Оценка качества транспортной продукции
Качество произведенной промышленностью и сельским хозяйством продукции должно быть дополнено качеством процесса ее транспортировки, чтобы в пункте назначения продукция обладала качеством, необходимым потребителю.
Качество транспортной продукции включает в себя время доставки грузов, их сохранность, а также эффективность работы водного транспорта, т.е. включает и оценку его работы. Важную роль в организации работы водного транспорта играют показатели качества продукции.
Показатели качества продукции подразделяются на единичные, комплексные, интегральные и определяющие. Они характеризуют абсолютное значение качества продукции, относящиеся к одному из ее свойств (единичный), к нескольким свойствам (комплексный), либо отражает соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к сумме затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление (интегральный). Определяющим показателем является тот, по которому принимается решение об оценке качества.
Для транспортной продукции к комплексным показателям качества относят скорость и сохранность доставки грузов, а к интегральным показателям, отражающим в стоимостной форме как затраты транспортных ресурсов, так и экономический эффект, – прибыль и чистую выручку, отнесенные к тоннаже-суткам флота в эксплуатации.
Для продукции портов к комплексным показателям относят валовую интенсивность грузовых работ по основной номенклатуре и сохранность грузов в процессе производства грузовых операций (погрузка, выгрузка, перевалка), включая хранение, а к интегральным показателям – себестоимость переработки 1 т груза, прибыль и др.
Скорость доставки грузов как комплексный показатель качества следует понимать в широком смысле. Время доставки охватывает весь период ответственности предприятий и организаций водного транспорта за принятый у отправителя груз до передачи его грузополучателю либо другому виду транспорта.
Сохранность доставки грузов обеспечивается в процессе от их приемки от отправителя до сдачи получателю или другому виду транспорта.
Качество транспортной продукции во многом зависит от внешних условий протекания производственного процесса. В первую очередь это относится к укладке перевозимых грузов. Такие факторы как продолжительное воздействие на грузы изменяющейся температуры и влажности, действие разнообразных динамических сил при перегрузке и перевозке являются проявлением влияния среды и условий транспортировки.
Эти факторы носят активный, открыто агрессивный характер, ограниченный во времени лишь продолжительностью транспортного процесса.
Агрессивному влиянию внешней среды противостоят защитное действие тары и упаковки грузов, защитное действие консервации, а также защитные свойства самого груза. Они носят пассивный характер и постепенно утрачиваются по мере увеличения времени нахождения груза на транспорте.
Защитно-профилактические меры призваны смягчить (ослабить) воздействие внешней среды и обеспечить сохранность транспортируемых грузов. К защитно-профилактическим мерам перевозчика можно отнести применение на судах систем регулирования температуры, влажности воздухообмена в грузовых помещениях, использование различных методов укладки и сепарации груза. В конечном счете сохранность грузов обеспечивается в том случае, если при перевозке, перегрузке и хранении воздействие агрессивных факторов не превышает противодействия комплекса защитных мер, предпринятых отправителем и перевозчиком.
Ведущую роль в обеспечении качества продукции занимает управление качеством продукции, которое заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на объекты управления – процессы (условия, факторы) подготовки и транспортировки грузов. В этих целях на предприятиях должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуру, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
В настоящее время все шире используются международные стандарты (например, ИСО серии 9000), отражающие международную практику управления качеством продукции на предприятиях. В них особая роль отводится политике предприятия в области качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Она предусматривает: улучшение экономического положения предприятия, расширение или завоевание новых рынков сбыта, достижение технического уровня, превышающего достигнутый на ведущих фирмах, ориентацию на удовлетворение потребителя.
Конечная оценка качества продукции, успешная ее реализация на внутреннем и внешнем рынке осуществляется с помощью сертификации – системы мер и действий тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия фактических характеристик товара (продукции, работ, услуг) требованиям, установленным нормативными актами и соответствующими стандартами, в том числе и международными. Объектом сертификации может быть как сама продукция, так и состояние производства, а также система управления качеством на предприятии.
Работа по сертификации предполагает:
– обоснование критериев, по которым можно утверждать, что продукция отвечает интересам потребителя (покупателя), требованиям импортера, возможностям изготовителя (производителя);
– выбор системы сертификации, определяющейся авторитетом организации, выполняющей сертификацию, беспристрастностью и компетенцией ее персонала, надежностью используемого оборудования;
– стабильность технологических процессов производства продукции (работ, услуг), использования системы управления ее качеством, способов оценки и контроля;
– независимость результатов сертификации.
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Производство качественной продукции (работ, услуг) способствует увеличению объема реализации, рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Повышение качества продукции не только равнозначно увеличению объемов ее производства, но и означает сбережение трудовых и материальных ресурсов, рост экспортных возможностей и доходной части платежного баланса страны, повышение ее авторитета в мировом сообществе, более полное удовлетворение различных потребностей потребителя (покупателя), повышение жизненного уровня населения.