Потенциальные конкуренты. Конкурентное давление
Конкурентное давление
возникает из-за угрозы
вхождения в отрасль
новых конкурентов.
Возможные действия:
приобретение фирмы для достижения
эффекта масштаба при производстве;
конечного продукта или его компонента,
ограничение доступа к источникам сырья
Рис. 9. Модель анализа конкуренции М. Портера
Пример 8
Фармацевтическая промышленность является одной из самых прибыльных отраслей, но доступ в нее сильно затруднен, – отрасль защищена патентами, и нужны большие средства на проведение научных исследований.
3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства заменителей и готовности покупателей принять такую замену. Примером угрозы товара-заменителя может быть замена натуральной кожи на кожзаменитель в производстве сумок и обуви.
Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление необходимо учитывать в ценовой политике предприятия.
4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляемый ими товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для производственного процесса и (или) в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта. Поставщики могут влиять на отрасль, пользуясь своей возможностью поднимать цены или снижать качество поставляемых товаров или услуг.
Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях:
· доминируют несколько предприятий-поставщиков;
· концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли-потребителе;
· продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки;
· от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель.
5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях:
· отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;
· число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве;
· продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки;
· покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции.
Пример 9
В российской практике влияние покупателей велико на рынке молочных продуктов, хлеба, картофеля. С одной стороны, население как непосредственный потребитель имеет возможность выбора места покупки (уличная торговля, магазин), с другой – переработчики сельскохозяйственной продукции как оптовые покупатели существенно уменьшают прибыль производителей, занижая рыночную цену.
Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от отрасли.
Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.
n Движущие силы конкуренции. Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящие изменения в конкурентном окружении предприятия.
Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.
Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый – идентификация движущих сил, второй – исследование их влияния на изменения отраслевых экономических показателей.
Наиболее общими движущими силами являются:
· изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде;
· изменения в составе покупателей и способах использования продукта;
· продуктовые и технологические инновации;
· маркетинговые инновации;
· вхождение и выход из отрасли крупных предприятий;
· распространение «ноу-хау»;
· усиление глобализации отрасли;
· изменения в удельных затратах и эффективности;
· снижение или возрастание неопределенности и риска.
Основные движущие силы отрасли называют доминантными. Их число не должно превышать 4.
■ Ключевые факторы успеха. Итогом отраслевого анализа являются определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли.
Ключевые факторы успеха – это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия:
· НИОКР,
· маркетинг,
· производство,
· финансы и т.п.
В табл. 4 приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей.
Таблица 4
Ключевые факторы успеха различных отраслей
Отрасль | Факторы успеха |
Пищевая Нефтегазовая Фармацевтическая | Имидж фирмы, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть Местоположение источников сырья, коммуникации Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть |
В процессе стратегического анализа необходимо выделить ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции.
Вопросы для контроля знаний
1. Что такое SWOT–анализ?
2. Цель и порядок проведения PEST-анализа.
3. Основные направления анализа в общей ситуации в отрасли.
4. Оценка степени конкуренции в отрасли на основе модели М. Портера.
5. Понятие и характеристика движущих сил конкуренции.
6. Необходимость оценки ключевых факторов успеха.