Тема 2. Основы управленческого учета
Анализ - Планирование – Организация- Учет - Контроль - Регулирование - -Анализ
Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, стимулирование выполнения, учет, анализ и контроль затрат.
Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (долгосрочное) и текущее (краткосрочное).
Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, создании и выпуске новой продукции, увеличении мощности предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования, НИОКР, капитальные вложения.
Текущее планирование осуществляется для реализации долгосрочных целей предприятия.
Организация затрат —устанавливает, кто является субъектами управления затратами на конкретном предприятии, с использованием какой информации и документов, какими методами они действуют; определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности.
Место возникновения затрат — это структурные единицы предприятия, производственные подразделения, являющиеся местом возникновения затрат с учетом протекающих внутри них хозяйственных процессов.
Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета определяется главным образом:
— необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;
— необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно непосредственно отнести на конкретные продукты;
— необходимостью разделения затрат на постоянные и переменные, так как один и тот же вид затрат в разных местах ведет себя по-разному.
Носитель затрат — продукт (группа продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.
Основные признаки классификации носителей затрат:
— экономическая сущность — продукция, работы, услуги;
— тип (категория) производства — основное, вспомогательное;
— взаимосвязь продуктов — вид продуктов, сорт;
— степень готовности.
Группировка затрат по их носителям необходима для определения себестоимости продукции.
Центр затрат — организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию о затратах на приобретение активов (входящие затраты) и расходах (затраты на выходе). В пределах этого центра менеджер несет ответственность за произведенные расходы.
Координация и регулирование предполагают сравнение затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации.
Стимулирование подразумевает изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом (нормативами) затраты и находить возможности их снижения.
Учет необходим для подготовки информации в целях принятия правильных решений.
Анализ затрат, как элемент функции контроля, позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для планирования и принятия рациональных решений.
Функция контроля (мониторинга) обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат.
1.5 Понятие экономических и бухгалтерских затрат
Под бухгалтерскими затратами понимают фактические затраты факторов производства, приобретенных по рыночным ценам.
Под экономическими затратами понимают затраты упущенных возможностей, то есть сумму денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов.
Понятие экономических затрат обусловлено ограниченностью ресурсов. Используя капитал для производства какого-либо товара, бизнесмен упускает возможность получения прибыли в альтернативном варианте, в лучшем из отвергнутых. Следовательно, при определении экономической прибыли он должен учесть эти затраты наряду с бухгалтерскими.
Те факторы производства, которыми фирма владеет (неявные затраты), в бухгалтерских затратах не отражаются. Рассмотрим данную ситуацию напримере(табл. 1.1).
Таблица 1.1-Расчет бухгалтерских и экономических затрат
|
Неявный заработок предпринимателя представляет собой его заработную плату, которую он получал бы, работая наемным работником, а не ведя хозяйство самостоятельно. На малых предприятиях, где собственник одновременно является и руководителем, источником его заработка является прибыль, а не фонд оплаты труда. Процесс определения неявного заработка членов семьи аналогичен. Неявная земельная рента — это упущенная выгода от несдачи в аренду земельного участка. Неявный процент на собственный капитал — это упущенная выгода от использования его в данном проекте, а не в альтернативном.
Расчет экономических затрат имеет важное значение для принятия управленческих решений о целесообразности использования труда и капитала в определенной сфере деятельности.
Величины экономической и бухгалтерской прибыли будут отличаться на величину неявных затрат, или экономическая прибыль будет равна бухгалтерской за вычетом неявных затрат.
1.6 Основные принципы управления затратами на предприятии
В зависимости от целей управления система управления затратами должна отвечать общим принципам.
Использование первичной информации, а не вторичной.
Непрерывность деятельности, то есть отсутствие намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства, предприятие настроено на развитие в будущем. Это должно нацелить менеджеров на информационное обслуживание решения долгосрочных проблем — управление конкурентоспособностью предприятия, управление товарным ассортиментом, освоение новых видов продукции.
Использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения. В планировании и учете это обеспечивает прямую и обратную связь. На разных уровнях управления планово-учетные единицы детализируются или укрупняются. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия (изделие, производственный заказ) к более мелким на уровне цеха, участка, бригады (деталь, операция).
Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия. Оценка результатов деятельности цехов, участков, бригад предусматривает определение перспектив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия.
Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления (принцип комплексности). Упрощает систему учета и делает ее эффективной (меньше затрат — больше значения в достижении цели).
Сущность принципа комплексности заключается в разовой фиксации данных в первичных документах и многократном их использование при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации
Формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления.
Сначала информация собирается в первичные документы (нулевой уровень), затем группируется в сводные документы финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения (первый уровень), затем — у главного конструктора, главного бухгалтера (второй уровень), далее происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений (верхний уровень). На каждом уровне используется определенная система показателей от детализированных к обобщающим.
Полнота и аналитичность информации — показатели в отчетах должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки.
Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно.
Тема 2. Основы управленческого учета
2.1 Значение и понятие управленческого учета
2.1 Цель,объекты и функции управленческого учета
2.3 Сравнение финансового и управленческого учета
2.4 Метод управленческого учета
2.1. Значение и понятие управленческого учета
В последние годы управленческий учет приобретает большую актуальность. Он отличается от бухгалтерского учета — прежде всего, тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, партнеров), а для внутреннего использования.
Можно выделить следующие причины роста интереса к управленческому учету.
1. Развитие информационных потоков — увеличение объема и видов информации. Нередко на предприятиях возникает:
— множественность информации — на каждом иерархическом уровне управления и даже в отделах в рамках одного уровня существует своя различная информация;
— запаздывание информации — в результате чего часто каждый субъект управления в течение достаточно длительного времени имеет персональную информацию, которая существует и передается преимущественно в вербальной форме;
— ненадежность обработки, анализа, получения информации.
2. Сложность системы документооборота на предприятиях: существует большое количество форм документов, в которых отдельные показатели повторяются.
3. Необходимость оперативной информации: в настоящее время требуется оперативная информация, которую в силу своей специфики не может предоставить бухгалтерский учет.
4. Развитие и усложнение систем управления на предприятии (система управления запасами, система оплаты труда, система движения товарно-материальных ресурсов, система управления финансами и др.).
5. Значение управленческого учета заключается в системном рассмотрении внутри предприятия вопросов оперативного планирования, организации, учета, анализа и контроля отдельных видов деятельности.
Управленческий учет — это:
— с одной стороны, составная часть информационной системы предприятия; с другой, деятельность, целями которой является обеспечение информацией руководства для принятия решений и планирования деятельности, помощь в оперативном управлении и контроле, стимулировании работников предприятия в выполнении намеченной программы, оценка деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации;
— интегрированная система учета, нормирования, планирования, контроля и анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.
Последние два определения являются более полными.
2.2 Цели, объекты и функции управленческого учета
Основная цель управленческого учета — обеспечение помощи руководителям в принятии эффективных управленческих решений. Поэтому управленческий учет является системой информационной поддержки управления конкретным предприятием.
Объекты управленческого учета: расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответственности» и система внутренней отчетности.
Выделяют следующие основные функции управленческого учета.
1. Обеспечение руководителей всех уровней управления информацией, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия управленческих решений.
2. Формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления (например, средним и высшим) и различными структурными подразделениями одного уровня (между отделами).
3. Оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении целей.
4. Перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов управления затратами.
2.3 Сравнение финансового и управленческого учета
Между управленческим и финансовым учетом много общего, так как они используют информацию учетной системы предприятия.
Однако эти виды учета существенно отличаются друг от друга (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Основные отличия финансового и управленческого учета
Приведена в конце конспекта!!!
Управление затратами является важной составной частью управленческого учета: управленческий учет рассматривают как аналитический учет затрат. Эффективное управление затратами может быть организовано только в рамках управленческого учета.
2.4 Метод управленческого учета
Метод управленческого учета — это совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия.
Метод управленческого учета включает следующие элементы.
1. Документация — первичные документы и машинные носители информации. Первичный учет является основным источником информации для финансового и управленческого учета.
2. Инвентаризация — способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранению материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
3. Группировка и обобщение — способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета являются: специфика производственной деятельности, производственная и организационная структура предприятия, функции системы управления. Сгруппированная информация используется для принятия эффективных управленческих решений.
4. Планирование — непрерывный циклический процесс, направленный на приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка, связанный с решением будущих проблем.
5. Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и поиск путей наиболее эффективного превращения затрат в продукцию. Нормы и нормативы используются для планирования, так как выражают количественно цели, которые должны быть достигнуты.
6. Лимитирование — первая ступень контроля за материальными затратами, основанная на системе норм запасов и затрат.
Лимит — нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из ассортимента выпуска продукции.
7. Анализ: этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и отдельных его подразделений. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства.
8. Контроль— завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий выявлять и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь.
Таким образом, все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.
Тема 3. Классификация затрат
Общие положения классификации затрат
Классификация затрат по экономическим элементам
Классификация затрат по статьям
Классификация затрат по степени зависимости величины затрат от уровня деловой активности
Классификация затрат по способу отнесения их на себестоимость отдельных изделий (подразделений)
Классификация затрат по экономической роли в процессе производства
Классификация затрат по степени воздействия на общую сумму затрат
Классификация затрат по их характеру
Классификация затрат по методу признания в качестве расхода
Классификация затрат по степени значимости при принятии решений
Классификации затрат в зависимости от задач управления
3.1. Общие положения классификации затрат
Информация о производственных затратах, формируемая в управленческом учете, важна для организации эффективного управления ими, для обоснования управленческих решений и их контроля. Формирование информации основано на: разработке соответствующей классификации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения.
Для классификации затрат исходят из принципа: «Разные затраты для разных целей». Данные о затратах, которые необходимы для одной цели, могут быть неподходящими для другой.
В целях аналитического учета затраты обязательно делят на 2 основных категории.
1. Постоянные или переменные — в зависимости от того, изменяются ли затраты при изменении объема производства.
2. Прямые или косвенные — в зависимости от того, относятся ли затраты напрямую на определенный вид продукции.
Цель данных классификаций.
1. Постоянные/переменные — используются для проведения анализа безубыточности и связанных с ним показателей, для оптимизации структуры выпускаемой продукции.
2. Прямые/косвенные — используются при рассмотрении вопроса о факте отнесения издержек на определенный вид продукции или подразделении предприятия.
Далее рассмотрим подробней основные классификации затрат.
3.2 Классификация затрат по экономическим элементам
Под экономическим элементом принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).
Выделяют следующие экономические элементы (5 нот):
материальные затраты; затраты на оплату труда; на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Номенклатура элементов затрат одинакова для всех отраслей экономики. Нормативно классификация затрат по экономическим элементам определена в Положении по бухгалтерскому учету.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.
В зависимости от этого соотношения отрасли экономики можно разделить на:
— материалоемкие (высокий удельный вес материальных затрат в себестоимости). Например, отрасли легкой и пищевой промышленности;
— трудоемкие (высокий удельный вес затрат на оплату труда). Например, добывающие отрасли: угольная, лесозаготовительная, торфяная;
— энергоемкие (высокий удельный вес занимают затраты на энергию). Например, цветная металлургия, производство легких металлов, ряд подотраслей химической промышленности;
— фондоемкие (высокий удельный вес затрат на амортизацию основных средств). Например, нефтедобывающая и газовая промышленность, гидроэнергетика;
— смешанные (высокий удельный вес нескольких элементов затрат). Например, машиностроительный комплекс имеет в составе себестоимости большой удельный вес материальных и трудовых затрат.
Таким образом, классификация затрат по экономическим элементам служит основой для разработки сметы затрат на производство; позволяет определить общую потребность предприятия в однородных ресурсах, используется для расчета структуры себестоимости продукции по отраслям.
3.3 Классификация затрат по статьям
Статья затрат — совокупность затрат, отражающая их однородное использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат.
Все затраты в постатейной группировке распределяются по месту возникновения и производственному назначению с учетом того, где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.
Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости, которые разработаны исходя из особенностей технологии и организации производства.
Типовая номенклатура включает 12 статей затрат.
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Единый социальный налог.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
8. Потери от брака.
9. Общепроизводственные расходы.
10. Прочие производственные расходы.
11. Общехозяйственные расходы.
12. Коммерческие расходы.
Первые 10 статей образуют производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации.
Статьи затрат делятся по степени экономической однородности на:
а) простые статьи затрат (однородные) — статьи затрат, состоящие из одного экономического элемента (например, сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих);
б) комплексные статьи затрат (сложные) — статьи затрат, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение(например: общепроизводственные, общехозяйственные расходы).
Данная классификация используется, для обоснования цены на предприятии. Для этого разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции по статьям.
3.4 Классификация затрат по степени зависимости величины затрат от изменения объема производства
Все затраты делятся на:
а) переменные затраты (VC)— затраты, которые находятся в прямой зависимости от изменения объема производства, продаж. Например, затраты на материалы, заработная плата производственных рабочих, затраты на электроэнергию на технологические нужды. В расчете на единицу продукции эти затраты неизменны при изменении объема производства.
В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства (продаж) их можно подразделить на:
— пропорциональные затраты — затраты, относительное изменение которых равно относительному изменению объема производства (например, основная заработная плата производствен - ных рабочих при прямой сдельной оплате труда);
— прогрессивные затраты — затраты, которые растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, заработная плата производственных рабочих при сдельно-прогрессивной системе);
— дегрессивные затраты — затраты, которые растут медленнее, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию, смазочные материалы);
— регрессивные затраты — затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.
Для описания поведения затрат используется коэффициент реагирования затрат (введен немецким ученым К. Меллеровичем):
Крз= ПроцентИзмененияЗатрат
ПроцентИзмененияОбъема
где Крз — коэффициент реагирования затрат.
Коэффициент реагирования:
— пропорциональных затрат равен 1;
— дегрессивных затрат находится от 0 до 1 (относительный рост затрат меньше, чем относительное увеличение объема производства);
— прогрессивных затрат — больше 1 (относительное увеличение затрат больше, чем увеличение объема производства);
б) постоянные затраты — затраты, которые не зависят от изменения объема производства. Например, затраты на амортизацию зданий и оборудования при линейном способе ее начисления, арендная плата, расходы на рекламу, заработная плата управленческого персонала (рис. 3.1).
Постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства
Постоянные затраты в управленческом учете принято классифицировать на полезные и бесполезные («холостые»):
FC постоянные = FCполезные + FCбесполезыые(3.2)
где FC — постоянные затраты.
Бесполезные затраты возникают, если производственный фактор используется не на полную мощность. Возникновение подобных затрат может быть связано с неделимостью производственного фактора (например, средства труда или рабочей силы).
Такое деление особенно актуально при анализе использования дорогостоящего оборудования, так как при неполном его использовании все равно начисляется амортизация и уплачиваются проценты на вложенный капитал, которые только частично являются полезными.
Величина большинства постоянных затрат не является абсолютно фиксированной. Часто мы имеем дело с полупостоянными затратами, которые постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то момент возрастают на определенную величину.
Поэтому, подразделяя затраты на переменные и постоянные, необходимо учитывать, что классифицировать их таким образом можно лишь в определенных пределах, в так называемой «области релевантности».
Область релевантности— интервал, в котором находится объем производства, соответствующий производственной мощности предприятия, и в котором зависимость между затратами и объемом производства строго линейна.
На практике классификация затрат на постоянные и переменные искажается из-за воздействия на величину затрат совокупности факторов (а не только объема производства). Поэтому затраты часто называют условно-переменными и условно-постоянными. Необходимо также учитывать, что затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существуют затраты, которые в одной ситуации являются переменными, а в другой постоянными.
Данная классификация определяется для конкретного предприятия и периодически пересматривается с учетом меняющихся условий деятельности. Строгая, законодательно закрепленная классификация в данном случае невозможна.
Классификация затрат на постоянные и переменные дает возможность: проводить анализ безубыточности как для отдельных изделий, так и для всего ассортимента выпускаемой продукции, анализ порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции; составляет сущность системы «директ-костинг».
3.5 Классификация затрат по способу отнесения их на себестоимость отдельных изделий (подразделений)
Выделяют:
а) прямые затраты на изделие (подразделение) — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на объект калькулирования (отдельное изделие, подразделение соответственно
Прямые затраты на изделие — связаны с производством отдельных видов продукции. Основные статьи прямых затрат: сырье и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих;
б) косвенные затраты на изделие (подразделение) — затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены к отдельному изделию (подразделению), они связаны с производством нескольких видов продукции (или деятельностью предприятия в целом). Например, затраты на рекламу, заработная плата менеджеров предприятия. Косвенные затраты учитываются обычно по месту их возникновения. Для их отнесения на себестоимость необходимы дополнительные расчеты по распределению пропорционально выбранной базе (основной заработной плате производственных рабочих и др.).
Основные статьи косвенных затрат: общецеховые расходы, общезаводские расходы, часть непроизводственных расходов.
Эта классификация затрат может быть использована для контроля затрат по подразделениям или центрам затрат, где они возникают. Такой вид учета называется учетом затрат по центрам ответственности.
Как правило, в большинстве случаев прямые затраты — переменны, а косвенные — постоянны. Прямые затраты находятся под контролем менеджеров, а косвенные — нет.
Деление затрат на прямые и косвенные может использоваться на предприятиях, выпускающих два и более вида изделий, поскольку при производстве однородной продукции все затраты будут прямыми.
3.6 Классификация затрат по экономической роли в процессе производства
Затраты делятся на:
а) основные затраты— затраты ресурсов, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции. Без этих затрат технологический процесс не может осуществляться. Например, затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;
б) накладные затраты — затраты, не связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции; образуются при организации, управлении и обслуживании производства.
Переменный характер могут иметь как основные, так и накладные затраты. Например, прямые затраты на материалы (основные) и затраты на упаковку готовой продукции, транспортные расходы, комиссионные посреднику (накладные) напрямую зависят от объема продаж.
Группировка затрат на основные и накладные не совпадает с группировкой затрат на прямые и косвенные, а существующее в экономической литературе отождествление основных затрат с прямыми, а накладных с косвенными не обосновано.
3.7 Классификация затрат по степени воздействия на общую сумму затрат
Эта классификация предусматривает возможность контроля отдельных статей затрат конкретным исполнителем. Выделяют:
а) регулируемые (подконтрольные) затраты— затраты, на которые менеджер может повлиять и которые изменяются в результате действий менеджера в течение заданного периода. Например, менеджер по снабжению может повлиять на уровень затрат на материалы и их доставку, выбирая поставщиков с лучшими ценой, условиями поставки, географическим расположением;
б) нерегулируемые (неподконтрольные) затраты— затраты, на которые менеджер повлиять не может. Например, он неспособен повлиять на величину процентной ставки за кредит банка.
Многие затраты не находятся полностью под контролем одного менеджера. В таких случаях решается — кто в наибольшей степени может влиять на уровень затрат.
Следует заметить, что подобное деление затрат достаточно условно.
3.8. Классификация затрат по их характеру связи с производством
Выделяют:
а) производственные затраты — затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. Они, в свою очередь, подразделяются на:
— прямые затраты на материалы — затраты на сырье и материалы, которые используются в производственном процессе и включаются в готовую продукцию (например, бумага для печатания журнала, яичный порошок для производства майонеза);
— прямые затраты на заработную плату (на труд) — затраты на заработную плату и дополнительные выплаты для работников, занятых непосредственно в производстве (например, зарплата операторов на предприятии по производству майонеза, а также дополнительные выплаты этим работникам);
— производственные накладные расходы — все остальные расходы по производству. Они делятся на:
— косвенные затраты на материалы — затраты на материалы, которые необходимы для производственного процесса и которые не становятся составной частью готовой продукции (например, сверла для сверления при изготовления столярной продукции); затраты на материалы, которые становятся частью продукции, но их стоимость незначительна (например, клей, краска);
— косвенные затраты на труд — затраты на содержание персонала, не занятого непосредственно на изготовлении товара, но услуги которого необходимы для производственного процесса (например, заработная плата кладовщиков, электриков);
— другие производственные затраты — затраты, которые не являются материальными или трудовыми. Например, затраты на амортизацию зданий и оборудования, на коммунальные услуги (освещение, отопление), затраты обслуживающих хозяйств (котельная, ремонтная служба), затраты на оплату сверхурочного времени и времени простоя.
б) внепроизводственные затраты — не связаны непосредственно с производственным процессом. Они возникают при управлении предприятием в целом и связаны с административно-управленческими и коммерческими расходами. В управленческом учете данные затраты называют затратами отчетного периода.
3.9 Классификация затрат по методу признания в качестве расхода
В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на:
а) затраты на продукт — затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности предприятия,
изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при сокращении производства;
б) затраты периода — затраты, связанные с отчетным периодом и его длительностью, не связаны с выпуском и продажей продукции.
Затраты периода всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на расчет прибыли. Затраты периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода. Если нет производства, то затраты периода остаются.
3.10 Классификация затрат по степени значимости при принятии решений
Не все затраты равнозначны для принятия решений. Поэтому затраты делят на:
а) релевантные (принимаемые в расчет) — затраты, имеющие существенное значение для конкретного решения. Например, затраты на производство дополнительной единицы продукции важны при принятии решения об увеличении выпуска, оптимизации товарного ассортимента;
б) нерелевантные (не принимаемые в расчет) — затраты, не имеющие существенного значения для конкретного решения.
Деление затрат на релевантные и нерелевантные имеет важное значение для принятия правильных управленческих решений. Релевантные затраты равны нулю при отказе от существующего варианта использования средств в пользу альтернативного, а нерелевантные затраты остаются неизменными. Следовательно, только релевантные затраты должны учитываться при принятии решений.
Пример. Фирма имеет 3 филиала, один из которых работает с убытком в 15 000 руб. Все возможные мероприятия по ликвидации убытков ни к чему не привели. Принимается решение о закрытии филиала. На первый взгляд, решение не вызывает сомнений. Однако для более правильного решения необходимо оценить релевантность затрат филиала.
К нерелевантным затратам филиала относятся:
— часть общехозяйственных расходов фирмы, которые сохранятся и после закрытия филиала;