Потенциальные конкуренты. Конкурентное давление

Конкурентное давление

возникает из-за угрозы

вхождения в отрасль

новых конкурентов.

Возможные действия:

приобретение фирмы для достижения

эффекта масштаба при производстве;

конечного продукта или его компонента,

ограничение доступа к источникам сырья

Рис. 9. Модель анализа конкуренции М. Портера

Пример 8

Фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных отраслей, но доступ в нее сильно затруднен, – отрасль защищена патентами, и нужны большие средства на проведение научных исследований.

3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства заменителей и готовности покупателей принять такую замену. Примером угрозы товара-заменителя может быть замена натуральной кожи на кожзаменитель в производстве сумок и обуви.

Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление необходимо учитывать в ценовой политике предприятия.

4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляемый ими товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для производственного процесса и (или) в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта. Поставщики могут влиять на отрасль, пользуясь своей возможностью поднимать цены или снижать качество поставляемых товаров или услуг.

Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях:

· доминируют несколько предприятий-поставщиков;

· концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли-потребителе;

· продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки;

· от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель.

5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях:

· отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;

· число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве;

· продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки;

· покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции.

Пример 9

В российской практике влияние покупателей велико на рынке молочных продуктов, хлеба, картофеля. С одной стороны, население как непосредственный потребитель имеет возможность выбора места покупки (уличная торговля, магазин), с другой – переработчики сельскохозяйственной продукции как оптовые покупатели существенно уменьшают прибыль производителей, занижая рыночную цену.

Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от отрасли.

Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.

n Движущие силы конкуренции. Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящие изменения в конкурентном окружении предприятия.

Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.

Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый – идентификация движущих сил, второй – исследование их влияния на изменения отраслевых экономических показателей.

Наиболее общими движущими силами являются:

· изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде;

· изменения в составе покупателей и способах использования продукта;

· продуктовые и технологические инновации;

· маркетинговые инновации;

· вхождение и выход из отрасли крупных предприятий;

· распространение «ноу-хау»;

· усиление глобализации отрасли;

· изменения в удельных затратах и эффективности;

· снижение или возрастание неопределенности и риска.

Основные движущие силы отрасли называют доминантными. Их число не должно превышать 4.

■ Ключевые факторы успеха. Итогом отраслевого анализа являются определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли.

Ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.

В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия:

· НИОКР,

· маркетинг,

· производство,

· финансы и т.п.

В табл. 4 приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей.

Таблица 4

Ключевые факторы успеха различных отраслей

Отрасль Факторы успеха
Пищевая     Нефтегазовая     Фармацевтическая   Имидж фирмы, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть   Местоположение источников сырья, коммуникации   Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть

В процессе стратегического анализа необходимо выделить ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции.

Вопросы для контроля знаний

1. Что такое SWOT–анализ?

2. Цель и порядок проведения PEST-анализа.

3. Основные направления анализа в общей ситуации в отрасли.

4. Оценка степени конкуренции в отрасли на основе модели М. Портера.

5. Понятие и характеристика движущих сил конкуренции.

6. Необходимость оценки ключевых факторов успеха.

Наши рекомендации