окончания гражданской войны страна столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих на­циональных богатств.

Первая мировая война, иностранная интервенция и граждан­ская война нанесли громадный урон и хозяйству Самарской губер­нии. Свернулось производство на многих фабриках и заводах, резко сократилось число рабочих. Работало лишь две трети крупных предприятий, но и они давали только 12 процентов довоенного выпуска продукции. На крупнейшем в Самаре Трубочном заводе, где до Октябрьской революции числилось около 30 ты­сяч рабочих, в 1921 году осталось всего 500 человек. Большин­ство цехов стояло. Одной из наиболее пострадавших областей было стало сельское хозяйство. Валовой урожай зерновых уменьшился к 1920 году более чем в 7 раз по сравнению с 1913 годом, не хватало рабочих рук, тягло­вой силы, сельскохозяйственного инвентаря. В городах остро ощущался недостаток топлива и продовольствия. Бушевала эпиде­мия тифа.

Многие районы страны, в том числе Поволжье, были охвачены крестьянскими волнениями и восстаниями. Начавшаяся демобили­зация армии привела к притоку в деревню людей, хорошо владею­щих оружием, но не находящих себе места в мирной жизни.

В 1921 году голод охватил Поволжье и ряд других районов страны. Самым тяжелым он оказался в Самарском Заволжье. Несмотря на семенные ссуды государства, яровой клин был засеян не полностью. Из-за страшной засухи в конце мая погибло 50% озимых хлебов, а в южной части губернии появилась саранча, которая уничтожила остатки урожая хлебов.

В июне-июле 1921 г. правительством разрабатывалась система чрезвычайных мер, направленных на ликвидацию голода. Постанов­лениями ВЦИК был снят налог с посевных площадей Нижнего и Среднего Поволжья, созданы центральная и местные комиссии по­мощи голодающим.

Решающее значение для спасения голодающего Поволжья имел сбор продналога в тех районах страны, которые не пострадали от засухи, особенно в губерниях центральной России и Сибири. В Тульской губернии, например, откуда собранный хлеб шел в Са­марскую губернию, местными властями была проведена большая разъяснительная работа. Состоялось около 2 тыс. собраний и митингов, 230 беспартийных крестьянских конференций, большими тиражами издавались листовки, организовывались рейсы агитавтомобилей и агитпоездов. Крестьяне губернии полностью сдали про­довольственный налог. Большая работа по сбору продналога по­стоянно контролировалась правительством.

К концу 1922 г. губерния стала выбираться из тисков го­лода. Решающую роль в этом, как уже отмечалось, сыграла новая экономическая политика.

Последствия голода были тяжелыми. Сократились посевные пло­щади. Из 636 тыс. голов рабочего скота осталось 185 тыс., резко уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, овец, свиней.

Руководители губернии, местные советы энергично занимались ликвидацией последствий голода. Комиссия помощи голодающим бы­ла преобразована в комиссию по ликвидации последствий голода (Губпоследгол). Ее возглавил в конце 1922 г. новый председатель губисполкома Ф.И.Голощекин. Эта комиссия, губсоюз потребитель­ской кооперации и другие организации выделяли крестьянам креди­ты, за счет которых было закуплено 68 тыс. лошадей. К весне 1923 г. поголовье рабочего скота в губернии составило около 231 тыс. голов или 35% от уровня 1913 г. Но все-таки начиналось медленное восстановление хозяйства.

В 1923-1927 гг. в развитии торговли и кооперации в губер­нии были сделаны крупные шаги. В условиях "военного коммунизма" кооперация носила интегральный характер, т.е. все виды коопе­рации (потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-промыс­ловая) были слиты. Преобладали распределительные функции. Те­перь начался процесс дифференциации кооперации и самостоятель­ного развития каждого из ее видов. Произошел переход к добро­вольному членству.

Произошло объединение рабочей коопера­ции в городах с сельской потребкооперацией.

В течение 1922 г. в Самаре возникает сеть розничной тор­говли, в аренду частным лицам сдаются торговые помещения. В 1923 г. в руках частных торговцев оказывается более 90% роз­ничных торговых предприятий. Но затем происходит значительный рост кооперативной и государственной торговли. Возрождается роль Самары как крупнейшего торгового центра Поволжья и Рос­сии. В 1923-1925 гг. здесь развернули деятельность отделения трестов и синдикатов, в том числе Мосторга, Пензенского спичкотреста, Илецкого сольтреста и других. Возрождается также и хлеботорговля, в которой участвовали Средневолжское отделение госторга, хлебопродукт, губсоюз, госбанк, Средневолжский сель­хозбанк. Возросла роль банковских операций. Увеличилась доля зерна, идущего на экспорт.

В восстановлении сельского хозяйства и развитии торговли велика была роль кооперации. Наибольший успех ее деятельности в губернии приходится на 1925-1926 гг. В это время численность крестьянских дворов, входивших в раз­личные формы кооперации, достигла 187 тыс. из 382 тыс. дворов, насчитывавшихся в губернии.

Создавались семенные, животноводческие, машинные, кредит­ные товарищества, ТОЗы, сельхозартели. Губернский союз потре­бительской кооперации стал довольно сильной в экономическом отношении организацией. Он принимал участие в развитии сети школ, клубов. В Самаре регулярно выходил журнал "Сеятель прав­ды", содержащий полезную информацию для крестьян и целиком ориентированный на сельского читателя. Издавалась также газета "Деревня". В Самаре был открыт Дом крестьянина.

Начало второй половины 20-х гг. все еще проходило под знаком расцвета нэповских принципов.

Принятые в начале нэпа законы защищали права частных вла­дельцев на движимое имущество, находившееся в их собственнос­ти, давали им определенные юридические гарантии. Центральные и местные органы политической и государственной власти высту­пали за экономические методы регулирования частного капитала с помощью цен, налоговой политики, качества продукции. Посте­пенно увеличивается выпуск промышленной продукции. На фабрики и заводы возвращались кадровые рабочие.

Значительным событием в Самаре было окончание в 1927 году строительства здания управления Самаро-Златоустовской железной дороги по проекту П.А.Щербачева. Построенное всего за два года, представительное, крупномасштабное, тщательно отделанное первое общественное здание Самары советского периода явилось примечательным событием в архитектурной истории города..

Продукция фабрично-заводской промышленности в 1927 и 1928 гг. превысила плановые наметки. Производство зерна колебалось на уровне чуть выше довоенного. Поголовье скота увеличивалось примерно на 5% в год. Проводилось землеустройство. Возникали сельхозартели, товарищества, коммуны. Увеличивался тракторный парк в селе. Однако примерно с 1926 г. начался процесс вытеснения частников из промышленности и торговли. Сокращалось число пищевых, кожевенных и других частных предприятий. Внесение чисто политических моментов, конечно, мешало развитию экономики. Борьба с частным предпринимательством смешивалась с борьбой против рыночных методов ведения хозяйства вообще. А это подрывало материальную заинтересованность и в предприятиях государственной формы собственности.

Помимо сельского хозяйства в рамках реализации плана развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации на территории Куйбышевской области был разработан план ГОЭЛРО, который был направлен на создание в течение 10-15 лет единой энергетической инфраструктуры, которая смогла бы в последствии обеспечить строительство объектов тяжелой индустрии. На Поволжье возлагались задачи обеспечения центра страны продовольствием и снабжения закавказских и эмбинских нефтепромыслов оборудованием, предусматривалась также разработка местных видов топлива: торфа, угля, сланцев. Посредством данных работ предполагалось уменьшить степень зависимости центральных регионов от донецкого угля и бакинской нефти.

С реализацией плана ГОЭЛРО должна была быть восстановлена традиционная специализация Самарской губернии в сфере сельскохозяйственного производства. Уровень промышленного развития региона должен был обеспечить бесперебойное функционирование: а) аграрного сектора; б) транспортного сообщения между центральными и восточными районами страны; в) добывающей промышленности.

Для реализации плана электрификации в 1929 году в области была введена в действие Сызранская ГЭС, в 1931 году была реконструирована Самарская городская электростанция, получившая статус районной (ГРЭС); началась эксплуатация первой линии электропередач: Самара-Чапаевск.

В 30-е годы в Самарском крае создается значительный индуст­риальный потенциал.

С начала 30-х годов в области велась реконструкция действую­щих предприятий металлообрабатывающей, текстильной, швейной и пищевой промышленности. Одновременно усиливалась подготовка к широкому строительству.

К 1932 году в крае было построено и введено в эксплуатацию 65 новых предприятий, что позволило увеличить объем продукции по сравнению в 1928 годом в 3,5 раза.

Одним из приоритетных направлений в оборонной индустрии страны в годы первой пятилетки явилось военно-химическое производство. Оно развивалось преимущественно в двух направлениях: во-первых, в стремлении к неуклонному росту производительности военно-химических предприятий, во-вторых, в усилении капитального строительства, имевшего своей целью расширение производственного потенциала заводов. В рамках данных направлений осуществлялся процесс реконструкции и развития самарских оборонных предприятий.

К началу первой пятилетки на территории Куйбышевской области располагалось два военно-химических предприятия: завод №45 по производству взрывчатых веществ; законсервированное предприятие по выпуску отравляющих веществ и Самарский трубочный завод. В годы второй и третьей пятилеток благодаря усиленному финансированию и льготному режиму снабжения строительными материалами, людьми и продуктами, а также ценой самоотверженного труда работников военно-химических предприятий на территории Куйбышевской области было восстановлено и переведено на более высокий уровень производство взрывчатых и отравляющих веществ. Самарский трубочный завод был выведен на принципиально новый уровень. А в 1940 году СТЗ занял первое место в наркомате и среди предприятий города Куйбышева по производственным показателям. К началу Великой Отечественной войны военным предприятиям Куйбышевской области удалось решить проблемы, связанные с нормализацией производственных процессов, и включиться в работу государственного военно-промышленного комплекса.

Однако развитием оборонной промышленности планы индустриализации Куйбышевской области не исчерпывались. Результаты геологоразведочных работ, осуществленных в рамках плана ГОЭЛРО, позволили начать работы по созданию на территории области крупного топливно-энергетического центра.

Стремительное развитие топливной промышленности, наличие развитой инфраструктурной сети, наличие ресурсов для развития гидроэлектростанций, а также строительство энергоемких машиностроительных и химических предприятий детерминировали процесс структурной перестройки энергетики края.

В 1932 году по инициативе крайкома ВКП(б) был разработан генеральный план по электрификации края, к котором намечалось создать три основных энергопромышленных комбината: Халилово – Общий Сырт, Кашпир – Сызрань, Ундоры – Самара, и тем самым увеличить мощность электростанций Среднего Поволжья в 1942 году до 1 млн 800 тыс. кВт. Строительство двух куйбышевских ГЭС было включено в третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 гг. Поэтапная реализация плана электрификации привела к увеличению в годы второй пятилетки производства электроэнергии в 3,2 раза. В годы третьей пятилетки было начато строительство трех крупных электроцентралей, развернуты подготовительные работы к строительству гидроузла, однако с в связи с угрозой войны подготовительные работы были приостановлены.

Если в годы первой мировой войны была заложена кадровая и технологическая база военно-химического производства Самарской области, то в годы второй-третьей пятилетки был заложен ресурсный, кадровый и энергетический фундамент химической и нефте-химической промышленности области. В 1933 году был построен сланцеперегонный завод , начавший переработку сланцев на химические продукты. В третьей пятилетке намечалась реконструкция Алесеевского серного завода, строительство нефтеперерабатывающего завода в Сызрани. Однако реализации планов третьей пятилетки по развитию химической индустрии в области помешала война.

В период индустриализации новое рождение получило самарское машиностроение. Отрасль обеспечивающая исключительно региональные потребности ремонта сельскохозяйственной техники и железнодорожного транспорт, была переструктурирована с учетом общесоюзных потребностей. В 1931 г. началось строительство первого в СССР предприятия по производству карбюраторов. К 1934 г. завод был построен. В августе 1939 г. в Куйбышеве началось строительство завода запасных частей подвижного состава железнодорожного транспорта.

В январе 1935 года впервые в стране на Самарском станкоза­воде были изготовлены станки для холодной распиловки металла. Такие станки раньше ввозились из Германии. 25 ноября 1935 г. был создан трест Востокнефть, 8 декабря того же года начал давать продукцию завод им. В.В.Куйбышева (позднее – 9 ГПЗ).

За три предвоенных года выпуск промышленной продукции уве­личился почти на 80%. Особенно быстро развивались ведущие от­расли тяжелой промышленности. Велась работа по внедрению многостаночного обслуживания, совмещению профессий, совершенство­ванию технологии, развивалось движение изобретателей и рацио­нализаторов. В 1939 году 117 передовых рабочих области были на­граждены орденами и медалями.

Среднее Поволжье на общем фоне состояния дел в стране занимало одно из первых мест. ЦИК СССР постановлением от 15 марта 1935 года наградил Куйбышевский край высшей наградой то­го времени – орденом Ленина.

Таким образом, за тридцать с небольшим лет на территории аграрного региона в результате реализации нескольких государственных программ был создан многопрофильный промышленный узел, включивший в себя развитую оборонную, машиностроительную, топливную и энергетическую промышленность и имеющий перспективное направление в виде нефтехимической и химической промышленности.

Наши рекомендации